В отечественной науке
такой подход связан с именем Ивана
Михайловича Сеченова (1829-1905). Он выступил
в России с программой построения психологии.
В обстановке острых дискуссий, развернувшихся
в России по коренным мировоззренческим
вопросам, касающимся природы человека,
души, свободы воли, детерминации поведения,
Сеченов осуществляет ряд работ, направленных
на разрешение труднейших психологических
проблем. Результатом работ Сеченова явилось
новое представление о психике и задачах
психологии как науки. Сеченова можно
по праву считать основоположником отечественной
научной психологии. По Сеченову, способность
воспринимать внешние влияния в форме
представлений (зрительных, слуховых)
складывается в опыте по типу рефлексов;
способность анализировать эти конкретные
впечатления, память, все психические
акты развиваются путём рефлекса. Схема
психического процесса та же, что и схема
рефлекса: психический процесс берёт начало
во внешнем воздействии, продолжается
центральной деятельностью и заканчивается
ответной деятельностью - движением, поступком,
речью.
Естественно-научное направление
явилось продолжением идей Сеченова и
было нацелено на утверждение объективного
и причинного психологического метода
исследований. Сеченов оказал огромное
влияние на мировую и отечественную психологию.
Рассмотрим другое, религиозно-философское
направление в развитии психологии.
В 90е г. IIX в. в психологии был особенно
заметен перелом в отношении
к науке, который произошёл в
этот период и характеризовался разочарованием
в положительном знании и поворотом
к религии, к мистике. Социальные
и мировоззренческие изменения
и привели к тому, что в психологии
произошла перемена ориентации с
психологии материалистической, ориентированной
на естествознание, на психологию идеалистическую,
связанную преимущественно с философией.
В Московском университете
сторонником английского эмпиризма
выступил Матвей Михайлович Троицкий.
Он дал критику немецкой идеалистической
психологии за её отрыв от эмпирии
и пропагандировал в России английскую
линию на эмпиризм. Троицкий явился
основателем Московского Психологического
Общества (1885). Целью общества он провозгласил
"соединить разрозненные труды психологического
характера в целях более широкой и плодотворной
разработки психологии в её составе, приложениях
и истории и для распространения в России".
Создание общества явилось свидетельством
растущего авторитета психологии в России.
Важное место в отечественной
психологии религиозно-философского направления
принадлежит Георгию Ивановичу
Челпанову (1862-1936), основателю Института
психологии имени Щукиной при
Московском университете (1912). Экспериментальный
метод - притом, что Челпанов активно
его пропагандировал, - оставался
для него, тем не менее, второстепенным
по отношению к самонаблюдению.
В советский период с начала
1920-х годов в науке развернулась
компания по внедрению марксизма. Психология
Челпанова была оценена как идеалистическая
и признана несоответствующей марксизму.
В связи с этим в 1923г. Челпанов
был смещён с поста директора
Психологического института и уволен
из университета.
Заметную роль в отечественной
психологии сыграл ученик Челпанова
Густав Густавович Шпет (1879-1937). Критикуя
абстрактные построения психологии, отделившейся
от философии и обратившейся к физиологии,
выступил с требованием восстановить
тесную связь психологии с философией,
подчёркивая, что эта связь "не мнимая,
не иллюзорная, не результат субъективного
мнения, а по существу необходимая…".
Научное противостояние различных
направлений в психологии в послереволюционные
годы было отягощено и новой идеологической
ситуацией, связанной с политической
перестройкой общества и переориентацией
науки на философию марксизма. Критика
марксизма приобрела "тотальный"
характер, а его сторонники представляются
своего рода непременными злодеями или
конъюнктурщиками. Марксизм оказал серьёзное
влияние на отечественную психологию
в силу заложенного в нём гуманистического
потенциала.
Николай Николаевич Ланге (1858-1921)
отстаивал биологический подход и выступал
против эпифеноменализма в его различных
вариантах. Ланге называл необходимым
постулатом психологии соединение двух
точек зрения на психическую жизнь - объективной,
рассматривающей психику как реальный
жизненный процесс, и субъективной, рассматривающей
психику как субъективные переживания
этой жизни. Выступая поборником экспериментального
метода, Ланге создал в Новороссийском
университете первую в России университетскую
лабораторию экспериментальной психологии
(1896).
Направление объективности
психологии развивалась деятельность
Владимира Михайловича Бехтерева
(1857-1927). Бехтерев пришёл к психологии от
неврологии и психиатрии, которыми занимался
в Казанском университете. Здесь в 1885 году
он создал первую в России психофизиологическую
лабораторию для научных изысканий в области
анатомии, физиологии и экспериментальной
психологии. В 1890-х годах он организовал
в Петербурге ряд лабораторий в целях
исследований нервнобольных, в том числе
экспериментально-психологическую. Объективную
психологию и психиатрию он включил в
круг наук о мозге, предложил термин "психоневрология".
