История развития антропологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Антропология (от греч. anthrdpos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека, наследственности и изменчивости, структуре и численности человеческих популяций во времени и пространстве, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Современная антропология изучает человека с позиций диалектического

Содержание работы

1 Предмет, содержание и история развития антропологии………………………..
3
1.1 Современная антропология как интегративная наука………………………….
3
1.2. История формирования научных принципов и развития антропологических исследований …………………………………………………………………………
7
1.3. Исследования в Беларуси ……………………………………………………….
17
1.4. Содержание и принципы основных разделов науки о человеке ……………..
20
Литература…………………………

Файлы: 1 файл

АНТРОПОЛОГИЯ.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Везалий вошел в историю науки как реформатор анатомии. Он дал глубокое описание опорно-двигательного аппарата и других систем человеческого организма.

В 1600 г. появились первые исследования А. Шпейгеля по краниологии. В этот период изучается анатомия высших и низших обезьян.

Путешествия и географические открытия сыграли большую роль в развитии знаний о расах. Марко Поло открыл для европейцев культуру азиатских стран, в том числе Китая. Путешествия и открытия Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана  Магеллана не только расширили знания в области культуры народов мира, но и дали представление о типах экваториальной расы, о флоре и фауне Америки и Африки.

Французский путешественник Ф. Бернье в 1684 г. опубликовал первую классификацию человеческих рас. Он выделил четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды и лапоноиды. В последующие годы интерес к проблеме рас и физического облика настолько возрос, что в 1799 г. в Париже было организовано Общество по наблюдению за человеком, которое ставило своей целью изучение расовых особенностей человека при помощи описательных методов. Была разработана инструкция с рекомендациями, на что обращать внимание при описании населения разных стран. Все это способствовало оформлению науки о человеке.

Значительный вклад  в развитие антропологических знаний внес Жорж Бюффон. В «Естественной истории» (т. 1—36, 1749—1788) он описал различия в физическом типе человека, детерминированные, по его мнению, климатом и условиями быта. Складывалось материалистическое понимание биологического разнообразия, формировался эволюционный принцип в изучении животных и человека.

Ж. Ламарк в работе «Философия зоологии» (1809) высказал идею о происхождении одних видов животных от других и обосновал принцип историзма в биологии.

В 1868 г. немецкий ученый Эрнст Геккель сформулировал «биогенетический закон», согласно которому индивидуальное развитие человека (онтогенез) повторяет этапы исторического развития живых организмов на Земле (филогенез). Из биогенетического закона вытекало, что по зародышевому развитию (эмбриогенез) организма можно восстановить историю его вида. Например, процесс дробления на первых стадиях эмбриогенеза напоминает процесс развития многоклеточных животных (протозойская эра). В возрасте нескольких недель зародыши человека и других млекопитающих обнаруживают черты сходства с рыбами: по бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды, кровеносная система сходна с таковой у рыб, похожа форма тела, есть хвост.

От древних амфибий  человек унаследовал часть мигательной  перепонки в виде полулунной складки, или слезного мясца, во внутреннем углу глаза. Этой складке соответствует хорошо развитая у современных земноводных, пресмыкающихся и птиц мигательная перепонка, имеющаяся и у некоторых рыб.

У 6-недельного зародыша человека формируются зачатки нескольких пар молочных желез, на лице и по всему телу первичный волосяной покров (лануго). К моменту рождения он сменяется вторичным. Характер распределения волос на теле плода человека в известной степени повторяет расположение чешуи на кожном покрове древних рептилий — предков млекопитающих.

Сущность биогенетического закона в дальнейшем подтвердилась.

В формирование эволюционных взглядов большой вклад внесли геология и палеонтология. Остатки различных видов растений и животных свидетельствуют о постепенном  приспособлении их строения к менявшейся среде или о вымирании.

Стройная эволюционная теория впервые была сформулирована Чарлзом Дарвином в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). На большом фактическом материале он доказал, что все существующие растения и животные произошли от более простых организмов путем постепенных изменений, накапливавшихся в последующих поколениях. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор — выживание наиболее приспособленных особей. Материалом для естественного отбора служит изменчивость организмов, а наследственность закрепляет в потомстве полезные приспособительные свойства.

Эволюционные взгляды  Ч. Дарвина поддерживал и развивал английский ученый Т. Гексли, который на основании данных сравнительной анатомии и эмбриологии в книге «О положении человека в природе» (1863) показал, что антропоморфные  обезьяны по многим признакам ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель установил существование в далеком эволюционном прошлом человека промежуточного звена, которому дал название «питекантроп» — обезьяночеловек.

