История развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

История психологии - это история возникновения и изменения взглядов ученых о сущности психики, о ее связи с внешним миром и поведением человека. Психология, как и все науки, первоначально зародилась в недрах философии. Все древние философы связывали психику человека с представлением о душе. Зародилось такое представление еще у первобытного человека, который с появлением разума стал выделять себя из окружающего мира и различать объективные и субъективные явления.

Содержание работы

Введение
2. Основная часть
2.1 История античной психологии
2.2 История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения
2.3 Зарождение психологии как науки
2.4 Основные достижения отечественной психологии начала XX века
3. Заключение

Файлы: 1 файл

история развития психологии.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

  1.  Введение
  2. Основная часть
    1. История античной психологии
    2. История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период    Возрождения
    3. Зарождение психологии как науки
    4. Основные достижения отечественной психологии начала XX века
  3. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История психологии - это  история возникновения и изменения  взглядов ученых о сущности психики, о ее связи с внешним миром  и поведением человека. Психология, как и все науки, первоначально  зародилась в недрах философии. Все  древние философы связывали психику  человека с представлением о душе. Зародилось такое представление  еще у первобытного человека, который  с появлением разума стал выделять себя из окружающего мира и различать  объективные и субъективные явления.

Возникновение элементов  психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло  в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных  моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие  века сыграло важную роль в становлении  психологического комплекса знаний.

Однако вместе с развитием психологического комплекса  знаний в философии, в области  естественно - научного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его  анатомии, физиологии и биохимии. При  этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке.

Процесс развития знаний о психике человека, системе  его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике  были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Одной из важнейших  характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.

Появление новых  подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением к  рациональности и доказательности  теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом  ученых, разрабатывавших психологические  концепции в Новое время.

 

История античной психологии

Мифологическое понимание  мира, где тела заселяются душами, а  жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю  поведения небожителей коварство  и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.

Важнейшая характеристика первичных взглядов на психические явления – анимизм – вера в то, что каждый объект не только живой, но и неживой природы непременно обладает душой и, кроме того, души могут существовать независимо от объектов и представляют собой особые существа. Анимизм — вера в то, что каждый объект обладает душой, которая может существовать независимо от этого объекта. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под "Я" (или "сознание", или "душа"), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.

Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе». Так,  в основе  взглядов  крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора  (570—500  гг.  до  н.  э.)  лежит представление о числовой  гармонии. Душа, согласно  его учению,  бессмертна,  неуничтожима  и многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями.

Другим событием, которое  оказало влияние на развитие учения о душе, был переход от стихийного и иррационального анимизма, согласно которому все события совершаются  под влиянием душ природных объектов, к гилозоизму— философскому учению, в основе которого лежит представление о неотделимости жизни от материи, о жизни как всеобщем свойстве материи.  Это учение ввело исходное положение о целостности наблюдаемого мира.

Гилозоизм — философское учение, в основе которого лежит представление о жизни как всеобщем свойстве материи.

Гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь): весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Всё рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Гилозоизм впервые "поставил" душу (психику) под общие законы естества.

Самая первая развернутая  философская концепция души принадлежит  Гераклиту Эфесскому (544—483 до н. э.). Этому философу принадлежит знаменитое высказывание «границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел: столь глубока ее суть», в котором зафиксирована вся сложность предмета психологии, что актуально и в наше время. Гераклит делит души людей на две категории — «влажные» и «сухие». Души «влажные» — несовершенные, а чем более «суха»  душа,  тем благороднее ее  суть.

Термин "Логос", введённый  Гераклитом, применяемый и поныне, для него обозначал Закон, по которому "всё течёт", придаёт вселенскому  ходу вещей сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов.

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (427-347 гг. до н. э.) и Аристотеля  (384-322 гг. до н. э.). Платон провел границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой.

Принципиально иное представление  о душе было дано Аристотелем в  его психологическом трактате «О душе». Согласно Аристотелю, душа — форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение решительно противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Но оба они согласны в том, что душа определяет цель активности живого тела. Души организмов разных типов, согласно концепции Аристотеля, выполняют разные функции, представляют разные способности, силы души. Три типа души — растительная, животная и разумная (человеческая) представляют три ступени жизни, обладающие преемственностью. У растений душа выполняет только вегетативные (растительные), собственно метаболические функции; чувственно-двигательные функции души присущи и человеку, и животным, но не растениям; функции разумной души, которой обладает лишь человек, позволяют строить умозаключения, лежащие в основе высшей памяти, произвольного, свободного выбора и т. д.

