История развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

История психологии - это история возникновения и изменения взглядов ученых о сущности психики, о ее связи с внешним миром и поведением человека. Психология, как и все науки, первоначально зародилась в недрах философии. Все древние философы связывали психику человека с представлением о душе. Зародилось такое представление еще у первобытного человека, который с появлением разума стал выделять себя из окружающего мира и различать объективные и субъективные явления.

Содержание работы

Введение
2. Основная часть
2.1 История античной психологии
2.2 История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения
2.3 Зарождение психологии как науки
2.4 Основные достижения отечественной психологии начала XX века
3. Заключение

Файлы: 1 файл

история развития психологии.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

 

Развитие психологии в Новое  время

Появление  новых  подходов  к  построению  науки  в XV—XVI вв., связанных со  стремлением к рациональности  и  доказательности  теоретических  положений,  ознаменовало наступление нового  этапа в процессе  становления  психологии.

Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития античной науки, укрепляла  свою связь с философией. Это объяснялось  тем, что, оставаясь в рамках науки  о душе (своего собственного предмета), психологии  сложнее  было  избавиться  от  схоластических  догм,  отделиться  от  богословия.  Однако ориентация  на  философию  в  то  время  сужала  предмет  психологии,  которая  рассматривала  в  основном общие закономерности развития психики  человека, а не живого мира в целом.

В исследовании процессов  познания психологи, работавшие в Новое  время, исходили из разных положений. Одни считали, что основой всех наших  знаний являются ощущения, другие отдавали приоритет мышлению. Эти направления  назывались соответственно сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты  рассматривали  процесс  познания  как  единый,  выделяя  в  нем  несколько  ступеней — от ощущения к мышлению, т. е. это процесс постепенного восхождения  от частного к общему, постепенного обобщения отдельных предметов  в классы и понятия на основе логики.

Одним из крупнейших ученых, придерживающихся принципов сенсуализма, был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Вслед за последователями Фомы Аквинского Бэкон придерживался традиционного деления души на рациональную божественную душу и нерациональную чувствующую душу. Рациональная душа с помощью индукции  преобразовывает данные  чувствующей души  и таким образом познает.

Психологи-рационалисты выделяли в процессе познания два этапа. Первый этап, состоящий из нескольких ступеней, заключался, как и в сенсуализме, в восхождении от частного к общему при переходе от восприятия к логическому  мышлению.

Важным отличием было то, что понятие, которое формировалось, таким образом, рационалисты не считали  окончательным  и,  главное,  объективным,  передающим  существенные  свойства  окружающего  мира.  Для постижения общего недостаточно чувственного опыта  выделяя еще один этап познания —  интуитивное  мышление,  которое  черпает  знания  из  разума,  мгновенно  актуализируя  в  нем  понятия, осознавая  всеобщие  законы  и  свойства  предметов.  Так  совершается  переход  от  общего  к  частному  в познании. К рационалистам  можно отнести таких ученых, как  Р. Декарт и Г. В. Лейбниц.

Представления о душе радикально изменились после  того, как Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие  «сознание». Оно рассматривалось  как критерий, различающий душу и  тело. Интроспекция, по мнению Декарта, настолько очевидна, что была применена  им для неоспоримого доказательства самого существования субъекта,   сформулированного в афоризме cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую»). Согласно критерию интроспекции, душой обладает только человек, а животные   не имеют души и действуют подобно механическим устройствам.

Декарт предложил свое решение психофизической проблемы (проблемы соотношения души и тела); по Декарту, существует психофизическое  взаимодействие: душа  приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления. Проблему целостности организма Декарт решал  с позиций элементаризма. Представления Декарта о взаимодействия души и тела через движения шишковидной железы и о рефлексе были полностью умозрительны и находились в русле его дуалистической системы   

 Учение Декарта составило  основу нового психологического  знания, поскольку оно  ввело  представления:

- о доступности внутреннего  мира через интроспекцию;

- о рефлексе как механизме  поведения;

- о ведущей роли внешнего  мира в детерминации поведения,  а также ее механистическую интерпретацию;

  • о психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.

Гносеология — философская теория познания.

Дуализм Декарта был преодолен  в первую очередь психологической  концепцией Б. Спинозы (1632—1677). Бенедикт  Спиноза  предположил,  что  существует  только  одна  единая  субстанция,  а  мышление  и протяженность  являются  ее  атрибутами.  Тогда  душа  и  тело  неразрывно  связаны  и  являются  сторонами одного и того же явления. Согласно концепции  Спинозы, душа и тело не воздействуют друг на друга, а соответствуют друг другу. Спиноза решает психофизическую  проблему в духе единства.