В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871) на основании синтеза данных сравнительной анатомии, эмбриологии, психологии и других естественных наук Ч. Дарвин доказал, что человек — существо, наделенное разумом и речью, —  произошел в результате длительной эволюции живых существ на Земле.

Роль социального фактора, определяющего появление человеческих качеств, впервые была раскрыта Фридрихом Энгельсом в произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). Труд, по его мнению, есть «первое основное условие человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал человека». Первоначальный толчок к появлению у высокоразвитых обезьян необходимости трудиться был дан изменившимися условиями среды. Исчезновение лесов и уменьшение количества растительной пищи способствовали тому, что высокоразвитые обезьяноподобные существа стали коллективно охотиться на крупных животных и создавать запасы пищи. Такое изменение пищевого рациона и поведения и сопровождалось функциональной и морфологической перестройкой определенных частей организма.

В России систематизация знаний о  строении человеческого тела началась в эпоху Петра I, когда была приобретена коллекция голландского анатома Рюйша и основана кунсткамера. В журнале «Академические известия», издававшемся в 1770-х гг. в Петербурге, публиковали свои работы анатомы А. П. Протасов, С. Г. Забелин, A.M. Шумлянский. Позже Н.И. Новиков основал в Москве «Магазин натуральной истории, физики и химии, или Новое собрание материй, принадлежащих сим трем наукам». На страницах этого журнала публиковались труды К. Линнея, статьи о физических особенностях и быте разных народов Земли, по анатомии, физиологии, эмбриологии человека.

Русские ученые и философы поддержали и развили эволюционное учение. Материалистические взгляды на природу и человека разделяли русские мыслители А.Н Радищев, Н.Г. Чернышевский.

Важные для утверждения эволюционного  учения факты были получены русскими учеными — К.М. Бэром, И.М. Сеченовым, К.М. Рулье, НА. Северцовым и др. К.М. Бэр разработал принципы сравнительной эмбриологии. Он впервые проследил развитие зародыша на всех стадиях, обосновал учение о зародышевых листках и распространил его на всех позвоночных животных.

В работе И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866) уточнены выводы немецких ученых И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, М. Ферворна о процессах возбуждения и торможения в нервной деятельности животных, тем самым заложены основы материалистического понимания психической деятельности.

Однако механизм эволюционного  процесса был раскрыт лишь во второй половине XX в. благодаря достижениям генетики, установившей основу наследственности и закономерности ее изменчивости.

Параллельно с формированием эволюционной теории разрабатывались методы изучения расовых особенностей людей и расовых классификаций. Закладывались основы расоведения.

В середине XVIII в. датский анатом П.Кампер разработал краниометрическую (от греч. kranion — череп) методику, предложив при измерении черепа устанавливать его в плоскости, проходящей через середину слуховых отверстий и нижний край грушевидного (носового) отверстия. Он ввел понятие индексов, т.е. соотношения размеров.

В 1775 г. немецкий анатом И.Ф. Блуменбах в книге «Естественные варианты человеческого рода» попытался классифицировать расы человека на основании описательных характеристик.

В 1842 г. появляется работа шведского анатома А. Ретциуса о форме головы у населения Северной Европы. На основании измерений он разделил людей на:

♦ брахикефалов (от греч. brachys — короткий, kephale — голова);

♦ долихокефалов (от греч. dolichos — длинный), с прямым вертикальным профилем лица (ортогнатные) и с выступающим  челюстным отделом (прогнатные). А. Ретциус показал, что расовые различия можно выразить данными точных измерений.

Более совершенная краниометрическая методика французского исследователя П. Брока изложена в его «Антропологических инструкциях» (1864).

Немецкий ученый Р. Вирхов предложил свою методику и программу исследований. Однако использование исследователями разных схем и методик затрудняло сопоставление результатов измерений.

Для выработки единых принципов измерений по инициативе К.М. Бэра, разрабатывавшего методику антропологических исследований в России, в 1861 г. в Гёттингене был созван съезд антропологов. Унификация краниометрической методики была закреплена Франкфуртским соглашением (1882), утвердившим единую горизонтальную плоскость для ряда линейных и угловых измерений.

Уточнение методик и накопление фактических данных предопределило объединение антропологических сил в научных обществах и учреждениях. В 1822 г. при Британском обществе анатомов была организована секция антропологии.

