История развития психологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:21, реферат

Описание работы

Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Навряд ли они были результатом размышлений: скорее так верилось и не подвергалось сомнению. Это нечто часто связывалось с дыханием - тем, что уходит со смертью тела, и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.

Содержание работы

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
II. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ В ХIХ ВЕКЕ
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ XIX НАЧАЛА XX ВЕКА
IV. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 62.46 Кб (Скачать файл)

Через все творчество Леонтьева  проходит борьба с натуралистическими концепциями в психологии человека, идея исторического развития человеческого  сознания. Она явилась предметом  специального анализа в статьях 1959-1960 гг. Здесь в контексте проблемы биологического и социального сформулированы понятия о трех видах опыта - индивидуальном, видовом и социальном.

В начале 60-х гг.А.Н. Леонтьев выступил с рядом работ по инженерной психологии и эргономике и этим способствовал возникновению и формированию этих отраслей психологической науки и СССР. Ему принадлежат исследования по педагогической психологии.

Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) защищал комплексный характер исследования в психологии, предусматривающий  широкие междисциплинарные связи. Деятельность рассматривалась Б.Г. Ананьевым как одна из детерминант развития психики. Проблема интеграции знания была одной из ключевых в научной концепции Ананьева. При такой ориентации психологическое исследование связывается с рядом смежных наук - биологических, педагогических, медицинских, технических. Их взаимодействие необходимо как при решении теоретических, так и особенно практических задач.

По оценке исследователей, Ананьев развил лучшие традиции Бехтерева, руководствуясь марксистской методологией. За фактом преемственности научных школ Бехтерева и Ананьева просматриваются еще более отдаленные исторические связи с рефлекторной теорией И.М. Сеченова, педагогической антропологией К.Д. Ушинского, с материалистической традицией русского естествознания, просвещения и философии. Марксистское учение о сущности человека и ленинская теория отражения послужили фундаментом для построения концептуальной системы Б.Г. Ананьева. Ананьеву принадлежат фундаментальные исследования по проблемам ощущений и восприятия. Он рассматривал их как источник познания и психического развития в целом. Индивидуальное развитие рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности человека.

По оценке исследователей творчества Б.Г. Ананьева, несмотря на многообразие проблем, проблему индивидуального развития человека с уверенностью можно назвать главной. Вообще проблема человека занимает основное место в творчестве Ананьева. Из этой комплексной проблемы применительно к психологии выделялись понятия индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Однако включение в структуру личности не только собственно личностных свойств, но также индивидных и субъектных привело практически к беспредельному расширению рамок психологического исследования личности, начиная от биохимических и кончая социальными аспектами. В.Г. Ананьев впервые указал на важность общения как одной из детерминант, определяющих развитие психики человека, и в последующем разрабатывал различные аспекты психологии общения. Общение рассматривалось как один из видов человеческой деятельности вместе с предметной деятельностью и познанием и как обязательный компонент всех других видов деятельности, прослеживалось влияние общения на поведение и личность человека, обсуждались проблемы качественного и количественного оптимума общения и последствия дефицита в общении для развития личности и др.

Рассмотренные важнейшие  направления в области развития общепсихологической теории в отечественной  науке советского периода, несмотря на единство методологических основ, имеют  достаточно существенные различия. Они  касаются, в том числе, принципиальных проблем предмета и методов психологического исследования.

После распада СССР в конце 1991г. начался драматический процесс  переоценки и пересмотра принципиальных позиций советской психологии, и, прежде всего ее методологических оснований, восходящих к марксизму. Открыто  встал вопрос о действительной роли учения Маркса в развитии психологической  науки. Критике подвергся главный  тезис советской психологии - положение  о том, что марксизм является единственной теоретической основой психологии. Следуя ему, психология советского периода  оказалась изолированной от других философско-психологических течений, была неспособной воспринимать исходящую  от них и часто справедливую критику. На смену догматическому курсу, который  в условиях тоталитарного режима возводил все, что было сказано Марксом, а также В.И. Лениным, в ранг незыблемой истины, пришло новое представление  о плюрализме методологических ориентаций. Становилось все более очевидным, что, по-видимому, нет одной единственной теории, на основе которой можно  построить психологическую науку, что в решении принципиальных вопросов необходимо опираться на разнообразные философские воззрения. Наметилось преодоление схематизмов научного сознания и связанное с этим его расширение и развитие путем открытых свободных дискуссий с различными философско-социологическими направлениями. При этом продолжает сохранять свое значение для психологии ряд положений Маркса, прежде всего о деятельности как специфическом способе человеческой жизни. Признается, что не может быть отброшена теория отражения В.И. Ленина, хотя конкретно научное содержание отражения в психологии имеет своим источником изучение отражательной природы психического в работах отечественных и зарубежных психологов. Указанные сдвиги в области методологии психологического познания нашли отражение в периодической печати. Большое место заняли материалы о процессах в науке и о судьбах отдельных ученых в период с 1917 до 1990 гг.

