Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:23, реферат
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так ив научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением
Введение 2
Глава I 2
1.1 История исследования эмоций. 2
Глава II 2
2.1 Функции эмоций. 2
2.2 Виды эмоциональных состояний. 2
2.3 Характеристика отдельных эмоций. 2
2.4 Эмоции и чувства. 2
2.5 Эмоции и мотивы. 2
2.6 Эмоциональность. 2
Заключение 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
речи затрудняет или полностью прекращает способность произносит слова; голос делается хриплым и надорванным, язык не может повернуться, мускулы лица расслабляются, широко раскрытые глаза вследствие паралича сжимательных мускулов становятся неподвижны, пристальны и упорны. Если мускульная иннервация неправильна и прерывиста, то человек начинает дрожать, трепетать, заикаться от страха».
Физиологическими признаками гнева Ланге называет расширение больших жил или вен, и усиленную иннервацию произвольных мускулов. Эти явления внешне проявляются в «раздувании» вен лба, тела, шеи, рук, а также в преобладании сильных и быстрых движений: «человек впадает в неистовство. Он вскакивает, сжимает кулаки, размахивает вокруг себя руками; он делает большие шаги, стискивает зубы, «скрежещет» ими, грозит, кричит, топает ногами, гремит, стучит, рычит от ярости. Ему хотелось бы разрушить весь мир, и в самом деле он
может в своей ярости развить такую силу, которая решительно превышает всё, что он мог бы совершить в спокойном состоянии», однако, «его мышечная иннервация так неустойчива, что его удары не попадают туда, куда он метит, он «бьёт зря» и вследствие этого является не особенно опасным врагом для хладнокровного противника». «Когда гнев доходит до своей высшей точки, до бешеной ярости, то он часто принимает комический характер, потому что заставляет свою жертву скакать, кружиться и походить на беспутного весельчака».4
Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более чёткой дифференциации. Процесс решения этой сложной проблемы нельзя считать завершённым, что подтверждается наличием разногласий между специалистами в обозначении качественных различий эмоций и чувств. Некоторые психологи склонны отождествлять эмоции и чувства. Одни полагают, что
чувства являются неразложимыми, конечными явлениями, изменяющимися лишь количественно. Другие же, напротив, утверждают, что чувство представляет собой сложную целостность и содержит в себе различные нюансы.
В своей фундаментальной работе «Основы общей психологии» С. Л. Рубинштейн рассматривает три основных уровня эмоциональных переживаний.
Первый – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Эти состояния могут выступать в качестве эмоциональной окраски отдельного процесса ощущения или выражать разлитое органическое самочувствие индивида.
Второй уровень составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На этом уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Дифференциация чувств происходит в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Их можно подразделить на интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.
На третьем уровне находятся обобщённые чувства, выражающие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Сюда можно отнести чувство юмора, чувство возвышенного и т.п.
Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Основанием для выделения служит их предметный характер, который возникает в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением (идеей) о некотором объекте. А. Н. Леонтьев также указывает, что чувства образуют ряд уровней: от непосредственных
чувств к определённому объекту и до высших социальных чувств, относящихся к общественным ценностям и идеалам.
Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Так, выражая чувство любви по отношению к нашим детям, мы можем радоваться их успехам, беспокоится об их здоровье, досадовать, если они не оправдывают наших надежд и т.д. Однако, в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в окружающей действительности явления, имеющие стальную потребностно-мотивационную значимость. В иерархической системе чувств ведущее положение занимают те из них, которые соответствуют актуально действующим мотивам. Другие же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т.д. Возникающие чувства могут предопределяться преобладающими фантазиями, сонмом воображаемых образов.
Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определённому кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований
личности.
Существуют чувства исключительной стойкости, длительности, характеризующиеся более высоким уровнем возбудимости, что обусловливает смещение всех иных чувств на второй план. Такие эмоциональные состояния называют страстями. С качественной точки зрения страсть полностью захватывает человека, она полна энергии и сконцентрирована на своей цели. Страсти не обязательно ведут к
непосредственной
разрядке; страстный человек
постоянно находится в
Позитивное значение страсти состоит, прежде всего, в том, что она выступает в качестве мощного двигателя человеческого поведения, а её реализация приводит, по образному выражению Ж. П. Сартра, к «спонтанному преобразованию мира».5
Эмоции сопровождают практически любые проявления активности субъекта и определяют её характер. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции инициируют активность, направленную на избегание вредных воздействий.
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, отражаемых в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения.
Эмоции не только указывают на важность и модальность явлений действительности. Они поддерживают установку на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности: активный или пассивный, спокойный или тревожный и т.п.