В 1907 году он создал психоневрологический
институт, после революции организовал
ряд психоневрологических учреждений,
самым крупным из них является Институт
по изучению мозга и психической деятельности
(1918). Центральная идея Бехтерева - объединение
различных разделов неврологии: нейрохирургии,
нейропатологии, физиологии и психологии
в России в целях исследования человеческой
личности и в её здоровых и болезненных
проявлений. От фундамента - от структуры
и функций мозга он перешёл к психологии.
Здесь в первый период своей деятельности
использовал объективные приёмы экспериментальных
исследований Вундта. Во втором периоде,
в начале XXв., Бехтерев создаёт объективную
психологию, в которой на основе объективных
исследований человека предлагает новую
систему понятий психологии и новую терминологию.
Психическую деятельность он рассматривает
как рефлекторную, а различные стороны
и формы этой деятельности - как различные
её виды: внимание - это рефлекс сосредоточения,
мыслительная деятельность - символические
рефлексы и т.п.
Успехи психологии были обусловлены
внедрением в неё эксперимента. У
истоков экспериментальной психологии
в России стояли врачи-психиатры. В
80-х г. IIXв. ими были организованы экспериментальные
психологические лаборатории при психологических
клиниках. Темами экспериментально-психологических
исследований были время протекания психических
процессов, различные виды ощущений (зрительные,
слуховые, мышечные, температурные, болевые),
восприятия, двигательные реакции, внимание,
память, явления гипнотизма, эмоции, влияние
различных условий на умственную и мышечную
работоспособность и др. Официальная психология
в лице университетских профессоров не
хотела замечать эту работу врачей. Об
этом с горечью писал врач-психиатр, организатор
экспериментальной психологической лаборатории
в Юрьеве В.Ф. Чиж в своём письме в редакцию
журнала "Вопросы философии и психологии"
в 1894 году. Однако процесс внедрения эксперимента
в психологию нельзя было остановить.
Первым психологом, создавшим
собственно психологическую лабораторию,
был Н.Н. Ланге (Новороссийский университет,
1896г), который внёс огромный вклад в развитие
экспериментальной психологии. Его исследования
в области восприятия и внимания и основанная
на них теория этих процессов - закон перцепции
и теория волевого внимания - привели его
к выводу о том, что самонаблюдение не
может уловить стадии этих процессов,
не позволяет вскрыть законы изучаемых
процессов. Таким образом, эксперимент
постепенно входил в психологическую
науку в России.
В поддержку эксперимента
выступил влиятельный Н.Я. Грот. В
докладе "основания экспериментальной
психологии", с которым он выступил
в Московском Психологическом Обществе,
Грот выдвинул задачу разработки собственно
психологического эксперимента, который
должен, в отличие от эксперимента
в естествознании, учитывать сознание,
самосознание человека. Грот поддержал
идею Ланге о необходимости учреждения
психологических лабораторий при университетах.
Так же крупнейшим событием
в истории отечественной экспериментальной
психологии явилось открытие Психологического
института при историко-филологическом
факультете Московского университета
(1912), основателем которого был Г.И.
Челпанов. Задачу эксперимента он видел
в том, чтобы сделать возможным
точное самонаблюдение, т.е. подчинил его
интроспекции. Челпанову принадлежит
заслуга в продуманной организации
обучения психологов экспериментальным
методам исследования.
Пятьдесят лет существования
психологии как самостоятельной
науки явились свидетельством её
значительных успехов. Психология обогатилась
новыми методами и приёмами исследования.
Сложились новые научные области
- педология, психотехника, дефектология,
дифференциальная психология. Развитие
прикладной психологии в различных
областях социальной практики в медицине,
педагогике, производстве привело к
изменению статуса психологии в
обществе. Эти позитивные процессы,
которые явились результатом
роста науки, логики и её развития
во взаимодействии с социокультурными
фактами вызвали к жизни и
новые проблемы. Выступило несоответствие
новых данных с прежним традиционным
пониманием психики. Обнаружившиеся факты
неадекватности метода эксперимента в
применении к исследованию сложных
явлений душевной жизни вызвали
критическое отношение к нему,
к его возможностям. В целом
психология отставала от запросов практики,
а теория развивалась независимо
от неё.
IV. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.
История развития психологии
в советский период свидетельствует
о том, что она не была однородной.
Осуществлялись исследования, более
непосредственно ориентированные
на материализм естественно-научного
характера. Известны критические выступления
Павлова, направленные против монополизации
марксизма в науке. Сосредоточенность
ученых на специальных вопросах и темах
психологической науки позволяла преодолевать
политизацию и идеологизацию, добиваться
крупных успехов в области теории и практических
прикладных исследованиях. Именно в после-октябрьский
период в отечественной психологии были
разработаны крупнейшие концепции, обогатившие
мировую психологическую мысль. Психологи
активно участвовали в социалистическом
строительстве, и прежде всего - в области
рационализации производства. В статье
"Очередные задачи советской власти"
В.И. Ленин призывал "использовать все
научные приемы работ, которые выдвигает
система Тейлора", ибо "без нее повысить
производительность труда нельзя, а без
этого мы не введем социализма". Введение
системы Тейлора в России должно "соединить
эту систему с сокращением рабочего времени,
с использованием новых приемов производства
и организации труда без всякого вреда
для рабочей силы трудящегося населения".