В новой исторической ситуации, сложившейся в России, со всей остротой встал вопрос об отношении к теоретическим концепциям советского периода. На волне энтузиазма и в условиях идеологической свободы, в период, когда творцы научных теорий уже не могли вступить в диалог со своими критиками, началось наступление на советскую психологию. От тезиса о безусловном приоритете всего, что было создано в советский период, произошел крутой поворот, по существу, к отрицанию его значения. Особенно энергичным нападкам была подвергнута теория деятельности. Упреки относились к ее основополагающим положениям: о неразрывности связи сознания, психики с деятельностью, об общности их строения и в целом о вторичности сознания, о его несвободе. Утверждалось пренебрежение в этой теории биологическими основами человеческой психики - в пользу представлений о ее обусловленности только социальными факторами. Высказывались мнения о необходимости отказаться от понятия отражения применительно к природе психики.

И в обновленной России, и за рубежом достижения отечественной  психологии советского периода продолжают пользоваться большим авторитетом. Труды А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, М.М. Бахтина распространяются в США, в странах Европы, а также в Японии и др. Они вдохновляют многих психологов к исследованиям, развивающим их идеи.

Конгрессы свидетельствуют  о жизненности современной теории деятельности, в разработке которой  ученым нашей страны принадлежит  ведущая роль. В настоящее время  в России психологическая теория деятельности продолжает плодотворно  развиваться. В то же время признается, что деятельность "не может быть единственной парадигмой научного психологического знания, как не может претендовать на эту роль и любая другая категория  или объяснительный принцип". Наметились тенденции изменения трактовок  деятельности в связи с распространением деятельностного подхода на анализ источников и механизмов творчества, проблем личности и др.

Заметной особенностью современной  отечественной психологии является тенденция выправить искажения, которые приобрело развитие психологической  науки после революции 1917г., выразившееся в нарушении преемственности  в развитии отечественной науки  и в ее изоляции от мировой. Переиздаются труды ученых, искусственно исключенных  из научного общения. Устанавливаются  широкие контакты с мировой наукой. С 1993г. выходит журнал "Иностранная  психология", в котором публикуются  материалы зарубежных исследований. В области теории за последние  годы не появилось больших новых  направлений. Но работа продолжается. Развитие идей происходит в обстановке острых дискуссий, в основе которых лежит столкновение со сложившимися установками о несовместимости науки и религии. Другой особенностью психологии постсоветского периода является её сближение с практикой. Новым является не сам этот акт - вся история отечественной науки свидетельствует о такой связи - а та широта, которую приобрело это движение и иная постановка вопроса о практической психологии. Появилась самостоятельная психологическая служба от инженерно-психологической деятельности до психологического консультирования. Поскольку существует разрыв академической психологии и новых психологических практик, встает вопрос о новой психотехнической теории.

Таковы новые направления исследований. В целом же оценивают современное состояние психологии в России как кризисное, явившееся результатом ее построения по образцу (или идеалу) естественной науки. Признается, что психология нуждается в новых методах и новом типе мышления. Большим событием в жизни психологов России явилось создание в 1995г. Российского Психологического Общества при президиуме РАН (РПО). Одновременно стал выходить журнал "Психологическое обозрение" - орган РПО. 31 января - 2 февраля 1996г. в Москве состоялась I Всероссийская конференция по психологии "Психология сегодня", организованная РПО.

В настоящее время российская психология стала востребованной наукой. Она представляет реальный интерес  для различных видов современной  социальной практики - для политики, экономики и права, медицины, военного дела, образования. Значительных масштабов достигла деятельность психологов-консультантов, групповой тренинг общения, психологическая служба в школе, имеющие дело с индивидуальными трудностями конкретного человека.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение конкретных фактов, важнейших событий и тенденций в процессе развития психологической науки позволяет сделать вывод, что до настоящего времени не сложилось единого подхода, общего понимания того, что же изучает психология. Различия точек зрения на вопросы психологии, начиная с главного - вопроса о предмете психологии, а также различные подходы к пониманию личности, сущности психического развития, интеллекта и др. настолько значительны, что, относительно предмета исследования их мнения расходятся.