Попытка построить  психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлена  в его главном труде - "Этика". В нём поставлена задача объяснить всё многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится всё многообразие эмоциональных состояний; при этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль её уменьшает.

Принцип  активности,  использованный  Лейбницем  (1646—1716)  для  объяснения  процессов  познания, позволил по-новому представить себе соотношение между субъективностью  и истинностью.

Гипотеза  Г. В. Лейбница решает психофизическую  проблему  в духе параллелизма. Лейбниц  считал, что существуют  два «царства»  — мир  тел  и  мир  душ,  каждое  из  которых  подчинено  своим  собственным законам.  Душа  представляет  собой «монаду» (от  греческого «единое»).  Душа-монада  способна воспринимать все, что происходит в мире, и поэтому ее восприятия могут носить неосознаваемый характер. По сути Лейбниц доказывал, что в психике есть не только область сознания, но и область бессознательного. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций" - неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт - апперцепция. Она включает внимание и память. Итак, Лейбниц вёл в оборот понятие бессознательной психики.

Т. Гоббс (1588—1679) — английский философ-материалист, вводит в науку понятие ассоциации — связи между психическим  образом и представлением, которое  этот образ вызывает. Об ассоциации было известно еще со времен Платона  и Аристотеля. «Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюбленного», — говорил Платон. Однако Гоббс признает только один закон в устройстве человека — закон механического сцепления психических элементов. До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. racio - разум). Гоббс предложил за основу познания принять опыт. Рационализму им был противопоставлен эмпиризм (от лат. empirio - опыт). Так возникла эмпирическая психология.

В конце XVIII — начале XIX вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии — в языкознание, в этнографию, в биологию и медицину.

Г. Спенсер сформулировал  принцип адаптации организмов к  среде, Ч. Дарвин наметил нетелеологичecкoe объяснение целенаправленности поведения, изучал инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека, Ф. Гальтон (1822-1911) поставил вопрос о наследовании психологических характеристик, английский невролог X. Джексон (1835-1911), основываясь на эволюционных представлениях, успешно изучал закономерности локализации и распределения обеспечения психических функций различными структурами мозга.

Итальянский мыслитель Д. Вико (1668-1744гг.) в трактате "Основания новой науки об общей  природе вещей" (1725г.) выдвинул идею о том, что каждое общество проходит последовательно через три эпохи: богов, героев и людей. Что касается психических свойств человека, то они, согласно Д. Вико, возникают в  ходе истории общества. В частности, появление абстрактного мышления он связывал с развитием торговли и  политической жизни. С именем Д. Вико связано представление о надындивидуальной  духовной силе, свойственной народу в  целом и составляющей первооснову  культуры и истории.

В России духовная атмосфера эпохи Просвещения  обусловила философско-психологические  воззрения А. Н. Радищева (1749-1802гг.). А. Н. Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни ("Путешествие из Петербурга в Москву"), за что был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой  в Сибирь.

Переходом от механистической  к физиологической  трактовке психики ознаменовался XIX в. Отныне не механика,  а  физиология  стимулировала  рост  психологического  знания.  Имея  своим  предметом  особое природное  тело,  физиология  превратила  его  в  объект  экспериментального  изучения.

Итак, с опорой на экспериментальные и количественные методы было установлено, что в психическом  мире действуют собственные законы и причины. На различных участках экспериментальной работы к 60-м гг. XIX  в.  созрела  потребность  в  том,  чтобы  разрозненные  знания  о  психике  объединить  в  отдельную дисциплину, отличную от других. Эта наука получает название «психология».

 

 Зарождение психологии как  науки

С 60-х гг. XIX в. начался новый период развития психологической науки. Основными характерными чертами этого периода являются:

1) появление первых научных  парадигм, институтов и психологического  профессионального сообщества;

2) формирование внутри  парадигмальных представлений о предмете и методе исследования, развитие представлений, соответствующих различным аспектам предмета исследования в различных парадигмах;

3) согласование представлений  о предмете и методе психологии  с общенаучными нормами и ценностями;

4) развитие контактов  с другими дисциплинами и, как  следствие, — возникновение новых парадигм и отраслей психологии;

5) разнообразие и конкуренция  парадигм.

Этап формирования первых парадигм (60-е гг. XIX в. — 10-е  гг. XX в.).

Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных программ, созданных В. Вундтом и И. М. Сеченовым.

Программа Вундта была ориентирована  на общенаучный экспериментальный  метод. Единственным прямым методом психологии Вундт считал самонаблюдение.

Роль эксперимента ограничивается лишь приданием результатам исследований точности и надежности.

Вундт определил основные задачи психологии:

1) анализ процесса сознания  методом интроспекции;

2) выявление элементов  сознания;

3) установление закономерностей  их соединения.

Важнейшая роль В. Вундта в  становлении психологии как самостоятельной  научной дисциплины состояла в том, что именно он организовывал первые специализированные институты психологической науки. В 1879 г. Вундт основал научную лабораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии).

Интроспекция, предложенная Вундтом в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в парадигме  структурной психологии, которую  основал Э. Титченер (1867-1927), продолжатель идей Вундта в США.

 Задачи структурной  психологии состояли:

1) в «разложении душевного  состояния на составные части»;

2) в установлении того, каким образом соединены эти  части;

3) в установлении соответствия  законов комбинации этих частей  с физиологической организацией.

Отличие состояло в том, что  Титченер изучал структуру сознания, отвлекаясь от функциональной роли психики в поведении. Важнейшее нововведение Титченера — метод аналитической интроспекции.

Таким образом, к концу XIX в. было обнаружено, что метод интроспекции не раскрывает основных сторон психики хотя бы потому, что круг изучаемых в психологии явлений не исчерпывается феноменами сознания. Уже эти обстоятельства лишают интроспекцию статуса метода. Не менее важно, что интроспекция может быть применима лишь к небольшому числу объектов, соответствующих предмету психологии.

Существенные изменения  в представления о предмете и  методе психологии были внесены 3. Фрейдом (1856-1939), который основал парадигму  психоанализа.

Фрейд  обратился  к  скрытым,  глубинным  слоям  психики  человека.  До  Фрейда  они  не  были предметом психологии, после  него — стали его неотъемлемой частью.

Фрейд  совершил  важное  открытие,  которое  перевернуло  традиционный  взгляд  на  психику:  в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления или влечения, нежели сознание и разум.

Психоанализ в его развитой форме, до его превращения в версию популярной психологии, был направлен на изучение личности и строился в соответствии с такими принципами, как принцип детерминизма (в механистической версии), принцип развития (причем одно из важнейших положений психоанализа состоит том, что этапы онтогенеза ребенка фиксируются в виде специфических психических структур), принцип активности, источник которой, согласно учению Фрейда, лежит внутри субъекта.

Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно ей, в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание и бессознательное.

Предсознание состоит из скрытых, или латентных, знаний. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент не присутствуют. Что касается сознания, то ему Фрейд отводил роль слуги бессознательного.

Бессознательное регулируется двумя принципами: принципом удовольствия и принципом реальности. Это означает то, что бессознательно любой человек стремится прежде всего к получению удовольствия, но при этом должен считаться с требованиями окружения (соблюдать принцип реальности).

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, оговорки и т. д.) и невротические симптомы.

Когнитивная психология — одно из самых популярных научных направлений в западной и отечественной психологии. Термин «когнитивный» (от англ. cognition — знание, познание) означает познавательный. Основателями когнитивной психологии считаются Д. Миллер, Д. Брунер и У. Найссер.

Когнитивная  психология  изучает  то,  как  люди  получают  информацию  о  мире,  как  эта  информация представляется человеком, как она хранится в памяти и  преобразуется в знания и как  эти знания влияют на  наше  внимание  и  поведение.  Таким  образом,  когнитивная  психология  охватывает  практически  все познавательные процессы — от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения.

Радикальный переворот в  представлениях о предмете и методе психологии был совершен Дж. Б. Уотсоном (1878-1958). С точки зрения этой парадигмы, психология представляет собой объективную экспериментальную отрасль естественных наук. Он сменил предмет психологии – бихевиоризм (от  англ. behavior — поведение) — особое направление в поведении человека и животных, буквально — наука о поведении. Бихевиористы отвергают метод интроспекции и отказываются от представления о сознании как о предмете психологического исследования, а также полагают, что любые психологические структуры и процессы, не наблюдаемые объективными методами, либо не существуют (поскольку нельзя доказать их существование), либо недоступны для научного исследования. Поэтому критики этой парадигмы часто называют бихевиоризм теорией «пустого организма».

Информация о работе История развития психологии