Выполняя любимую работу, мы склонны трудиться с полной отдачей. При отрицательном эмоциональном отношении работоспособность человека ухудшается.
Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются. Эта закономерность убедительно продемонстрирована в потребностно-информационной теории эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией, эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретённого индивидуального опыта. Симонов предложил свою информационную
теорию эмоций, в которой доказывал, что ситуация, о которой у субъекта достаточно информации, помогающей реализации потребности, вызывает положительные эмоции. Ситуация, о которой информации недостаточно, вызывает отрицательные эмоции, т.к. субъект на знает, не уверен в возможности
удовлетворения потребности.
А. Н. Леонтьев считал, что сами эмоции не являются мотивами, и в качестве иллюстрации этого вывода использовал высказывание Дж. Ст. Милля о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания. Мотивационные теории эмоций признаю побуждающую функцию
субъективных переживаний. Согласно Р. У. Липеру, эмоции представляют собой одну из форм мотивации наряду с такими «физиологически обусловленными» мотивами, как голод или физическая боль.
Полагая эмоцию в качестве компонента мотивации, Б. И. Додонов подчёркивает двойственность её психологической сущности: эмоции есть одновременно и оценка других ценностей, и ценности сами по себе. Как оценки эмоции направляют деятельность человека не те или иные объекты или отвращают от них. Как ценности они определяют склонность индивида к каким-то одним деятельностям и безразличие к другим. Эмоции играют роль своеобразного объекта потребностей: человек хочет испытывать какие-либо переживания, наслаждаться ими.
В работах В. К. Вилюнаса акцент ставится на неразрывной связи эмоций и мотивов как двух сторон мотивационной системы личности. Чувства личности также многочисленны, противоречивы и иерархически организованы, как и мотивы. Среди них также могут выделиться одно или несколько ведущих чувств, подчиняющих себе все остальные. Ведущие эмоции и чувства открывают субъекту значимость или смысл самого предмета потребности.
Мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. В таком случае справедливо предположить, что эмоциональные переживания могут быть итоговой, результативной формой существования мотивации.
Те процессы, которые подготавливают и определяют появление эмоциональных оценок и побуждений, заслуживают отдельного внимания психологов – исследователей проблемы соотношения эмоций и мотивов.6
В обыденном, житейском смысле эмоциональность понимается в двух значениях.
Во-первых, эмоциональным называют человека, бурно реагирующего на обстоятельства: вспыльчивого, необузданного или восторженного, жизнерадостного.
Во-вторых, так говорят о человеке впечатлительном, тонко чувствующем, легко ранимом.
В научной психологии понятие «эмоциональность» весьма продуктивно используется при рассмотрении индивидуальных различий эмоциональной жизни.
Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: её мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т.п. Качественные характеристики эмоциональности описывают отношение индивида к явлениям действительности. Они выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения
эмоциональных процессов и их внешнего выражения.
На вопрос о том, является ли эмоциональность врождённым или приобретённым свойством, нельзя ответить однозначно. Ещё И. П. Павлов считал, что различия в эмоциональности животных или людей зависят от самого типа нервной системы и от тех влияний, которым подвергался индивид с момента рождения.
Замечено, что лица, перенесшие тяжёлые заболевания, сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев и страх, причём люди, имеющие несколько заболеваний, реагируют ещё острее. В то же время эмоциональные потрясения имеют более или менее генерализованный аффект, а эмоциональность обычно носит избирательный характер. У эмоциональных субъектов независимо от того, чем обусловлена их
эмоциональность, отмечается высокая энергетическая мобилизация, с трудом поддающаяся контролю и порождающая эмоциональные реакции. В аналогичных ситуациях у неэмоциональных субъектов наблюдаются лишь приспособительные реакции. Данная закономерность позволяет двояко рассматривать эмоциональность: как разную степень чувствительности и как разную степень нарушения механизмов регуляции. В таком случае минимальная эмоциональность будет обнаружена при
низкой чувствительности и высоком уровне развития навыков регуляции поведения.
Большинство психологов выражают согласие с тем, что эмоциональность следует рассматривать в качестве одной из центральных составляющих темперамента. Сама эмоциональность имеет сложную структуру, включающую в себя ряд основных компонентов.
Остановимся на них.
Эмоциональная возбудимость. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия.
Сила эмоций. Функция этого свойства – энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов.
Тревожность – это эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Эмоциональная устойчивость. Функция данного свойства – сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений
Попытка расширить перечень компонентов эмоциональности приводит к выходу за рамки её понимания как составляющей темперамента. В то же время такие параметры личности, как сензитивность (повышенная чувствительность к происходящим с человеком событиям) и эмотивность (богатство нюансов и утончённость эмоциональных переживаний) признаются характерологическими особенностями.