Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:54, реферат
Антропология (от греч. anthrdpos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, наследственности и изменчивости, структуре и численности человеческих популяций во времени и пространстве, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Современная антропология изучает человека с позиций диалектического
1 Предмет, содержание и история развития антропологии………………………..
3
1.1 Современная антропология как интегративная наука………………………….
3
1.2. История формирования научных принципов и развития антропологических исследований …………………………………………………………………………
7
1.3. Исследования в Беларуси ……………………………………………………….
17
1.4. Содержание и принципы основных разделов науки о человеке ……………..
20
Литература…………………………
СОДЕРЖАНИЕ
1 Предмет, содержание
и история развития |
3 |
1.1 Современная антропология
как интегративная наука………………… |
3 |
1.2. История формирования
научных принципов и развития
антропологических |
7 |
1.3. Исследования в
Беларуси ……………………………………………………… |
17 |
1.4. Содержание и принципы основных разделов науки о человеке …………….. |
20 |
Литература…………………………………………………… |
24 |
1 Предмет, содержание и история развития антропологии
1.1 Современная антропология как интегративная наука
Антропология (от греч. anthrdpos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, наследственности и изменчивости, структуре и численности человеческих популяций во времени и пространстве, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Современная антропология изучает человека с позиций диалектического единства его двойственной природы:
♦ как представителя биологического вида (живой организм);
♦ как представителя определенной социальной среды.
До настоящего времени
в мировой науке не существовало
единой трактовки термина «
В Польше, Чехии, Словакии и некоторых других странах антропологическая наука ограничивается изучением биологической изменчивости человека.
Польские антропологи выделяют популяционный(расовый), онтогенетический (изучающий индивидуальное развитие) и филогенетический (изучающий эволюцию человека) разделы.
В советской науке содержание антропологии раскрывалось рядом наук, среди которых ведущая роль принадлежала археологии и этнографии.
Археология изучает историю человека по материальным остаткам жизни и деятельности людей, вещественным памятникам культуры.
Этнография изучает этносы (народы), их культуру и быт, происхождение народов, историю расселения по земному шару и процессы их культурно-исторического взаимодействия.
Человек — существо биосоциальное, поэтому антропологию отличает от других наук о человеке обращение к связям его биологических особенностей и различных социальных факторов.
Используя данные ряда естественных и социальных наук, антропология выступает как интегративная наука (табл. 1). Наиболее тесно связаны с антропологией такие разделы биологических знаний, как генетика, сравнительная морфология, сравнительная физиология, общая биология, общая экология, из гуманитарных наук — археология, этнология, психология, демография и др.
В результате интеграции знаний о человеке появились новые междисциплинарные разделы и субдисциплины. В отечественной науке утвердился термин «антропология культуры». Выделяется направление, называемое антропология психологии. Одно из направлений этого раздела — изучение этнических особенностей психики людей.
Педагогическая антропология и этнопедагогика — междисциплинарные направления, развивающиеся на стыке педагогики, этнографии, антропологии и социологии, где человек рассматривается как объект обучения, исследуются способы обучения детей в различных этносах. Идеи педагогической антропологии заложил К.Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания». Эти идеи в дальнейшем переросли в направление, получившее название «педология». В России оно поддерживалось и развивалось благодаря усилиям ряда врачей и психологов — В.П. Кащенко, П.П. Блонского, Л.С. Выготского.
В последнее время используется термин «социальная антропология» — область знания, изучающая общества, изолированные от письменной исторической традиции.
Медицинская и валеологическая антропология — междисциплинарные направления, связанные с проблемами здоровья, с поиском грани нормального — патологического и меры гармоничного развития человека. Цель медицинской антропологии — разработка комплексных представлений о пределах изменчивости организменных и личностных свойств человека, дифференцированных в соответствии с возрастом, полом, этнотерриториальной принадлежностью, профессией и другими факторами.
Как продолжение комплексных исследований человека, на базе антропологии, социальной гигиены, общей и медицинской географии сформировалась новая отрасль знания — экология человека, изучающая закономерности динамического взаимодействия людей с факторами среды их обитания (физическими, биологическими, социальными), в совокупности воздействующими на организм.
Понятие «экосистема» как среда обитания человека шире, чем другого биологического вида. Оно охватывает и собственно природные, или абиотические, факторы: влияние солнечного света, осадков, суточных колебаний температуры, неорганических веществ, микроэлементов, важных для организма человека.
Биотические факторы включают воздействие растительного и животного мира.
Социальные факторы — это созданная человеком искусственная среда обитания, культура и социум, т.е. общественные отношения и институты.
Одним из междисциплинарных направлений, связанных с биологической антропологией, является эргономика, или антропология промышленности, изучающая функционирование человека в системе производственных отношений; это направление получило также название «человеческий фактор». В нем ассимилируются результаты антропологических исследований, достижения техники, психологии, медицины для создания оптимальных производственных условий.
