Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 17:25, реферат
Целью данного реферата является анализ и обобщение некоторых наиболее существенных тенденций, принципов, путей и итогов развития психологической науки в России ХIX столетия. . Задача состоит в том, чтобы на фоне общей и краткой характеристики развития экспериментальной психологии раскрыть некоторые линии развития экспериментальных исследований в России в конце XIX начале XXв.в.
На мой взгляд, эта тема актуальна не только в наше время, но и всегда, т.к. важно знать историю развития психологии и становление ее как науки.
Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии. Главным центром разработки проблем экспериментальной психологии стал созданный в Москве Г.И.Челпановым на средства мецената С.И.Щукина Институт экспериментальной психологии. Было построено исследовательское и учебное заведение, равного которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах не было (официальное открытие института состоялось в марте 1914 года). Обладая большим организаторским и педагогическим талантом, Челпанов приложил немало усилий для обучения экспериментальным методам будущих научных работников в области психологии. При организации эксперимента Челпанов продолжал отстаивать как единственно допустимую в психологии такую разновидность эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за состояниями собственного сознания. Иначе говоря, решающее отличие психологии от остальных наук усматривалось в ее субъективном методе. Сам этот метод к тому времени претерпел в работах западных психологов изменения, и это отразилось на позиции Челпанова, всегда находившегося в курсе мировой психологической литературы. Челпанов отмечал сходство предлагаемого им метода с феноменологией Гуссерля. Так завершилась его эволюция в качестве "эмпирического" психолога. Сперва он пропагандировал вундтовский эксперимент, затем – данные вюрцбургцев, сделавших упор на внутренней активности и внечувственности мышления, и, наконец, главную задачу психолога он увидел в том, чтобы "очистить" сознание от влияния используемых в экспериментах стимулов (физических и вербальных) и созерцать образующие его начальные сущности.
Совсем другую позицию занял профессор Новороссийского университета (Одесса) Н.Н.Ланге (1858-1921). Именно он в те годы выступал как главный оппонент Челпанова.
Николай Николаевич Ланге окончил историко-филологический
факультет Петербургского университета,
где обучался у Владиславлева. После стажировки
во Франции и Германии (в Лейпцигском психологическом
институте Вундта) он стал профессором
Новороссийского университета, где проработал
до конца дней. Первая крупная психологическая
работа Ланге – "Элементы воли" (опубликована
в 1890 году в журнале "Вопросы философии
и психологии"). Как уже было сказано,
он создал в университете при кафедре
философии кабинет экспериментальной
психологии с целью развития психологии
как объективной науки и преподавания
ее как учебной дисциплины. Это была первая
университетская лаборатория экспериментальной
психологии в России. Последний обобщающий
труд Ланге – книга "Психология"
(1914). Наряду с научной он активно занимался
и общественной деятельностью, защищая
принципы общедоступности образования,
организовывал деятельность школ, пытался
реализовать там принципы трудового обучения
и методы пробуждения у детей научных
интересов и умения самостоятельно мыслить.
Заключение.
В своем реферате я раскрыла
и охарактеризовала развитие экспериментальной
психологии как самостоятельной науки,а
также экспериментальные исследования
в психологии в концеXIX-начале XXв.в.
Именно отечественные психологи и врачи-психиатры
внесли вклад в развитие психологии, такие
как, Н.Н.Ланге ,Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев,
И.М.Сеченов и мн. др.
Необходимо отметить,
что в процессе развития психологии изменяются
не только теории и понятия, но и исследовательские
методы: они утрачивают созерцательный,
констатирующий характер, становятся
формирующими или, точнее, трансформирующими.
Ведущим типом исследовательского метода
в экспериментальной области психологии
становится формирующий эксперимент.
Таким образом, очевидно,
что критерием объективности научного
метода, в том числе эксперимента, является,
прежде всего, методологическая позиция
исследователя, реальная направленность
использования данного метода, проявляющаяся
и в постановке исследовательской задачи,
и в организации эксперимента, и в объяснении
полученных в ходе эксперимента результатов.
Поэтому важной задачей истории психологии
является проведение методологического
анализа важнейших направлений отечественной
экспериментальной психологии, независимо
от их внешних программных заявлений.4
Список литературы:
Содержание
Введение.
1. Предпосылки становления
2. Понятие экспериментальной
Заключение.
Список литературы
1
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. « Введение
в экспериментальную психологию личности».-
М.: Просвещение, 2000.
2 АН. Ждан «История психологии от античности до наших дней» 1990г.
4 Рефлекторная теория И. М. Сеченова
и программа развития отечественных экспериментально-
Информация о работе История становления экспериментальной психологии