 В связи с исключительной сложностью изучаемой в психологии реальности, как бы её ни называть - психика, сознание и др. - она не получила полностью адекватного определения ни в одном из подходов, сложившихся в истории науки: в каждом из них содержится лишь момент истины о ней. Но такой момент есть, и он должен быть выявлен! Психика человека и сознательна - и бессознательна, она социальна - и имеет биологически предпосылки, она опосредствует нашу жизнь - и сама является продуктом этой жизни, она определяется воздействиями извне - и свободна от них, в ней есть знание и есть переживание, она целостна, но и состоит из многих компонентов, она одновременно и явление - и процесс. Неправильно считать абсолютной истиной какое-нибудь одно из этих положений или абсолютно ложным - другое. Взгляды предшественников появлялись с исторической необходимостью, они были детерминированы условиями своего времени.

Психология началась с  идеи души, и, как проницательно заметил  Л.С. Выготский, "психология как наука  должна была начаться с идеи души". На протяжении более чем 20 столетий с ее помощью объяснялись все процессы жизнедеятельности организма. Понятие души по своему содержанию было не только психологическим, но более широким, скорее биологическим, объясняющим все жизненные процессы с помощью сходного толкования. Причиной такого воззрения на природу души было недостаточное знание о строении и работе тела. Именно в силу недостаточности знаний о функционировании живого тела, понятие души стало тем объяснительным принципом, который выступал в качестве источника и детерминации всех проявлений живого организма, заменял конкретные знания о механизмах его телесных функций (дыхания, кровообращения, питания и др.). Великие открытия ХVII - ХVII вв. в различных науках и, особенно в области анатомии и физиологии человека, оказали поистине революционное воздействие на представления о душе, способствовали коренному изменению взглядов на ее функции.

На смену идее души с  исторической необходимостью пришло понятие  о психике как предмете психологии. Критерий психического процесса ввел в ХVII в. Р. Декарт. Этим критерием он назвал сознание. Тем самым психология стала развиваться в рамках философских учений о сознании. В этом контексте возникли фундаментальные проблемы. Первой из них стала проблема места сознания в бытии, его соотношения с миром материальных тел - психофизическая проблема. От Декарта идет их резкое противопоставление, которое в его системе приобрело форму учения о двух противоположных субстанциях: одной духовной, мыслящей, нематериальной - для ее обозначения Декарт сохраняет понятие души, и другой телесной, протяженной - ее Декарт называет телом. Их абсолютная разнородность составляет сущность декартовского дуализма, который на века определил направление разработки психологических проблем. Важнейшими из них стали проблема метода исследования сознания - им была провозглашена интроспекция. Возникает ассоциативная психология, варианты которой составили основное содержание развития психологии в ХIХ в. Возникнув на основе механистического естествознания ХVII в., она обнаружила свою несостоятельность под влиянием успехов биологии, и прежде всего эволюционной теории Ч. Дарвина. Введение идеи адаптивной роли психики в поведении по-новому поставили задачи ее изучения и привели сначала к появлению функционализма с его требованием изучать психику в ее полезной функции, а затем к отказу от изучения психики - в бихевиоризме. Возникает бихевиоризм и поведение как предмет исследования, который пришел на смену сознания. Также продуктивной явилась попытка не ограничиваться в изучении сознания контекстом его отношений по преимуществу только с миром природы, и понять его как продукт социально-исторического развития. Возникла проблема социальной обусловленности психики человека, которая получила мощное развитие в психологии ХХ в.

Бегло очерченные некоторые  важнейшие повороты на пути развития научной психологической мысли  были объективно обусловлены историческими  причинами. С каждым из них связаны  важные открытия, они сохраняют свое значение - имеют исторический смысл. Ни одна из попыток прошлого не может  быть отброшена в том числе и потому, что пока еще психология не приблизилась к единому пониманию своей науки.

История повествует, как  психология овладевает предметом своего изучения.

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.  Галустова Оксана Викторовна "История психологии в вопросах и ответах". Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.

2.  Морозов Александр  Владимирович "История психологии" Учебное пособие для вузов.  М.: Академический Проект, 2003.

Информация о работе История развития психологии в России