Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:39, контрольная работа
Актуальность исследования. Актуальность и значимость проблемы сознания не требует аргументации. Проблема сознания как высшего уровня развития психики образует, по существу, сердцевину проблемы человека, так как касается всех его важнейших и специфических свойств. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания
Актуальность исследования. Актуальность и значимость проблемы сознания не требует аргументации. Проблема сознания как высшего уровня развития психики образует, по существу, сердцевину проблемы человека, так как касается всех его важнейших и специфических свойств. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Традиционно в поле зрения психологии в основном находится феномен «нормального» сознания. Между тем, анализ выходящих за его пределы форм чрезвычайно важен, так как позволяет глубже и полнее изучить собственно феномен сознания. Необходимость изучения измененных состояний сознания вызвана актуальными потребностями современной жизни: резким ростом душевной патологии (наркоманией, алкоголизмом и пр.), расширением сферы паранауки и парапрактики, быстрым изменением системы ценностей, нарушением традиционных способов поддержания идентичности.
Объект исследования: изменённые состояния сознания.
Предметом исследования являются основные характеристики изменённых состояний сознания.
Цель исследования: выявить общие свойства, характерные для всех видов изменённых состояний сознания, позволяющие классифицировать данные состояния.
Задачи:
1. Рассмотреть условия, необходимые для возникновения ИСС.
2. Выделить отличительные признаки ИСС.
3. Определить функции ИСС.
4. Классифицировать ИСС на основании изложенных данных.
Курсовая работа структурирована в соответствии с целью и задачами и состоит из введения, трёх глав, последовательно раскрывающих суть проблемы, и заключения, подводящего итог проделанной работы. В конце работы приведён список используемой литературы.
ГЛАВА 1. Современный взгляд на проблему ИСС
В современной психологии разрабатываются 3 различные модели, описывающие ИСС[12]: дискретные; континуальные и дискретно-континуальные. Основываясь на представлении о сознании как сложно организованной, системной конструкции, Ч. Тарт развивает концепцию прерывных или дискретных состояний сознания. Каждое из дискретных состояний сознания описывается им как уникальная динамическая структура, как совокупность психических подсистем, устойчивая взаимосвязь физиологических и психических процессов. Несмотря на возможные значительные изменения отдельных подсистем или определенной перемены внешних условий, сама структура остается стабильной благодаря процессам, поддерживающим ее самоидентичность и функционирование. Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененному состоянию, называемый Ч. Тартом процессом наведения дискретного ИСС, происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязей психических подсистем и их последующей перестройкой в новую, стабильную структуру сознания.
Противоположной Ч. Тарту точки зрения придерживается К. Мартиндейл, являющийся представителем континуального подхода к моделированию ИСС. В своей теории непрерывных состояний сознания он основывается на предположении о том, что возникновение ИСС при действии совершенно различных факторов происходит практически по одному и тому же механизму — постепенной регрессии от обычного состояния сознания к измененным состояниям. По мере постепенной регрессии сознания все основные психологические показатели меняются плавно, без скачков. К. Мартиндейл предлагает одномерную ось: обычное состояние сознания — бессознательное. Все остальные точки прямой соответствуют всевозможным ИСС, непрерывно переходящим одно в другое. Так как ось одномерная, то различные ИСС отличаются только одним значимым параметром — положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одному и тому же ИСС, приравниваются друг к другу.
В соответствии с теорией смежных состояний сознания А. Дитриха, ИСС дискретны, так как ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени континуальны, что устанавливается их корреляцией между собой. В связи с этим А. Дитрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают значительную смежность с измененными состояниями нормы. Интересно, что подобный подход развивается в психиатрических исследованиях еще с 60-х годов, когда было показано, что существует сильная корреляция между переживаниями здорового человека при действии различных психоделиков и симптоматологией шизофрении (теория "смоделированного психоза").
В рамках трансперсональной психологии предложен ряд классификаций, систематизирующих и описывающих необычные переживания личности в ИСС, и модели психики, на них основывающиеся (самые известные из них: спектр сознания К. Уилбера; картография внутренних пространств С. Грофа; модель холодвижения — Holomovement (от греч. holos — цельный, movement — движение) Д. Бома; основанная на философии буддизма модель личности Р. Уолша и Ф. Воган)[12].