В 1839 г. в Парижское этнологическое общество объединились этнографы, археологи, лингвисты, антропологи.

В 1850 г. при Музее естественной истории в Париже образовалась кафедра антропологии, которую возглавил известный анатом Р. Топинар. Здесь же в 1859 г. по инициативе П. Брока было создано антропологическое общество. Антропологические общества возникли в Лондоне (1863), Германии (1869), Италии (1870), Польше (1874).

Антропологический отдел при обществе любителей естествознания в Москве был организован в 1864 г., в 1888 г. учреждено Русское антропологическое общество при Петербургском  университете, в 1893 г. — при Военно-медицинской академии во главе с А.И. Таренецким.

Сведения о физическом типе людей, заселявших просторы России, начали накапливаться со времен Геродота, описавшего их. В 1737 г. В.Н. Татищев разработал, а позднее Г.Ф. Миллер уточнил анкету-инструкцию для сбора сведений по географии, истории, быту, физическому типу населения (всего 198  вопросов). Ее использовали при работе Великой северной экспедиции (1733-1743) исследователь Камчатки С.И. Крашенинников, участники академических экспедиций под руководством П.П. Палласа. В книге И. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» (1799) обобщены собранные в этих экспедициях этнографические, антропологические и другие материалы, в том числе по населению территорий, входящих в состав современной Беларуси.

Деятельность Карла  Максимовича Бэра положила начало подлинной истории антропологии в России. Это был крупнейший натуралист XIX в., основоположник современной эмбриологии, оказавший существенное влияние на дальнейшее развитие ряда дисциплин: антропологии, этнографии, археологии. Его лекции по антропологии, работа «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822—1824) популяризировали представления об антропологической науке. К.М. Бэр был первым исследователем древнего населения в России. Он собрал, систематизировал и изучил краниологические коллекции (серии черепов) различных племен и народов России. При группировке краниологических серий использовал расово-географический принцип, считая определяющим фактором в расообразовании.

В гипотезе о расовой дифференциации К.М. Бэр предположил существование двух антропологических типов населения Новой Гвинеи: на западе — относящийся к австралийской расе (собственно папуасы), а во внутренних районах — сходный с негроидной расой Африки (альфуры). Экспедиции на остров, осуществленные в 1871—1872 и 1876-1877 гг. Н.Н. Миклухо-Маклаем, доказали правильность гипотезы К.М. Бэра, хотя вопрос о происхождении этих двух типов и степени их родства остается дискуссионным и сейчас.

Новый этап в развитии русской антропологии связан с деятельностью Анатолия Петровича Богданова. По его инициативе был создан антропологический отдел при Обществе любителей естествознания Московского университета для координации научных исследований в России, с целью же популяризации достижений новой науки в 1867 г. была открыта этнографическая выставка, где экспонировались и антропологические материалы. К 1879 г. была организована первая в России антропологическая выставка. Экспонаты выставок послужили основой для создания этнографического и антропологического музеев.

А.П. Богданов первым высказал мысль об антропологической разнородности любого этноса.

Дмитрий Николаевич Анучин является основоположником академических курсов географии, археологии, этнографии, антропологии — благодаря его деятельности эти дисциплины заняли прочное место в университетском образовании, послужили основой для развития специальных исследований.

Д.Н. Анучин способствовал  выходу в 1900 г. «Русского антропологического журнала», организовал и возглавил в 1919 г. кафедру антропологии, а в 1922 г. — научно-исследовательский Институт антропологии при Московском государственном  университете, был первым преподавателем антропологии.

В дореволюционный период антропологические исследования осуществлялись биологами, врачами, историками, археологами и в других городах России. Систематически проводились собрания и съезды, издавались научные труды.

После Октябрьской революции в середине 1920-х гг. два антропологических общества в Ленинграде объединились в Медико-антропологическое общество во главе с С.И. Руденко и В.Н. Тонковым. Антропологические исследования велись; также обществом естествоиспытателей при Казанском университете. Его организаторами были П.Ф. Лесгафт, Н.М. Малиев, С.М. Чугунов. Общество ставило своей задачей изучение быта и антропологических особенностей населения Поволжья, Прикамья и других областей России.

В 1950 г. в Институте этнографии АН СССР выделена лаборатория пластической реконструкции во главе с М.М. Герасимовым. Он разработал методику реконструкции и создал галерею скульптурных портретов.

Информация о работе История развития антропологии