История развития психологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:21, реферат

Описание работы

Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Навряд ли они были результатом размышлений: скорее так верилось и не подвергалось сомнению. Это нечто часто связывалось с дыханием - тем, что уходит со смертью тела, и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.

Содержание работы

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
II. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ В ХIХ ВЕКЕ
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ XIX НАЧАЛА XX ВЕКА
IV. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 62.46 Кб (Скачать файл)

В отечественной науке  такой подход связан с именем Ивана  Михайловича Сеченова (1829-1905). Он выступил в России с программой построения психологии. В обстановке острых дискуссий, развернувшихся в России по коренным мировоззренческим вопросам, касающимся природы человека, души, свободы воли, детерминации поведения, Сеченов осуществляет ряд работ, направленных на разрешение труднейших психологических проблем. Результатом работ Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки. Сеченова можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, все психические акты развиваются путём рефлекса. Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берёт начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью - движением, поступком, речью.

Естественно-научное направление явилось продолжением идей Сеченова и было нацелено на утверждение объективного и причинного психологического метода исследований. Сеченов оказал огромное влияние на мировую и отечественную психологию.

Рассмотрим другое, религиозно-философское  направление в развитии психологии. В 90е г. IIX в. в психологии был особенно заметен перелом в отношении  к науке, который произошёл в  этот период и характеризовался разочарованием в положительном знании и поворотом  к религии, к мистике. Социальные и мировоззренческие изменения  и привели к тому, что в психологии произошла перемена ориентации с  психологии материалистической, ориентированной на естествознание, на психологию идеалистическую, связанную преимущественно с философией.

В Московском университете сторонником английского эмпиризма  выступил Матвей Михайлович Троицкий. Он дал критику немецкой идеалистической  психологии за её отрыв от эмпирии  и пропагандировал в России английскую линию на эмпиризм. Троицкий явился основателем Московского Психологического Общества (1885). Целью общества он провозгласил "соединить разрозненные труды психологического характера в целях более широкой и плодотворной разработки психологии в её составе, приложениях и истории и для распространения в России". Создание общества явилось свидетельством растущего авторитета психологии в России.

Важное место в отечественной  психологии религиозно-философского направления  принадлежит Георгию Ивановичу  Челпанову (1862-1936), основателю Института  психологии имени Щукиной при  Московском университете (1912). Экспериментальный  метод - притом, что Челпанов активно  его пропагандировал, - оставался  для него, тем не менее, второстепенным по отношению к самонаблюдению.

В советский период с начала 1920-х годов в науке развернулась компания по внедрению марксизма. Психология Челпанова была оценена как идеалистическая  и признана несоответствующей марксизму. В связи с этим в 1923г. Челпанов был смещён с поста директора  Психологического института и уволен из университета.

Заметную роль в отечественной  психологии сыграл ученик Челпанова  Густав Густавович Шпет (1879-1937). Критикуя абстрактные построения психологии, отделившейся от философии и обратившейся к физиологии, выступил с требованием восстановить тесную связь психологии с философией, подчёркивая, что эта связь "не мнимая, не иллюзорная, не результат субъективного мнения, а по существу необходимая…".

Научное противостояние различных  направлений в психологии в послереволюционные годы было отягощено и новой идеологической ситуацией, связанной с политической перестройкой общества и переориентацией  науки на философию марксизма. Критика  марксизма приобрела "тотальный" характер, а его сторонники представляются своего рода непременными злодеями или  конъюнктурщиками. Марксизм оказал серьёзное влияние на отечественную психологию в силу заложенного в нём гуманистического потенциала.

Николай Николаевич Ланге (1858-1921) отстаивал биологический подход и выступал против эпифеноменализма в его различных вариантах. Ланге называл необходимым постулатом психологии соединение двух точек зрения на психическую жизнь - объективной, рассматривающей психику как реальный жизненный процесс, и субъективной, рассматривающей психику как субъективные переживания этой жизни. Выступая поборником экспериментального метода, Ланге создал в Новороссийском университете первую в России университетскую лабораторию экспериментальной психологии (1896).

