Введение.
Веками "обителью"
психологии считалась философия. В середине
XIX века психология покидает свой "отчий
дом" и начинает отстаивать право на
самостоятельность в семье других позитивных
наук. Свои "сертификаты" на не зависимость
она черпала, во-первых, в математике, во-вторых,
в эксперименте.
Из истории известно, что XVIII
век стал началом того момента, когда в
науке психологические эксперименты стали
активно использоваться
Активно стала развиваться экспериментальная
психология только в XIX веке.
В дальнейшем экспериментальная психология
углубляла изучаемые ею процессы и анализировала
факты. На сегодняшний момент она представляет
собой научную дисциплину, призванную
к обобщению методов исследований используемых
в остальных направлениях науки. Можно
говорить о достижении значительного
уровня в развитии, но существуют серьезные
нерешенные проблемы, например, отсутствие
единого подхода к мнению о значении метода
эксперимента и его возможностях в исследовании1 .
Целью данного реферата
является анализ и обобщение некоторых
наиболее существенных тенденций, принципов,
путей и итогов развития психологической
науки в России ХIX столетия. . Задача состоит
в том, чтобы на фоне общей и краткой характеристики
развития экспериментальной психологии
раскрыть некоторые линии развития экспериментальных
исследований в России в конце XIX начале
XXв.в.
На мой взгляд, эта тема актуальна не только
в наше время, но и всегда, т.к. важно знать
историю развития психологии и становление
ее как науки.
В своем реферате я описала развитие экспериментальной
психологии.Вместе с развитием психологического
комплекса знаний в философии, в области
естественно - научного звания, прежде
всего в медицине, шло накопление сведений
об организме человека, его анатомии, физиологии
и биохимии. При этом все более выявлялось
противоречие философского психологического
знания о душе и естественно - научного
знания о человеке. В то же время ни философская
психология, ни науки об организме человека
оказались не в состоянии ответить на
вопрос, как снять это противоречие.
Процесс развития знаний о психике человека,
системе его психики, характере, темпераменте
продолжался на протяжении столетий, и
сам этот процесс также важен, как и результат
- наука психология.
Предпосылки становления
экспериментальной психологии
Мощное течение в психологической
мысли России было представлено так называемой
экспериментальной психологией. Становление
направления, базирующегося на экспериментальном
методе исследования психических явлений,
осуществлялось под воздействием, как
общих тенденций развития мировой психологической
науки, так и специфических социокультурных
предпосылок и условий развития отечественного
психологического знания.
Следует отметить,
что именно возникновение этого направления
знаменовало принципиально новый этап
в истории психологии в России - обретение
ею статуса самостоятельной области научного
знания. Главной объективной предпосылкой
введения эксперимента в психологию являлась
назревшая потребность в точных, экспериментально
проверенных результатах психологических
исследований человека. Особенно нуждались
в них быстро развивающиеся в конце 19 века
медицина и педагогика. Не случаен, поэтому
тот факт, что первые экспериментальные
психофизиологические лаборатории в России
возникли именно в стенах практических
организаций - учебных заведений и клиник;
их создателями в преобладающем большинстве
были практики - врачи-психиатры, физиологи,
деятели просвещения и образования. Первые
лаборатории были нацелены на решение
практических задач - определение диагноза
психического состояния человека, поиск
конкретных форм воздействия на его психику
и поведение и т.д.
Второй предпосылкой
становления психологии как научной дисциплины
выступало взаимодействие с науками, с
которыми она была тесно связана и исторически,
и логикой своего развития, прежде всего
с дисциплинами естественно -научного
цикла.
Наконец, развитие
экспериментальных исследований в психологии
определялось также логикой самого психологического
знания, его внутренними потребностями,
осознание которых приводит передовых
ученых к выводу о недостаточности и ограниченности
интроспекции как теории и метода научного
познания психических явлений и необходимости
новых объяснительных категорий и объективных
методов исследования психической реальности.
Наряду с этими
общими предпосылками, развитие научной
психологии в России было обусловлено
специфическими историческими обстоятельствами.
