История исследования эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:23, реферат

Описание работы

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так ив научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением

Содержание работы

Введение 2
Глава I 2
1.1 История исследования эмоций. 2
Глава II 2
2.1 Функции эмоций. 2
2.2 Виды эмоциональных состояний. 2
2.3 Характеристика отдельных эмоций. 2
2.4 Эмоции и чувства. 2
2.5 Эмоции и мотивы. 2
2.6 Эмоциональность. 2
Заключение 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 152.46 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

 

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

РЕФЕРАТ

 

 

По дисциплине: ________ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА________________

(наименование  учебной дисциплины согласно  учебному плану)

Тема:______________________ЭМОЦИИ_________________________________

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  гр. ТОП-12           ___________                            /Кривулькина О.В./

                                                                                                                                (подпись)                                                                                      (Ф.И.О.)  

 

 

Проверил:            доцент                     ____________                            /Зобнина Л.Я./

                                                       (должность)                                                     (подпись)                                                                                      (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

Введение 2

Глава I 2

1.1 История исследования  эмоций. 2

Глава II 2

2.1 Функции эмоций. 2

2.2 Виды эмоциональных  состояний. 2

2.3 Характеристика отдельных  эмоций. 2

2.4 Эмоции и чувства. 2

2.5 Эмоции и мотивы. 2

2.6 Эмоциональность. 2

Заключение 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал  с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с  трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так ив научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением Эмоции выполняют различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

1.1 История исследования эмоций.

 

Термин  «эмоции» (франц. Emotion – волнение, возбуждение, эмоция, от лат. Emoveo

–   потрясаю,   волную) используется  для  обозначения  психических  процессов переживания   человеком   отношения   к   тем   или   иным  явлениям  окружающей действительности.

В   18  и  19  вв.  не  было  единой  точки  зрения  на  эмоции.  Так,  согласно

трёхкомпонентной  теории  эмоций  В.  Вундта,  эмоции  выражают:  удовольствие – неудовольствие  (приятное – неприятное); напряжение – расслабление, освобождение от  напряжения,  возбуждение  – успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения,   характеризующиеся   непосредственным  влиянием  чувств  на  течение представлений  и  в некоторой степени влиянием последних на чувства. Телесные же

реакции  являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций  влияют  на  духовную  жизнь.  Подобная эклектичность взглядов дала повод одному  из  оппонентов  В.  Вундта  американскому  психологу сделать критическое замечание  в  адрес  трёхкомпонентной  теории:  «Теория Вундта – червяк. Разрежь пополам – каждая половина поползёт в свою сторону» (У. Джемс).

Современная  история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса  «Что  такое  эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса.

По   теории  Джемса  –  Ланге,  эмоция  определяется  как «восприятие телесных изменений»   (в   основном,   висцеральной   природы),  производимых  стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается следующими фактами: если  из  какой  либо  эмоции  как состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения,  представленные  в  телесных  симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется; невозможно  выполнение  движений,  соответствующих  оной эмоции, и одновременное переживание другой; имеется  соответствие между определёнными переживаемыми эмоциями и типичными для них мимическими и телесными реакциями.

Однако  периферическая  теория не была лишена недостатков. Сам  Джемс указывал на то,  что  в  рамках  его  теории  остаётся  необъяснимым  тот  факт,  что эмоция усиливается,  если  задерживается её физиологическое проявление (например, часто невозможно сдержаться от смеха, даже если очень стараешься это сделать).

Теория  Джемса  – Ланге была подвергнута критике со стороны У. Кеннона, которому после  серии  экспериментов с денервацией висцеральных органов экспериментальных животных удалось показать, что:

•отделение   внутренних  органов  от  центральной  нервной  системы  не  изменяет моциональное поведение;

•внутренние  органы  реагируют  слишком  интенсивно  и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоциональных ощущений;

•одни  и  те  же  висцеральные  изменения  возникают  при различных эмоциональных состояниях;

•искусственно   вызванные   висцеральные  изменения,  типичные  для  определённых эмоций, этих эмоций не вызывают.

Таламическую  теорию  У. Кеннона и Ф. Барда, предложенную авторами в 1927 – 1928 гг.,  можно  считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса – Ланге, так  как  её  авторы  считают,  что  не  эмоция  есть  осознание  двигательной и вегетативной  реакции,  напротив,  «вегетативные  изменения  и  мышечные реакции организма  являются  следствием  переживания  эмоций».  В основе  интерпретации центральной  нервной  системой  эмоциональной  ситуации  лежит  работа таламуса, который  одновременно  посылает  и  к автономной нервной системе, и к полушариям

головного  мозга,  где осознаётся значение эмоциогенной ситуации. Центром эмоций является  таламус,  а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции:  во-первых,  благодаря  ей  значительно  увеличивается  число ситуаций, вызывающих  эмоцию,  сочетание  в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает  возможности  различения  стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей;   во-вторых,  благодаря  коре  эмоциональные  реакции  отличаются большей адекватностью ситуации.