Таблица 1
Культурная антропология |
Физическая антропология | |||||
Этнология |
Лингвистич. антропология |
Социальная и философская антр-гия |
Психологическая антропология |
Морфология – изучает физич.орг-цию современного человека, закономерности изменчивости организма человека во времени и пространстве, а также вариации отдельных его частей |
Антропогенез - сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека |
Расоведение – изучает историю возникновения расовх типов, распространение их по территории Земли, историю формирования рас, причины расообразования и закономерности изменений и расовых типов. |
Направление исследований: естественно-историческое (связь культуры с природой |
Символико- интерпретативное (изучает
смысловые и символические |
Социальное (связи культуры и социальной организации) |
Психологическое (национально-психологические особенности людей, становление психики, психосоматического единства организма человека) |
Соматология изучает изменчивость тела человека в целом; мерология изучает изменчивость отдельных органов |
Выделяют эволюцию человека – изменение его морфофункциональных показателей от начальной стадии к современному человеку и социогенез – историю становления человеческого общества |
Этническая антропология – изучает антропологический состав народов мира и проблемы этногенеза |
Возвратная антропология (ауксология) – прослеживает динамику физического развития человека от рождения до старости |
Историческая антропология
использует данные, полученные всеми
разделами науки для |
1.2. История формирования научных принципов и развития антропологических исследований
Как наука со своими специфическими методами исследования антропология выделилась в конце XIX — начале XX в. Однако интерес к проблеме возникновения человека, его физическому типу, расовым различиям прослеживается с глубокой древности.
Расовые особенности запечатлены в древней скульптуре, в наскальной живописи. Так, французский археолог А.Лот, открывший многочисленные наскальные рисунки в некоторых районах Сахары, отмечает, что антропоморфные изображения, пришедшие на смену рисункам животных, настолько четки, что позволяют определить антропологический тип изображенных людей. По этим рисункам он выделил в скотоводческом населении массива Тассиль конца 3-го — начала 2-го тыс. до н.э. представителей трех рас — негрской, эфиопской и европеоидной.
В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме происхождения человека. В них дается стихийно-материалистическое объяснение процессов расообразования и даже есть указание о прародине человека.
Согласно этим представлениям, на Земле в горных районах Джамбудвипы (местность, лежащая между Индостаном и Юго-Восточной Азией) появились крупные обезьяны. Их потомки в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и открытые местности по берегам рек. Те, кто ушел на восток, стали предками желтокожих племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг, произошли чернокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-запад — светлокожие (европеоиды). Оставшиеся в горах крупные обезьяны в людей не превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание обезьян некоторыми африканскими народами.
В период разложения первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческих государств потребности практической жизни стимулировали рост научных знаний. Совершенствование искусства бальзамирования трупов людей и священных животных в Древнем Египте стало источником сведений из области анатомии.
Большую роль в развитии биологии, медицины и естествознания сыграли работы древнегреческих ученых. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений.
Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых являются все тела природы. Анаксимандр утверждал, что человек произошел от животных особого вида, так как большинство животных вскоре после рождения могут питаться сами. Лишь человек нуждается в длительном вскармливании, из-за чего не мог бы выжить в начале мироздания.
В сочинениях Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О душе» человек рассматривается как часть природы, существо, имеющее сходство с различными животными по ряду признаков. Он предложил первую классификацию животного мира, определив место человека в природе. Аристотель разделил известных ему животных на два класса: бескровных и «с кровью». Среди последних был выделен особый ряд «высших животных — живородящих четвероногих, покрытых волосами и дышащих легкими», соответствующий по современной классификации млекопитающим. Причислив к этому ряду и человека, Аристотель считал выделенные им классы не изолированными друг от друга, а соединенными плавными переходами от низкоорганизованных существ к более высокоорганизованным. Ставя в своей классификации человека рядом с животным, Аристотель подчеркивал и различия между ними, наиболее важным из которых, по его мнению, является социальность человека. Аристотеля по праву можно назвать основателем сравнительной анатомии. Ему принадлежит идея о «лестнице существ», т.е. ряде постепенного повышения их организации.
Из древнеримских мыслителей следует упомянуть Марка Варрона, который в сочинении «О природе» высказал мысль о естественном происхождении человека.
Поэт-натурфилософ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» развил материалистические идеи о происхождении мира и человека, нарисовал картину эволюции культуры от первобытной дикости до современной ему цивилизации.
Во II в. н.э. древнеримский врач Гален на основании вскрытия трупов животных, в том числе обезьян, изложил в анатомических трактатах принципиально новые для своего времени мысли. В произведениях «Об анатомических отправлениях» и «О частях человеческого тела» он указал на взаимосвязь между строением органа и его функцией, между биологическими особенностями и образом жизни животных. Его работами завершились научные достижения античного мира.
В эпоху Средневековья анатомические исследования были запрещены церковью. Единственной идеологией стала религия. Библейская легенда о сотворении мира и человека прочно укоренилась в сознании людей, а в науке она трансформировалась в концепцию креационизма (от лат. creator — творец), стремившуюся согласовать науку с догматами религии. Даже в XVIII в. выдающийся естествоиспытатель Карл Линней считал человека венцом божественного творения, несмотря на то что в созданной им научной классификации растительного и животного мира, которая используется и в настоящее время, человек поставлен рядом с обезьяной.
Эпоха Возрождения характеризуется крупными достижениями во всех науках. Значительный вклад в естествознание, в частности медицину, внес Леонардо да Винчи. Он первый произвел с натуры зарисовки мускулатуры и костей человека, описал сосуды и внутренние органы плода на стадии внутриутробного развития.