В отечественной психологии в рамках психосемантического подхода (В. Ф. Петренко, В. В. Кучеренко) ИСС рассматриваются через изменение форм категоризации сознания субъекта, трансформацию его семантических пространств. В. В. Налимовым разработана вероятностно ориентированная личностная модель сознания и совместно с Ж. А. Дрогалиной проводятся исследования ИСС, вызываемых с помощью направленной медитации[15]. Изменения в работе языковых систем и речеобразующих механизмов при ИСС изучаются Д. Л. Спиваком[17]. Динамика рефлексивной активности сознания в ИСС исследуется А. В. Россохиным с позиций интерактивного подхода. В отличие от холотропной терапии С. Грофа, в которой постулируется спонтанное и самопроизвольное достижение интеграции личности при погружении в ИСС и считается, что лучшей стратегией для переживаний в ИСС является прекращение рефлексии и полное доверие глубинной логике бессознательного [4], в интерактивной психотерапии основное внимание уделяется активной внутренней работе с самими формами рефлексии, их перестройке и налаживанию новых, более целостных взаимоотношений сознательного "Я" и активизирующихся в ИСС, ранее неосознаваемых, частей личности.
Исследования ИСС ведутся не только с теоретических или лабораторно-экспериментальных позиций, но и в рамках психотерапевтического использования широкого спектра методик, индуцирующих ИСС, гуманистического и трансперсонального направлений. Говоря о методах, использующих индуцирование ИСС, следует “вслед за М. Эриксоном проводить различие между техническими приемами наведения транса (техники наведения транса в гипнозе, интенсивное дыхание, ритмичные движения, пение мантр и т. п.) и методами непосредственно психотерапевтической работы в возникшем ИСС”[12]. Анализируя способность различных технических приемов индуцировать ИСС той или иной глубины с точки зрения континуальной модели, можно отметить, что отсутствие качественных различий между разными формами трансовых состояний предполагает и отсутствие качественных различий между существующими средствами их достижения. В этом случае они представляют собой лишь различные пути, разные "входы" в мир ИСС. Например, феноменология состояний, возникающих в результате использования ЛСД воспроизводится и при применении дыхательных техник [5]; воспроизведение пережитых ранее ИСС возможно при использовании гипноза и т. д. Из дискретной модели ИСС следует, что качественные различия между разными формами и ступенями ИСС должны обнаруживаться и при использовании разных способов их наведения. Каждый прием имеет свой определенный "радиус действия", то есть позволяет попасть лишь в определенную область сферы ИСС. Чтобы попасть в другую область, следует использовать другой технический прием. С точки зрения дискретно-континуальной модели рабочая зона каждой психотехники определяется ее количественными и качественными характеристиками. Качественная характеристика отражает направленность приема, его релевантность определенной области континуума ИСС, соответствие качественным характеристикам доступных ему видов или форм ИСС. Количественная характеристика — сфера охвата, размеры области континуума ИСС, доступной при использовании данной техники.
Изучение феноменологии ИСС, получаемой при психотерапии, позволяет переосмыслить проблему сознания, резервов психики, сущности человека. Теоретические и эмпирические исследования ИСС, в свою очередь, дают не только богатую феноменологию для психотерапии и клинической психологии и позволяют разрабатывать новые, высокоэффективные методы терапии, но и намечают пути к ответу на многие сложные вопросы теоретической психологии, например, к выяснению механизмов функционирования творческого мышления на бессознательном уровне.
Тематика ИСС, являясь фундаментальной проблемой психологии сознания, в тоже время имеет междисциплинарный характер и представляет собой область науки, в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, клинической психологии, психиатрии, искусственного интеллекта, социальной психологии и др.
ГЛАВА 2. Изменённые состояния сознания
Несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний, сна, гипноза, истерических состояний и т.д., сделано мало попыток систематизировать эту информацию в согласованную теоретическую систему. Тем не менее, можно попытаться обсудить современное знание о различных измененных состояниях сознания, анализируя работу А. М. Людвига из книги Ч. Тарта [21].
2.1. Условия появления ИСС
Перечисляя общие методы продуцирования
ИСС, стоит отметить, что они могут
во многом пересекаться и что некоторые
факторы могут срабатывать по-
Ослабление чувствительности органов чувств или дефицит движений. В эту категорию входят психические состояния, возникающие в основном из-за исчезновения ощущений, постоянного предъявления повторяющейся, монотонной стимуляции или значительного ослабления двигательной активности.