К их числу следует отнести сложившиеся
в отечественной науке материалистические
тенденции, нашедшие яркое воплощение
в русском философском материализме. В
работах Сеченова содержится материалистическое
объяснение природы психических явлений,
раскрыта их отражательная и регулятивная
роль в жизнедеятельности организма. Им
была разработана также первая программа
развития психологии как экспериментальной
дисциплины, выдвинута и глубоко обоснована
идея объективного изучения внутреннего
мира человека.
Понятие экспериментальной
психологии
Применение экспериментального метода
к исследованию психических явлений в
конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении
психологии как самостоятельной науки
и выделении ее из философии. В этот период
вся научная психология была экспериментальной.
В дальнейшем в связи с накоплением психологических
знаний произошла дифференциация научных
областей психологии в соответствии с
предметом их изучения, а экспериментальная
психология стала пониматься лишь как
общее обозначение различных видов исследований
психических явлений посредством экспериментальных
методов.
В.В. Никандров
отмечает, что в настоящее время сложилась
весьма непростая ситуация с определением
границ экспериментальной психологии
и ее места в системе психологических
знаний. Ею утрачен статус самостоятельной
науки.На эту ситуацию обращал внимание
еще Б.Г. Ананьев. Он указывал, что, с одной
стороны, казалось бы, имеется фундаментальная
наука о методах психологического исследования,
достижениями которой могут пользоваться
все частные разделы психологии. Но, с
другой стороны, систематическое и неизбежное
делегирование своих «полномочий» другим
дисциплинам раздробило экспериментальную
психологию, и ее отдельные разделы начали
самостоятельную жизнь в частных психологических
науках.
В современных
психологических словарях и справочниках,
определяющих понятие «экспериментальная
психология», как правило, подчеркивается
относительная несамостоятельность этой
научной дисциплины и отсутствуют указания
на ее предмет. Например, в наиболее авторитетном
«Психологическом словаре» дается следующее
определение:
«Экспериментальная психология – общее
наименование областей и разделов психологии,
в которых эффективно применяется метод
лабораторного эксперимента».
Еще отчетливее
эти тенденции звучат в другом определении:
«Экспериментальная психология – общее
обозначение различных видов исследования
психических явлений посредством экспериментальных
методов».Аналогичное понимание экспериментальной
психологии существует и в зарубежной
психологии. П. Фресс определяет экспериментальную
психологию следующим образом: «Экспериментальная
психология представляет собой знания,
приобретенные в психологии посредством
применения экспериментального метода».В
некоторых определениях говорится о необходимости
разработки методов в рамках экспериментальной
психологии: «Экспериментальная психология
– 1) область психологического знания,
связанная с экспериментальными исследованиями
психики... В экспериментальной психологии
разрабатываются методы организации и
проведения психологического эксперимента,
а также методы обработки и анализа его
результатов; 2) экспериментальный раздел
общей психологии».
В.Н. Дружинин
выделяет несколько подходов к пониманию
предмета экспериментальной психологии.
1. Экспериментальная психология как подлинно
научная психология, базирующаяся на естественно-научном
подходе к изучению психических явлений
в противоположность философской, интроспективной
психологии и другим видам психологического
знания. Представителями данного подхода
являются В. Вундт, С. Стивенс, П. Фресс,
Ж. Пиаже и др. «Этот (экспериментальный)метод
познания существенно отличается от метода
философии, который основывается на очевидности
положений и требований рефлективного
мышления... Рассуждения в философии подчиняются
законам мышления, тогда как в науке (экспериментальной
психологии)этот контроль обеспечивается
эмпирической проверкой».
2. Экспериментальная психология как система
методов и методик, реализованных в конкретных
исследованиях. Представители: Г.И. Челпанов,
Р. Готтсданкер и др. Р. Готтсданкер полагает,
что экспериментальная психология – это
наука об экспериментальных методах, которые
могут применяться в любой из частных
предметных областей психологии (психологии
сенсорных процессов, психологии научения
или психологии социального воздействия).
Поэтому вся экспериментальная психология
носит методический характер.