Таким образом, Аристотель дал  одну из наиболее ранних формулировок объяснительных принципов психологии - развития, детерминизма, целостности, активности.

Ученик Платона, последователь  Аристотеля Теофраст (372-287 гг. до н. э.) в трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров, развивая аристотелевское представление об этом свойстве человека. Его работа положила начало отдельной линии в популярной психологии. Платон стал родоначальником философии идеализма. Он утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире. Согласно Платону, всякое знание, есть воспоминание; душа вспоминает (для этого требуются специальные усилия) то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения.

Опираясь  на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения, Платон сделал следующий  шаг. Он оценил процесс мышления, не получивший выражения в сократовом внешнем диалоге, как диалог внутренний. ("Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая"). Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс её порождения из речи внешней (социальной) получил название "интериоризация" (от лат. internus - внутренний). Далее Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции. Их пояснял платоновский миф о вознице, правящем колесницей, в которую впряжены два коня: дикий, рвущийся из упряжи, и породистый, поддающийся управлению. Возница символизирует разумную часть души, кони - два типа мотивов: низшие и высшие. Разум, призванный согласовать эти два мотива, испытывает, согласно Платону, большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений. Так в сферу изучения души вводился аспект конфликта мотивов, имеющих нравственную ценность, и роль разума в его преодолении и интеграции поведения. Через несколько столетий идея личности, раздираемой конфликтами, оживёт в психоанализе З. Фрейда.

Учение о душе широко использовалось и развивалось в античной медицине. Гиппократ (ок. 460 - ок. 377 до н. э.) сформулировал положение, что органом мышления и ощущений является мозг. Он разработал учение о темпераментах, предполагающее различную роль четырех жидкостей организма (кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь), и первым предложил типологию темпераментов, основанную на особенностях телосложения.

Успехи, достигнутые античными  философами и медиками в развитии учения о душе, послужили фундаментом  всех дальнейших разработок психологического знания, которые на этом этапе в  основном сводились к расширению круга рассматриваемых феноменов. В III-V вв. н. э. в работах Плотина (205-270), Аврелия Августина (354-430) и раннехристианских философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания.

История развития психологической  мысли в эпоху феодализма и  в эпоху   Возрождения

Роль  философии  в  начале  тысячелетия  сменяет  религия,  но  и  религия  продолжала  питаться  идеями, заложенными греческими философами.

На Востоке  переводились на арабский язык, переписывались и распространялись сочинения Платона  и Аристотеля - от Пиренейского полуострова  до Средней Азии. Появлялся мощный культурно-научный строй, в котором  проявились крупнейшие умы. Среди них  особо следует выделить среднеазиатского врача XI века Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как

Авиценна.

Ибн Сина был  одним из первых исследователей в  области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием  организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания, определяющего воздействие психического состояния организма на его структуру. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру. Идею о взаимосвязи психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных состояний, но и её способность (при психических травмах, деятельности воображения) влиять на них - он разрабатывал, исходя из своего обширного медицинского опыта в области психофизиологии эмоциональных состояний.

Один  из  отцов  христианской  церкви  Августин  Аврелий  (350—430)  соединил  аристотелевское представление об  иерархической организации души  с христианской  теологией.  Он  различает уровни совершенствования разумной части души. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При этом он наследовал взгляды Платона, считая Память самой значительной частью души, в которой заключена идея Бога. Августин предлагает метод интроспекции (в христианской трактовке — исповеди) в качестве основного средства познания души и этим во многом определяет пути психологической мысли.

Учение Фомы Аквинского  (1225—1274) в XIII в. тоже базируется на понятиях греческих философов, в частности Аристотеля. Фома развивает идеи Аристотеля, предложив учение о «лестнице форм» (Рис.), на которой в иерархическом порядке располагаются растительный, животный и разумный типы души. Каждый из них отвечает  за  порождение  различных психических явлений соответственно:  ощущения,  представлений и понятий.

 

Открытия  Леонардо  да  Винчи  можно  считать уникальными. Он предвосхитил биомеханику — науку XX столетия, моделируя движения живых существ  в технических  устройствах,  учитывая  ведущую  роль  нервной  системы  в  построении  движений (например, конструируя крылья). Ему  же  принадлежит  система  основных  эмоциональных  состояний — аффектов, которые может испытывать человек. Ими являются радость, горе, распря и усилие.

Информация о работе История развития психологии