Направление объективности  психологии развивалась деятельность Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927). Бехтерев пришёл к психологии от неврологии и психиатрии, которыми занимался в Казанском университете. Здесь в 1885 году он создал первую в России психофизиологическую лабораторию для научных изысканий в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии. В 1890-х годах он организовал в Петербурге ряд лабораторий в целях исследований нервнобольных, в том числе экспериментально-психологическую. Объективную психологию и психиатрию он включил в круг наук о мозге, предложил термин "психоневрология". В 1907 году он создал психоневрологический институт, после революции организовал ряд психоневрологических учреждений, самым крупным из них является Институт по изучению мозга и психической деятельности (1918). Центральная идея Бехтерева - объединение различных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии, физиологии и психологии в России в целях исследования человеческой личности и в её здоровых и болезненных проявлений. От фундамента - от структуры и функций мозга он перешёл к психологии. Здесь в первый период своей деятельности использовал объективные приёмы экспериментальных исследований Вундта. Во втором периоде, в начале XXв., Бехтерев создаёт объективную психологию, в которой на основе объективных исследований человека предлагает новую систему понятий психологии и новую терминологию. Психическую деятельность он рассматривает как рефлекторную, а различные стороны и формы этой деятельности - как различные её виды: внимание - это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность - символические рефлексы и т.п.

Успехи психологии были обусловлены  внедрением в неё эксперимента. У  истоков экспериментальной психологии в России стояли врачи-психиатры. В 80-х г. IIXв. ими были организованы экспериментальные психологические лаборатории при психологических клиниках. Темами экспериментально-психологических исследований были время протекания психических процессов, различные виды ощущений (зрительные, слуховые, мышечные, температурные, болевые), восприятия, двигательные реакции, внимание, память, явления гипнотизма, эмоции, влияние различных условий на умственную и мышечную работоспособность и др. Официальная психология в лице университетских профессоров не хотела замечать эту работу врачей. Об этом с горечью писал врач-психиатр, организатор экспериментальной психологической лаборатории в Юрьеве В.Ф. Чиж в своём письме в редакцию журнала "Вопросы философии и психологии" в 1894 году. Однако процесс внедрения эксперимента в психологию нельзя было остановить.

Первым психологом, создавшим  собственно психологическую лабораторию, был Н.Н. Ланге (Новороссийский университет, 1896г), который внёс огромный вклад в развитие экспериментальной психологии. Его исследования в области восприятия и внимания и основанная на них теория этих процессов - закон перцепции и теория волевого внимания - привели его к выводу о том, что самонаблюдение не может уловить стадии этих процессов, не позволяет вскрыть законы изучаемых процессов. Таким образом, эксперимент постепенно входил в психологическую науку в России.

В поддержку эксперимента выступил влиятельный Н.Я. Грот. В  докладе "основания экспериментальной  психологии", с которым он выступил в Московском Психологическом Обществе, Грот выдвинул задачу разработки собственно психологического эксперимента, который  должен, в отличие от эксперимента в естествознании, учитывать сознание, самосознание человека. Грот поддержал  идею Ланге о необходимости учреждения психологических лабораторий при университетах.

Так же крупнейшим событием в истории отечественной экспериментальной  психологии явилось открытие Психологического института при историко-филологическом факультете Московского университета (1912), основателем которого был Г.И. Челпанов. Задачу эксперимента он видел  в том, чтобы сделать возможным  точное самонаблюдение, т.е. подчинил его  интроспекции. Челпанову принадлежит  заслуга в продуманной организации  обучения психологов экспериментальным  методам исследования.

Пятьдесят лет существования  психологии как самостоятельной  науки явились свидетельством её значительных успехов. Психология обогатилась  новыми методами и приёмами исследования. Сложились новые научные области - педология, психотехника, дефектология, дифференциальная психология. Развитие прикладной психологии в различных  областях социальной практики в медицине, педагогике, производстве привело к  изменению статуса психологии в  обществе. Эти позитивные процессы, которые явились результатом  роста науки, логики и её развития во взаимодействии с социокультурными фактами вызвали к жизни и  новые проблемы. Выступило несоответствие новых данных с прежним традиционным пониманием психики. Обнаружившиеся факты  неадекватности метода эксперимента в  применении к исследованию сложных  явлений душевной жизни вызвали  критическое отношение к нему, к его возможностям. В целом  психология отставала от запросов практики, а теория развивалась независимо от неё.

IV. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.

История развития психологии в советский период свидетельствует  о том, что она не была однородной. Осуществлялись исследования, более  непосредственно ориентированные  на материализм естественно-научного характера. Известны критические выступления Павлова, направленные против монополизации марксизма в науке. Сосредоточенность ученых на специальных вопросах и темах психологической науки позволяла преодолевать политизацию и идеологизацию, добиваться крупных успехов в области теории и практических прикладных исследованиях. Именно в после-октябрьский период в отечественной психологии были разработаны крупнейшие концепции, обогатившие мировую психологическую мысль. Психологи активно участвовали в социалистическом строительстве, и прежде всего - в области рационализации производства. В статье "Очередные задачи советской власти" В.И. Ленин призывал "использовать все научные приемы работ, которые выдвигает система Тейлора", ибо "без нее повысить производительность труда нельзя, а без этого мы не введем социализма". Введение системы Тейлора в России должно "соединить эту систему с сокращением рабочего времени, с использованием новых приемов производства и организации труда без всякого вреда для рабочей силы трудящегося населения". Здесь же Ленин отмечал, что "переход к такой системе потребует очень много новых навыков и новых организационных учреждений".