Такие ИСС могут быть вызваны одиночным заключением, длительной социальной или стимульной депривациеи, например, при нахождении в море, на полярном полюсе или в пустыне; гипнозом автострады, феноменом "обрыва" у летчиков реактивных самолетов, находящихся на большой высоте, состоянием крайней скуки, гипнозом и гипнотическими состояниями, сном и близкими к нему состояниями, такими как дремота или сомнамбулизм. ИСС также могут продуцироваться ситуацией сенсорной депривации, созданной в экспериментальных условиях. В клинических случаях изменения сознания могут возникнуть в результате двусторонней операции на катаракту, полной неподвижности, у пациентов с полиомиелитом, помещенных в респиратор резервуарного типа, у больных полиневритом, вызывающим сенсорную анестезию и двигательный паралич, и у престарелых пациентов с катарактой. Описания более таинственных форм ИСС можно найти при упоминаниях состояний выздоровления и откровения во время "инкубации" или "сна в храме", что практиковалось у ранних египтян и греков, и "морской болезни", возникающей у гренландцев, вынужденных по нескольку дней оставаться в лодке, охотясь на китов.
Повышение чувствительности органов чувств, двигательной активности или эмоций. В эту категорию включены психические процессы, появляющиеся из-за сильного возбуждения в результате сенсорной перегрузки или бомбардировки, зачастую сопровождаемого напряженной физической активностью или усилием. Полное эмоциональное возбуждение и умственное истощение могут быть основными сопутствующими факторами.
Примерами ИСС, вызванных подобными влияниями, могут служить суггестивные состояния, вызываемые допросом или тактиками "третьего уровня"; состояния в ситуации "промывания мозгов"; гиперкинезийный транс, связанный с эмоциональным заражением, встречающийся в условиях группы или толпы; религиозное обращение к богу и опыт целительного транса во время религиозных обрядов; психические аберрации, вызванные теми или иными ритуальными церемониями; состояния духовной одержимости; состояния шаманского и пророческого транса во время ритуальных церемоний; транс при хождении по углям; транс во время оргий, которые практикуют вакханалы и сатанисты во время религиозных обрядовых церемоний; экстатический транс, который, например, переживают дервиши, "завывая" и "кружась", исполняя свой знаменитый танец; трансовые состояния во время продолжительных мастурбаций и экспериментальные трансовые состояния гипералертности.
Изменения в сознании могут также возникнуть в состояниях внутреннего эмоционального беспокойства или конфликта или дополняться внешними факторами, провоцирующими усиление эмоционального возбуждения. Примерами таких состояний можно считать различные формы амнезии, травматические неврозы, симптомы деперсонализации, состояния паники, реакции гнева, истерические конверсивные реакции (например, состояния мечтательных грез и диссоциативной истеричности), состояния колдовской и демонической одержимости, острые психотические состояния, такие как шизофренические реакции.
Психическая вовлеченность. В эту категорию входят психические состояния, которые возникают в результате крайней сосредоточенности на каком-либо объекте или действии в течение длительного периода времени.
Подобные ИСС могут возникать из следующих видов активности: длительное состояние бдительности при сторожевой работе или при продолжительном созерцании экрана радарного дисплея; пламенная молитва; интенсивная психическая поглощенность задачей, например, чтением, письмом или решением задач или сложных проблем; полная психическая вовлеченность в выступление динамичного или харизматического оратора; сосредоточение внимания на звуках чужого дыхания или продолжительное наблюдение за вращающимся барабаном или работающими метрономом и стробоскопом.
Сниженная алертность или ослабление критичности. В данную группу входят психические состояния, которые можно охарактеризовать как "пассивное состояние ума", при котором активное целенаправленное мышление сведено до минимума.
Можно привести следующие примеры подобных состояний: мистические, трансцендентальные состояния или состояния откровения (например, сатори, самадхи, нирвана, космическое сознание), состояния, достигаемые при помощи пассивной медитации, либо возникающие спонтанно во время ослабления способности критически оценивать окружающую действительность; состояния грез, сонливости или глубокой задумчивости; транс медиумов или самогипноз (например, среди индийских факиров, мистиков, пифических жриц и т.д.); глубокие эстетические переживания; состояния творчества и озарения; состояние при свободном ассоциировании во время психоаналитической терапии; транс от чтения, особенно поэзии; ностальгия; музыкальный транс, возникающий во время прослушивания мягкой, успокаивающей музыки или музыкальных партитур; психические состояния, связанные с абсолютной интеллектуальной и мышечной релаксацией, например, во время плавания или загорания.