3. Экспериментальная психология как теория
психологического эксперимента, которая
базируется на общенаучной теории эксперимента
и в первую очередь включает планирование
и обработку данных. Представители: Д.
Кэмпбелл, Ф. Дж. МакГиган и др. Д. Кэмпбелл
отмечает, что одним из важных в психологии
являются «...вопросы планирования экспериментов,
создание моделей экспериментов в соответствии
с требованиями валидности научного знания.».
4. Экспериментальная психология как область,
которая занимается изучением проблем
методов психологического исследования
в целом. Представители: В.Н. Дружинин,
Д. Мартин, Р. Солсо, Х. Джонсон, М. Бил, Т.В.
Корнилова и др. В.Н. Дружинин подчеркивает,
что предметом экспериментальной психологии
является не только экспериментальный
метод, но и другие виды теоретического
и эмпирического знания в психологии.
Именно этого понимания
экспериментальной психологии мы будем
придерживаться в дальнейшем изложении.
Следует отметить, что при указанном подходе
«эксперимент» понимается в самом широком
объеме как любой метод психологического
исследования, любой эмпирический метод.
Несмотря на то, что термины «эксперимент»
и «эмпирия (эмпирика)» переводятся с греческого
одинаково – опыт, значения их в современной
науке разные. В понятии «эксперимент»
опыт рассматривается как конкретный
прием исследования в точно учитываемых
условиях. В понятии «эмпирика» опыт понимается
как общая совокупность накопленных знаний
и умений. Отсюда эмпирический метод –
это любой способ получения фактических
данных о действительности, основанный
на человеческом опыте.
Таким образом, если принять широкое толкование
понятия «эксперимент», то экспериментальную
психологию скорее следовало бы поименовать
«эмпирической психологией». Однако в
психологии термин «эмпирическая психология»
имеет уже свое значение и свою историю,
что не позволяет повторно использовать
его в другом значении.
Тем не менее
в круг интересов экспериментальной психологии
входит все большее число неэкспериментальных
исследовательских приемов. И сейчас сложилась
определенная традиция понимать эксперимент
как частный метод эмпирического познания,
а экспериментальную психологию – как
совокупность множества эмпирических
методов. Поскольку многие (если не большинство)
эмпирических методов психологии естественным
образом включают в себя измерительные
процедуры и анализ результатов измерения,
то в область компетенции экспериментальной
психологии входят теперь и теория измерений,
и знания по обработке (в первую очередь
статистической) эмпирических данных.
В.В. Никандров
подчеркивает, что «если говорить об экспериментальной
психологии не только как о совокупности
исследований психической жизни с помощью
экспериментальных методов, но и как о
науке, разрабатывающей эти методы, то
мы сталкиваемся с проблемами теоретической
проработки исследовательских приемов».Ведь
любой исследовательский метод есть практическая
реализация принципов данной науки. А
принципы – это основополагающее начало
любой теории, концепции. Таким образом,
каждый метод нуждается в подведении общетеоретической
базы. С другой стороны, любой метод есть
система процедур, операций, алгоритмов
действий, формализованных правил сбора,
анализа и обработки информации. Обычно
эти операции и правила объединяются понятием
«методика». Разработка всей методической
системы есть непростая теоретическая
работа, которая и совершается в рамках
экспериментальной психологии.
Основными
задачами экспериментальной психологии
являются:
• формулирование методологических и
теоретических основ исследования в психологии;
• разработка экспериментальных планов
и эмпирических процедур;
• поиск методов анализа, интерпретации
и проверки статистической значимости
результатов психологических исследований;
• оценка эффективности экспериментальных
процедур;
• оценка взаимосвязи теоретических положений
и экспериментальных данных;
• разработка этических принципов психологических
исследований;
• разработка правил представления результатов
психологических исследований.
Подводя
итог, можно охарактеризовать современное
понимание термина «экспериментальная
психология» следующим образом: это, во-первых,
дисциплина, изучающая и разрабатывающая
ряд эмпирических методов психологического
исследования, а во-вторых, обобщающее
обозначение исследований в разных областях
психологии, использующих эти эмпирические
методы.