Здесь же Ленин отмечал, что "переход
к такой системе потребует очень много
новых навыков и новых организационных
учреждений".
Ответом на этот социальный
заказ явилось широкое и интенсивное
развитие в нашей стране в 20-х
начале 30-х годов психотехники. Ее
крупными теоретиками и организаторами
были И. Н. Шпильрейн (1896-1937) и его ученик
и последователь С. Г. Геллерштейн (1896-1967).
По прямому указанию Ленина в 1921г. был
создан Центральный институт труда (ЦИТ).
Институты труда и многочисленные психотехнические
и психофизиологические лаборатории открывались
в различных ведомствах и на отдельных
промышленных предприятиях, на транспорте
и в армии. Психотехническая лаборатория
была открыта в Институте экспериментальной
психологии Московского университета.
К 1923г. в стране насчитывалось свыше 13
научных институтов, занятых изучением
проблем труда и производства: в Петрограде,
Москве, Казани, Харькове. В рамках психотехники
(а также реактологии и рефлексологии)
с целью рационального использования
трудовых ресурсов по существу успешно
развивалась отечественная психология
труда. Исследовались проблемы: профотбор,
утомление и повышение работоспособности
человека, борьба с промышленным травматизмом
и аварийностью с точки зрения "личного
фактора", психологическая рационализация
профессионального образования. Изучались
закономерности процесса формирования
навыков, создавались тренажеры. Разрабатывалась
воздейственная психотехника. Вставали
новые задачи в области изучения профессий
и процесса обучения им, учета психологических
критериев при создании машин. Объектом
исследования были рационализация рабочего
места, трудовой деятельности и условий
труда. Разрабатывалась проблема обеспечения
полноты проявления способностей, ставилась
задача обогащения профессии творчески
поднимающими и захватывающими трудящегося
гранями, исследовалось ударничество,
соцсоревнование. Создавались новые методы
изучения трудовых движений.
В разработке задач и методов
исследования советская психотехника
развивалась в русле мировой
прикладной психологии. И.Н. Шпильрейн
был представителем СССР в президиуме
Международной психотехнической ассоциации
(МПА), а в 1930-31 гг. - президентом МПА. Советская
наука была широко представлена на 4 Международном
съезде по психотехнике. Из работ съезда
и обмена мнений выяснилось, что постановка
работ и достижения советской психотехники
вполне могут быть поставлены на один
уровень с западноевропейской наукой,
а в вопросах профессиографирования -
выше. Но в середине 30-х гг. вся система
психотехнических учреждений была разгромлена.
В 1934г. закрылся журнал "Советская психотехника".
Последняя психотехническая лаборатория
в Ленинграде была закрыта в 1940 г. Разгром
психотехники привел к свертыванию работ
по психологии труда, которое продолжалось
до 1950-х гг. В 1957г. в Москве по инициативе
Института психологии Академии педагогических
наук РСФСР состоялось специальное совещание
по вопросам психологии труда. С этого
времени начинается восстановление исследовательской
работы в области отечественной психологии
труда.
Другой областью социальной
практики, также требовавшей участия
психологов, было образование и воспитание.
После революции 1917г. в стране развернулось
широкое движение по строительству
новой школы. Задача состояла в том,
чтобы преодолеть отрыв традиционной
школы от жизни, от подготовки к общественно
полезному труду. Учеба сводилась
к выполнению конкретных дел (проектов),
выбрасывая за борт школы программу,
систематическое овладение знаниями;
школьные классы заменялись текучими
бригадами. В этой обстановке на первый
план выдвинулись задачи изучения возрастных
особенностей детей в целях наиболее
правильной и рациональной организации
педагогического процесса. Теоретическую
основу их решения составила педология
- новая наука о детском возрасте,
охватывающая все стороны развития ребенка.
Начало педологического движения в России
связано с открытием в 1904г. при основанной
А.П. Нечаевым лаборатории экспериментальной
педагогической психологии педологических
курсов для учителей, родителей, т.е. для
всех, кто хотел понять человека как предмет
воспитания и обучения.
Одновременно с прикладными
исследованиями в послеоктябрьский
период развернулась большая теоретическая
работа. Ее главное содержание составила
линия на обновление психологии в
духе марксизма. Наряду с этим в первые
послеоктябрьские годы сохранялась
преемственная связь с предшествующим
этапом развития отечественной науки.
До 1922г. действовало Московское Психологическое
Общество. Продолжались исследования
в школе Г.И. Челпанова в московском
Психологическом институте.