Несмотря   на   очевидные   достоинства,   теория   Кеннона   – Барда страдает механистичностью,   сводя   сложный  механизм  действия  эмоций  к  рефлекторной деятельности.   Безусловно,   физиологические   корреляты   являются   фактором, детерминирующим  эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам  двухфакторной  теории эмоций Э. Шехтеру и Д. Сингеру (1962 г.). Уровень активации,  составляющий  физиологическое возбуждение, ещё не определяет эмоцию.

Для  этого  необходимо когнитивная интерпретация  связанных с конкретной ситуацией причин  внутреннего  состояния  возбуждения. Уровень активации – физиологический компонент  –  обладает  энергетической  функцией. Когнитивный компонент сообщает переживанию   эмоции   содержание,  окраску  и  направленность.  Таким  образом, согласно  данной  теории, эмоциональное реагирование обусловлено двумя факторами

–  физиологическим  и  когнитивным.  Например, одна и та же ситуация – дождливая погода  –  может  рассматриваться  в  различных  смысловых контекстах и вызвать, соответственно  различные  эмоциональные  реакции:  если рассматривать дождливую погоду  в  контексте  планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же  в  контексте  открывшейся  возможности  остаться  дома и почитать интересную книгу,   то,   как   минимум,   реакцию   удовлетворения. Подобный   приём   в нейролингвистическом  программировании носит название «рефреминга» (смены рамки, изменение смыслового контекста, в который включается то или иное событие).1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

2.1 Функции эмоций.

Функция эмоций — это узкое природное  предназначение, работа, выполняемая  эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) — это характер и степень  участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций может быть положительной  и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной.

Функции эмоций.

1. Организующая функция. Эмоции, прежде  всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать  параллельно осуществляемой деятельности. Даже такая биологическая реакция,  как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной. Например, когда от серьезной опасности индивиду приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.

2. Функция мобилизации. Мобилизующая  функция эмоций проявляется, в  первую очередь, на физиологическом  уровне: выброс в кровь адреналина  при эмоции страха повышает  способность к бегству, а понижение  порога ощущения, как составляющая  эмоции тревоги, помогает распознать  угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который  наблюдается при интенсивных  эмоциональных состояниях, заставляет  организм сосредоточить все усилия  на преодолении негативной ситуации.

3. Оценочная функция эмоций ставит  их в один ряд с другими  формами познания. Эмоции отражают  в форме непосредственного переживания  значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних  воздействий и служат одним  из главных механизмов внутренней  регуляции психической деятельности  и поведения, направленного на  удовлетворение актуальных потребностей. Эмоция дает возможность мгновенно  оценить смысл изолированного  раздражителя или ситуации для  человека. Эмоциональная оценка  предшествует развернутой сознательной  переработке информации и поэтому  как бы «направляет» ее в  определенное русло. Все знают,  как важно первое впечатление,  которое мы производим на нового  знакомого. Если первое впечатление  от человека благоприятное, то  в дальнейшем достаточно сложно  разрушить возникшую позитивную  настройку восприятия. И наоборот, «реабилитировать» в своих глазах  человека, который почему-то показался  нам неприятным, удается с трудом.

4. Функция компенсации информационного  дефицита. Возникновение эмоций  как механизма, компенсирующего  дефицит информации, объясняет гипотеза  П.В. Симонова. Основываясь на  данных, полученных при обследовании  космонавтов, П. В. Симонов предположил,  что мера переживания эмоции  зависит от двух факторов: 1) значимости  потребности и 2) разности между  информацией, необходимой для  ее удовлетворения (Ин), и доступной  в данный момент информацией  (Ид). Указанная разность отражает, по мнению автора, субъективную  вероятность достижения цели. Причем  в том случае, если 

Ин < Ид, наблюдается возникновение  отрицательных эмоций (страх, гнев, тревога, отвращение), а если Ин > Ид — то положительных (радость, интерес). Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных — снижает их интенсивность.

5. Функция побуждения и поддержания  деятельности. Эмоции относятся  к процессам внутренней регуляции  поведения. Будучи субъективной  формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности  по их удовлетворению, побуждая  и направляя ее. Как уже было  упомянуто, регуляция нашей деятельности  осуществляется не только на  основе знаний о мире, но и  ориентируясь на эмоции. Современный  человек весьма изощрен по  части мотивировок своего поведения,  однако именно эмоции открывают  ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности  динамика эмоций сигнализирует  об ее успешности или препятствиях.

6. Регуляторная функция эмоций, указывает  на способность эмоций оставлять  следы в опыте индивида, закрепляя  в нем все воздействия, а  также удавшиеся/ неудавшиеся  действия, которые их возбудили. 

7. Функция следообразования. Эта функция является логическим продолжением регуляторной функции. Актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т. е. тогда, когда действовать уже поздно. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Особенно важна данная функция в том случае, когда адаптивный результат поведения отсрочен. Кроме того, эмоции имеют тенденцию к обобщению. Все ситуации, сколько-нибудь схожие с теми, что уже были пережиты, приобретают определенный эмоциональный маркер. В целом механизм обобщения эмоций носит позитивный характер, но иногда он приобретает и патологические, нерациональные формы фобий.

Информация о работе История исследования эмоций