Такая трактовка экспериментальной
психологии разрешает неопределенность
ее места в системе психологических знаний,
придавая ей статус самостоятельной науки.
История становления экспериментальной
психологии.
В XIX в.
в результате внедрения в психологические
исследования экспериментального метода,
процесс становления психологии как экспериментальной
науки занимает приблизительно столетие
(середина XVIII – середина XIX в.), в течение
которого вынашивалась идея возможности
измерения психических явлений.
В первой четверти
XIX в. немецкий философ, педагог и психолог
И.Ф. Гербарт(1776–1841) провозгласил психологию
самостоятельной наукой, которая должна
основываться на метафизике, опыте и математике.
Несмотря на то, что Гербарт признавал
основным психологическим методом наблюдение,
а не эксперимент, который присущ, по его
мнению, физике, идеи этого ученого оказали
сильнейшее влияние на взгляды основоположников
экспериментальной психологии – Г. Фехнера
и В. Вундта.
Немецкий физиолог, физик, философ Г.Т.
Фехнер(1801–1887) достиг во всех этих областях
значительных результатов, но в историю
вошел как психолог. Он стремился доказать,
что душевные явления могут быть определены
и измерены с такой же точностью, как и
физические. В своих исследованиях он
опирался на открытую его предшественником
по кафедре физиологии Лейпцигского университета
Э.Г. Вебером(1795–1878) зависимость между
ощущением и раздражителем. В результате
Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический
закон, согласно которому величина ощущения
пропорциональна логарифму величины стимула.Этот
закон получил его имя. Исследуя зависимость
между физической стимуляцией и психическими
ответами, Фехнер заложил основы новой
научной дисциплины – психофизики,представляющей
собой экспериментальную психологию того
времени. Им были тщательно разработаны
несколько экспериментальных методов,
три из которых получили название «классических»:
метод минимальных изменений (или метод
границ), метод средней ошибки (или метод
подравнивания) и метод постоянных раздражителей
(или метод констант). Главный труд Фехнера
«Элементы психофизики», опубликованный
в 1860 г., по праву считается первым трудом
по экспериментальной психологии.
Весомый вклад
в развитие психологического эксперимента
внес другой немецкий естествоиспытатель—Г.
Гельмгольц(1821–1894). С помощью физических
методов он измерил скорость распространения
возбуждения в нервном волокне, чем положил
начало изучению психомоторных реакций.
До настоящего времени переиздаются его
работы по психофизиологии чувств: «Физиологическая
оптика» (1867) и «Учение о слуховых ощущениях
как физиологическая основа теории музыки»
(1875). Его теория цветового зрения и резонансная
теория слуха актуальны до сих пор. Идеи
Гельмгольца о роли мышц в чувственном
познании были в дальнейшем творчески
развиты великим русским физиологом И.М.
Сеченовым в его рефлекторной теории.
В. Вундт(1832–1920) был ученым широких интересов:
психологом, физиологом, философом, языковедом.
В историю психологии он вошел как организатор
первой в мире психологической лаборатории
(Лейпциг, 1879), преобразованной позже в
институт экспериментальной психологии.
Это сопровождалось изданием первого
официального документа, оформляющего
психологию как самостоятельную дисциплину.
Из стен Лейпцигской лаборатории вышли
такие выдающиеся исследователи, как Э.
Крепелин, О. Кюльпе, Э. Мейман (Германия);
Г. Холл, Дж. Кеттелл, Г. Мюнстерберг, Э.
Титченер, Г. Уоррен (США); Ч. Спирмен (Англия);
Б. Бурдон (Франция).
Вундт, намечая перспективы построения
психологии как самостоятельной науки,
предполагал разработку в ней двух направлений:
естественно-научного и культурно-исторического.
В «Основах физиологической психологии»
(1874) он указывает на необходимость использования
лабораторного эксперимента для расчленения
сознания на элементы, их изучения и выяснения
связей между ними. Предметом изучения
в эксперименте могут быть относительно
простые явления: ощущения, восприятия,
эмоции, память. Однако область высших
психических функций (мышление, речь, воля)
эксперименту не доступна и исследуется
культурно-историческим методом (через
изучение мифов, обычаев, языка и т. п.).
