Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:23, реферат
Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так ив научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением
Введение 2
Глава I 2
1.1 История исследования эмоций. 2
Глава II 2
2.1 Функции эмоций. 2
2.2 Виды эмоциональных состояний. 2
2.3 Характеристика отдельных эмоций. 2
2.4 Эмоции и чувства. 2
2.5 Эмоции и мотивы. 2
2.6 Эмоциональность. 2
Заключение 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
8.
Функция коммуникации. Экспрессивный
(выразительный) компонент
9.
Функция дезорганизации. Интенсивные
эмоции способны нарушить
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени
дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний:
чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.
1.Чувственный тон – это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их устранению или сохранению. Может быть сравним с примитивными психическими тропизмами (приближение к приятному стимулу малой интенсивности и удаление от стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить
вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п. (например, «приятный собеседник», «скучная книга»).[6]
2.Собственно
эмоции – психическое
отражение в форме
Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Хотя эта, весьма общая, классификация эмоций в целом правильна и полезна, понятия положительности и отрицательности в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и ещё чаще – с защитой и утверждением
личностной целостности. Страх также связан с выживанием и наряду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка. Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, более точно было бы считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение.
В этом смысле будет ли данная эмоция положительной или отрицательной, зависит от интраиндивидуальных процессов взаимодействия субъекта и окружающей среды.
Не менее популярной является классификация эмоций по отношению к деятельности и, соответственно, их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие).
Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей – биологические, социальные и идеальные эмоции, по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности,- контактные и дистантные.
3.Аффект
– стремительно и бурно
протекающий эмоциональный
влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции – ступор или хаотичные нецеланправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: изменённость сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной
амнезии.
4.Страсть
– интенсивное, обобщённое и
продолжительное переживание,
соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство моциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.
5.Настроение
– сравнительно продолжительное,
устойчивое психическое
эмоциональное сопровождение в форме чувственного тона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения – «у меня прекрасное настроение» (от музыки)). Определённую роль играют индивидуально – личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия- склонность к повышенному настроению, дистимия – склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность – высокая эмоциональная чувствительность и глубина
эмоциональных реакций и др.).3
История изучения эмоций включает в себя многочисленные попытки выделения так называемых базовых или фундаментальных эмоций, различные комбинации которых порождают широкий спектр эмоциональных состояний человека. Так, Кэрролл Еллис Изард выступает за то, что каждая фундаментальная эмоция является системой,
образованной следующими тремя компонентами: «(а) специфический внутренне детерминированный субстрат, (б) характерные мимические или нервно-мышечные выразительные комплексы, (в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество» [7]. На этих основаниях Изард выделяет десять эмоций, определяемые им как фундаментальные.
•Интерес - волнение
•Положительная эмоция, стимулирующая внимание, любознательность и увлечённость объектом интереса; мотивирует обучение
•Радость
•Максимально желаемая эмоция, продукт определённых «радостных» событий, условий
•Удивление
•Мимолётное состояние, возникающее в результате внезапного события, направляет все когнитивные процессы на это событие
•Горе - страдание
•Переживается как падение духа, как чувство одиночества, жалости к себе
•Гнев
Эмоция, возникающая в результате обиды ил нанесённого ущерба и мобилизующая индивида на ответные действия; играла большую роль в процессе эволюции, а в процессе социализации современного человека усилия направляются на воспитание снижения проявлений гнева
•Отвращение
Эмоция, возникающая при восприятии физической или психологическойизнашиваемости (по формулировке Изарда: когда что-нибудь портится»); мотивирует желание «избавиться от кого-либо или чего-либо»
•Презрение
В процессе эволюции играло функцию подготовки к встрече опасного противника, сегодня считается непродуктивной эмоцией; проявляется в желании чувствовать превосходство в различных жизненных аспектах
•Страх
Вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности; может парализовать, а может мобилизовать энергию
•Стыд
Появление этой эмоции обусловлено потребностью человека в социальных связях; мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; при одних обстоятельствах может способствовать появлению конформности, при других – нарушению групповых норм
•Вина
Родственная стыду эмоция, однако, если стыд может возникать из-за любых ошибок, то вина проявляет себя при совершении человеком промахов морального, этического, религиозного характера.
Задолго до К. Е. Изарда Карл Георг Ланге, датский медик и физиолог, из всего спектра душевных движений выделил и подробно исследовал то, что называл «наиболее резко выраженными и характерными эмоциями»: радость, печаль, страх, гнев, а также с некоторыми допущениями: смущение, нетерпение, разочарование. Ланге описывал основные черты «физиологии» и «физиогномии» эмоций, их физиологические и поведенческие компоненты.
Радость, по мнению Ланге, вызывает «повышенную функциональную деятельность произвольного двигательного аппарата и расширение мельчайших кровеносных сосудов». Эти изменения влекут за собой следующие наблюдаемые последствия: «радующийся человек чувствует усиленную потребность в движении, двигается быстро и живо, сильно жестикулирует. Лицевые мускулы сокращаются, лицо делается округленным. В радости глаза блестят, сверкают. Наиболее заметный результат от общего расширения мелких сосудов у весёлого человека составляет усиленный
приток крови к коже…все те, у кого кожа бела и прозрачна, краснеют, горят от радости; весёлому человеку жарко, его коже делается полной и гладкой, он весь приободряется».
Наиболее «резкая» черта печали, считал исследователь, заключается в её парализующем действии на произвольный двигательный аппарат»: «движения, которые раньше совершались легко, теперь делаются с трудом и усилием, медленно, лениво, вяло. Печальный человек часто так легко узнаётся по своему наружному виду: он ходит медленно, пошатывается, плетётся с опущенными вниз руками; его голос слаб и беззвучен вследствие слабой деятельности выдыхательных и гортанных мышц; охотнее всего он сидит, не шевелясь, расслабленный и молчаливый.
Осунувшиеся его черты в связи с его вялостью именно и придают лице печального человека то характерное выражение, которое часто производит впечатление
исхудания; печальный человек с трудом согревается и очень чувствителен к холоду…», у него «возникает чувство недостатка воздуха (одышка) и стеснения в груди. Эти «мучительные» и «тягостные» ощущения содействуют увеличению страдания у печального человека, который поэтому старается избавиться от них посредством долгих и глубоких вдыханий, вздохов».
Страх близок к печали, он также сопровождается «парализованием произвольного двигательного аппарата, судорожным состоянием сосудосжимающих мышц», но и, дополнительно, судорожным сокращением «всех остальных мышц». Однако, страх парализует в гораздо большей мере, чем печаль. «Парализование мускулов органов