История развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

История психологии - это история возникновения и изменения взглядов ученых о сущности психики, о ее связи с внешним миром и поведением человека. Психология, как и все науки, первоначально зародилась в недрах философии. Все древние философы связывали психику человека с представлением о душе. Зародилось такое представление еще у первобытного человека, который с появлением разума стал выделять себя из окружающего мира и различать объективные и субъективные явления.

Содержание работы

Введение
2. Основная часть
2.1 История античной психологии
2.2 История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения
2.3 Зарождение психологии как науки
2.4 Основные достижения отечественной психологии начала XX века
3. Заключение

Файлы: 1 файл

история развития психологии.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

Предмет психологии, с точки  зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых  мышечных, железистых реакций  на внешние  стимулы (S). Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S —> R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им. Методом исследований в бихевиоризме считается поведенческий эксперимент.

Популярность смягченных идей бихевиоризма, допустивших использование  понятия сознания, была высока, и в 1950-1960-е гг. они были приняты в социальной психологии и психологии личности.

Необихевиоризм подверг сомнению главный постулат классического бихевиоризма «стимул — реакция».

По мнению Э. Толмена (1886—1959), формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов: стимул — промежуточная переменная — реакция (S —> РР —> R). Под промежуточной переменной он понимает  как раз те  недоступные прямому наблюдению  психические моменты:  намерения,  ожидания  и знания.

Толмен  называет  свою  теорию  когнитивным бихевиоризмом.  Поведение человека  предваряют  так называемые  познавательные (когнитивные)  карты,  которые представляют  собой целостные структуры представления мира. Это ожидания  и гипотезы,  прошлый опыт  человека,  наследственность  и возраст,  а также те факторы, которые привели однажды к успеху. Именно они служат регулятором действия. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение.

В противовес бихевиоризму развивается еще одно направление  в психологии — гештальтпсихология (от нем. gestalt — целостная форма, структура).

Гештальтисты  утверждают,  что сознание — это не «сооружение из  кирпичей (ощущений)  и цемента (ассоциаций)», а целостная структура, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Они заявляли первичность целостных форм восприятия (человек вначале воспринимает целостный образ любого явления), от которых лишь в результате анализа можно перейти к элементарным ощущениям. Такие целостные образы, которые определяют психическую жизнь, получили название «гештальтов».

Психика  человека  и  животного  понималась  гештальтпсихологами  как целостное «феноменальное  поле» (совокупность переживаемого субъектом в данный момент), которое обладает определенными свойствами и

строением. Основными  компонентами феноменального поля  являются фигуры и фон. Другими  словами, часть  того, что мы воспринимаем, выступает  отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании.

Важнейшим  законом,  полученным  гештальтпсихологами,  является  закон константности восприятия.  Этот  закон фиксирует тот факт,  что целостный образ не  меняется  при изменении его сенсорных элементов.  Человек видит мир стабильным,  несмотря  на  то  что постоянно изменяется его положение в пространстве, освещенность и другие факторы.

Кризис психологии (10-30-е  гг. XX в.). В 1910-1930-е гг. в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания предмета и метода психологии. В качестве примера следует сопоставить бихевиоризм, суть которого состоит либо в отрицании существования психологических структур и процессов, либо в признании их недоступности для научного исследования, и глубинную психологию, постулирующую существование таких структур и процессов и утверждающую их доступность для изучения. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновение такого множества столь различных парадигм.

В начале XX века возникает несколько направлений  в психологии, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. В Европе это были фрейдизм и гештальтпсихология, в США - функционализм, бихейвиоризм и школа Курта Левина.

Попытки выйти из кризиса, реализуя новые программы исследований, приводили  лишь к увеличению числа конкурирующих  парадигм. При этом различные парадигмы, школы и направления разрабатывали  различные стороны потенциального предмета и соответствующего ему  метода психологии. Это положение  подтверждается, например возможностью гибридизации даже самых полярных парадигм.

Основные достижения отечественной психологии начала XX века.

В 1920—1930-х гг. отечественными психологами закладываются методологические основы психологии.

Главное  достижение  отечественной  психологии — это  положение  о  психике,  которая  формируется  и проявляется в деятельности.

В  работах  С.  Л.  Рубинштейна  (1889—1960)  был  сформулирован  принцип  «единства  сознания  и деятельности». Главный постулат психологии  деятельности  в том,  что общение человека  с миром не  является  прямым непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается посредством его реальных действий с объектами этого мира.

А. Н. Леонтьев (1903—1979), другой ведущий отечественный психолог, также развивал положение о том, что все, что совершается в  психической сфере человека, укоренено  в его деятельности.

Леонтьев подчеркивал, что  деятельность — это особая целостность, которая не сводится только к сумме  действий. Она включает различные  компоненты: мотивы, цели, действия.

Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может  направляться мотивом подготовки к  профессиональному труду, или мотивом  приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом общения со сверстниками и  т. д. В реальной жизни каждой деятельности обычно  соответствуют  несколько мотивов, поэтому говорят  о полимотивированности деятельности.

Д. Б. Эльконин ввел понятие ведущей деятельности, т. е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период жизни человека.

Основоположником отечественной  научной психологии считается доктор И.М.Сеченов (1829-1905). В своей книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у  рефлексов: они берут начало во внешнем  воздействии, продолжаются центральной  нервной деятельностью и заканчиваются  ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов  предпринял попытку "вырвать" психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена  специфика психической реальности в сравнении с физиологической  ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Экспериментальное направление  в психологии с использованием объективных  методов исследования развивал академик В.М.Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его  работы плодотворно повлияли на понимание  физиологических основ психической  деятельности, однако собственной психологической  концепции И.П.Павлов не создал. Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши ученые Л.С.Выготский (1896-1934), А.Н.Леонтьев (1903-1979), А.Р.Лурия (1902-1977) и П.Я.Гальперин (1902-1988).  

Заключение

В заключение рассмотрим значение истории психологии.

1. Помогает понимать современные  теории. «Без истории предмета  нет теории предмета». 

2. Помогает создавать  новые теории в ходе «творческого  диалога с прошлым».

а) знание конкретного материала, накопленного наукой, во-первых, предупредит  опасность «изобретения велосипеда»  и, во-вторых, создаст исходные предпосылки  для планирования новых исследований;

б) новые теории продолжают линию развития научной мысли, следовательно, для их появления необходимо знакомство с логикой научных построений предшественников;

в) движение научной мысли  совершается по восходящей спирали, поэтому современные теории зачастую являются возвратом на более высоком  витке к идеям далекого прошлого («новое - это хорошо забытое старое»).

3. Знакомя с творчеством  гениальных мыслителей, формирует  установку на творчество и  научный поиск. 

4. Осмысление трактовок  психики как инструмента познания  способствует развитию гносеологии  (науки о познании).

5 Поведение людей и  их жизнедеятельность зависит  от их представлений о сущности  психики, поэтому знание истории  психологии да; т ключ к пониманию  людей прошлых эпох.

6. Знание научных дискуссий  прошлых эпох о предмете психологии  позволяет в настоящее время  отстаивать ее место в системе  наук, опровергать мнения о ненужности  психологии, о ее тождественности  с физиологией высшей нервной  деятельности.

7. «История более полезна,  она полна мудрости» писал  в 15 веке один из философов-гуманистов, подчеркивая образовательно-нравственное  значение исторических дисциплин. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература

 

 

 

  1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. - 248 с
  2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.:Питер, 2001. — 656 с.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История развития психологии