Изложение этого метода и программа соответствующего
эмпирического исследования даны в десятитомном
труде Вундта «Психология народов» (1900–1920).
Главными методическими признаками научной
психологии, по Вундту, выступают: самонаблюдение
и объективный контроль, так как без самонаблюдения
психология превращается в физиологию,
а без внешнего контроля данные самонаблюдения
ненадежны.
Один из учеников
Вундта Э. Титченер(1867–1927) отмечал, что
психологический эксперимент – это не
испытание какой-нибудь силы или способности,
а рассечение сознания, анализ части психического
механизма, психологический опыт же заключается
в самонаблюдении при стандартных условиях.
Каждый опыт, по его мнению, является уроком
самонаблюдения, а главной задачей психологии
– экспериментальное исследование структуры
сознания. Так сформировалось мощное направление
в психологии, именуемое «структурализмом»
или «структурной психологией».
Начало
ХХ в. характеризуется возникновением
нескольких самостоятельных, а иногда
и противостоящих друг другу направлений
(школ) в психологии: бихевиоризма, гештальтизма
и функционализма и др.
Гештальт-психологи (М. Вертгеймер, В. Кёлер,
К. Кофф-ка и др.) критиковали взгляды Вундта
на сознание как устройство, состоящее
из неких элементов. Функциональная психология,
опирающаяся на эволюционную теорию Ч.
Дарвина, вместо изучения элементов сознания
и его структуры интересовалась сознанием
как инструментом приспособления организма
к среде, т. е. его функцией в жизни человека.
Наиболее яркие представители функционализма:
Т. Рибо (Франция), Э. Клапаред (Швейцария),
Р. Вудвортс, Д. Дьюи (США).
Весомый вклад в экспериментальную психологию
внес еще один немецкий ученый – Г. Эббингауз(1850–1909).
Под влиянием психофизики Фехнера он выдвигал
в качестве задачи психологии установление
факта зависимости психического явления
от определенного фактора. В этом случае
достоверным показателем является не
высказывание испытуемого о его переживаниях,
а его реальные достижения в той или иной
предлагаемой экспериментатором деятельности.
Главные успехи Эббингаузом были достигнуты
в изучении памяти и навыков. К его открытиям
принадлежит «кривая Эббингауза», показывающая
динамику процесса забывания.
Со временем
инструментальная база экспериментальной
психологии расширяется: к традиционному
«исследовательскому» эксперименту добавляется
«испытательный эксперимент». Если задачей
первого было получение данных об отдельном
явлении или психологических закономерностях,
то задача второго – получение данных,
характеризующих человека или группу
людей. Так в экспериментальную психологию
вошел метод тестирования.
Родоначальником
тестовых методик считается американец
Дж. Кеттелл(1860–1944), применивший их при
изучении широкого круга психических
функций (сенсорных, интеллектуальных,
моторных и т. д.). Однако идея применить
тест для изучения индивидуальных различий
восходит к английскому психологу и антропологу
Ф. Гальтону(1822–1911), объяснявшему эти различия
наследственным фактором. Гальтон положил
начало новому направлению в науке – дифференциальной
психологии. Для обоснования своих выводов
он впервые в научной практике привлек
статистические данные и в 1877 г. предложил
для обработки массовых данных метод корреляций.
Однако полного оформления тесты в его
работах не получили
Внедрение статистико-математических
методов в психологические исследования
повышало надежность результатов и давало
возможность устанавливать скрытые зависимости.
С Гальтоном сотрудничал математик и биолог
К. Пирсон(1857–1936), разработавший для проверки
теории Ч. Дарвина специальный статистический
аппарат. В результате был тщательно разработан
метод корреляционного анализа, в котором
до сих пор используется известный коэффициент
Пирсона. В дальнейшем к подобным работам
подключились англичане Р. Фишер и Ч. Спирмен.
Фишер прославился изобретением дисперсионного
анализа и работами по планированию эксперимента.