Ответом на этот социальный заказ явилось широкое и интенсивное  развитие в нашей стране в 20-х  начале 30-х годов психотехники. Ее крупными теоретиками и организаторами были И. Н. Шпильрейн (1896-1937) и его ученик и последователь С. Г. Геллерштейн (1896-1967). По прямому указанию Ленина в 1921г. был создан Центральный институт труда (ЦИТ). Институты труда и многочисленные психотехнические и психофизиологические лаборатории открывались в различных ведомствах и на отдельных промышленных предприятиях, на транспорте и в армии. Психотехническая лаборатория была открыта в Институте экспериментальной психологии Московского университета. К 1923г. в стране насчитывалось свыше 13 научных институтов, занятых изучением проблем труда и производства: в Петрограде, Москве, Казани, Харькове. В рамках психотехники (а также реактологии и рефлексологии) с целью рационального использования трудовых ресурсов по существу успешно развивалась отечественная психология труда. Исследовались проблемы: профотбор, утомление и повышение работоспособности человека, борьба с промышленным травматизмом и аварийностью с точки зрения "личного фактора", психологическая рационализация профессионального образования. Изучались закономерности процесса формирования навыков, создавались тренажеры. Разрабатывалась воздейственная психотехника. Вставали новые задачи в области изучения профессий и процесса обучения им, учета психологических критериев при создании машин. Объектом исследования были рационализация рабочего места, трудовой деятельности и условий труда. Разрабатывалась проблема обеспечения полноты проявления способностей, ставилась задача обогащения профессии творчески поднимающими и захватывающими трудящегося гранями, исследовалось ударничество, соцсоревнование. Создавались новые методы изучения трудовых движений.

В разработке задач и методов  исследования советская психотехника развивалась в русле мировой  прикладной психологии. И.Н. Шпильрейн был представителем СССР в президиуме Международной психотехнической ассоциации (МПА), а в 1930-31 гг. - президентом МПА. Советская наука была широко представлена на 4 Международном съезде по психотехнике. Из работ съезда и обмена мнений выяснилось, что постановка работ и достижения советской психотехники вполне могут быть поставлены на один уровень с западноевропейской наукой, а в вопросах профессиографирования - выше. Но в середине 30-х гг. вся система психотехнических учреждений была разгромлена. В 1934г. закрылся журнал "Советская психотехника". Последняя психотехническая лаборатория в Ленинграде была закрыта в 1940 г. Разгром психотехники привел к свертыванию работ по психологии труда, которое продолжалось до 1950-х гг. В 1957г. в Москве по инициативе Института психологии Академии педагогических наук РСФСР состоялось специальное совещание по вопросам психологии труда. С этого времени начинается восстановление исследовательской работы в области отечественной психологии труда.

Другой областью социальной практики, также требовавшей участия  психологов, было образование и воспитание. После революции 1917г. в стране развернулось широкое движение по строительству  новой школы. Задача состояла в том, чтобы преодолеть отрыв традиционной школы от жизни, от подготовки к общественно  полезному труду. Учеба сводилась  к выполнению конкретных дел (проектов), выбрасывая за борт школы программу, систематическое овладение знаниями; школьные классы заменялись текучими бригадами. В этой обстановке на первый план выдвинулись задачи изучения возрастных особенностей детей в целях наиболее правильной и рациональной организации  педагогического процесса. Теоретическую  основу их решения составила педология - новая наука о детском возрасте, охватывающая все стороны развития ребенка. Начало педологического движения в России связано с открытием в 1904г. при основанной А.П. Нечаевым лаборатории экспериментальной педагогической психологии педологических курсов для учителей, родителей, т.е. для всех, кто хотел понять человека как предмет воспитания и обучения.

Одновременно с прикладными  исследованиями в послеоктябрьский период развернулась большая теоретическая  работа. Ее главное содержание составила  линия на обновление психологии в  духе марксизма. Наряду с этим в первые послеоктябрьские годы сохранялась  преемственная связь с предшествующим этапом развития отечественной науки. До 1922г. действовало Московское Психологическое  Общество. Продолжались исследования в школе Г.И. Челпанова в московском Психологическом институте.

Информация о работе История развития психологии в России