Спирмен применил факторный анализ данных.
Этот статистический метод был развит
другими исследователями и в настоящее
время широко применяется как одно из
наиболее мощных средств выявления психологических
зависимостей.2
Экспериментально-психологические
исследования в России.
Однако наибольшее распространение
экспериментальная психология получила
в 60-70-е годы XIX в.
Родоначальником такой психологии
стал И.М.Сеченов (1829-1905). Именно его подход
к разработке объективной психологии
и его взгляды на природу психического
получили большое распространение во
второй половине XIX в.
И.М.Сеченов
был одним из наиболее известных ученых
того времени. Он во многом определил развитие
отечественной психологии, подходя к ней
как к материалистической и естественной
науке. Сеченов, несомненно, был не только
значительным ученым, но и яркой личностью,
находившейся в середине века в центре
не только научных, но и социальных дискуссий,
и
повлиял на мировоззрение
целого поколения. Он работал в нескольких
университетах Петербурга, Москвы, Одессы
и других городов и везде прививал своим
слушателям глубокую преданность науке,
распространяя идеи возвышенного идеализма,
бессеребреничества. Начало деятельности
Сеченова совпало с возрождением России
после крымского поражения, с эпохой, когда
возвышенные помыслы о служении отечеству,
науке не
подавлялись, а, наоборот, по
возможности поощрялись. Пользуясь
этим, молодой ученый отправился за границу
учиться и по прошествии короткого времени
заявил о себе выдающейся работой по физиологии,
посвященной газам крови. Затем он опубликовал
свою самую известную работу ≪Рефлексы головного мозга≫ (1863),посвященную уже психологическим
проблемам. В ней он отрицал существование
нематериальной души, доказывая, что психические
процессы являются рефлексами разной
степени сложности. При этом категория
рефлекса была преобразована и создана
его неклассическая модель, важнейшим
блоком которой выступило от-
крытое Сеченовым центральное торможение (≪задерживающее≫влияние одного из центров головного
мозга на двигательную активность организма).
Пересмотрев роль внешнего стимула, он
выдвинул идею образа - сигнала, не только ≪запускающего≫ рефлекс,
но и регулирующего
его течение. Кроме торможения (аналога
воле-
вой регуляции) он ввел понятие
о центрах хранения информации,
предуведомления и усиления
сигнала, объясняющее сложное поведе-
ние. В работах Сеченова
предвосхищалось понятие об обратной
связи как факторе саморегуляции
поведения и системной органи-
зации нервно-психической
деятельности.
Центральное торможение объясняло
также способность чело-
века во имя высших нравственных
принципов противостоять внеш-
ним влияниям, а не механически
на них реагировать. Используя
понятие об этом нервном
механизме, Сеченов выдвинул продук-
тивную гипотезу о том,
что благодаря задержке двигательного
ответа действие, не получившее
внешнего выражения, не исчезает,
а сохраняется
в центральной нервной системе
в скрытой форме.
Это предположение использовалось
Сеченовым также с целью объ-
яснить социальный генезис
человеческого ≪Я≫. Оно заключало в
себе идею интериоризации,
причем в качестве образца выступали
различные эталоны социального поведения,
в том числе ≪люди-
рыцари≫, действующие во имя высших
нравственных законов.
Эта работа, отвечавшая
ожиданиям общества, его чаяниям,
ста-
ла настоящим
культурным событием. Повсюду в России
заговорили
о Сеченове .
В 70-90-е годы XIX в. появились новые
интересные работы
ученого, в том
числе посвященные этическим
проблемам.Сеченов существенно преобразовал
представления о функциях органов чувств и мышечной
системы, выдвинув в своей работе ≪Элементы мысли≫ (1878, 1903) принцип ≪согласования движения с чувствованием≫. Он признал за чувствованием
функцию сигнала,позволяющего различать
свойства объектов внешней среды и тем
самым обеспечить адекватную реакцию
на нее. Мышечное ощущение, в свою очередь,
трактовалось как система сигналов, несущих
информацию о внешней реальности, ее пространственно-времен-