Изменения состояния сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Актуальность и значимость проблемы сознания не требует аргументации. Проблема сознания как высшего уровня развития психики образует, по существу, сердцевину проблемы человека, так как касается всех его важнейших и специфических свойств. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания

Файлы: 1 файл

изменения состояния сознания.docx

— 147.34 Кб (Скачать файл)

Влияние психосоматических  факторов. В этом разделе объединены психические состояния, возникающие в основном в результате изменений в химии или нейрофизиологии тела. Эти состояния могут вызываться преднамеренно или в результате обстоятельств, когда человек мало или вообще не контролирует себя.

Вот примеры физиологических  нарушений, вызывающих подобные ИСС: гипогликемия, обусловленная длительным голоданием или самопроизвольная; гипергликемия (например, послеобеденная вялость); обезвоживание (частично отвечающее за психические  отклонения, возникающие при долгосрочном нахождении в пустыне или в  море); дисфункция щитовидной и надпочечной желез; дефицит сна; гипервентиляция; нарколепсия; краткосрочные долевые приступы (например, состояния мечтательности, феномен дежа вю); мигрени и эпилептические припадки. Употребление с пищей ядовитых возбудителей или резкое прекращение приема наркотических веществ, таких как алкоголь или барбитураты, вызывает интоксикационный делирий, сопровождающийся лихорадкой. Кроме того, ИСС могут быть спровоцированы приемом большого количества фармакологических возбудителей — обезболивающих, психоделических средств, наркотических, седативных и стимулирующих препаратов.

 

2.2. Основные признаки  ИСС

 

Среди ИСС существует множество  очевидных расхождений, но всё-таки есть и достаточное количество сходных  черт, которые позволяют выделять эти ИСС как некий единый феномен. Ниже описаны черты в той или иной степени характерные для большинства ИСС.

Изменения в мышлении. Это нарушения концентрации внимания, памяти и суждений. Человек практически на способен мыслить, искажается восприятие реальности. Происходит стирание различий между причиной и следствием, сильно выражена двойственность переживаний.

Нарушение чувства времени. Чувство времени и восприятие хронологии событий сильно меняются. Это выражается в виде общей дезориентации во времени и характерном субъективном чувстве безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т.д. Время также может восприниматься как бесконечное или не поддающееся измерению.

Потеря контроля. Человек, входя или пребывая в ИСС, обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью и самоконтроля. Во время фазы индукции он может активно сопротивляться ощущению ИСС (например, во время сна, гипноза, анестезии), тогда как в других состояниях он может фактически приветствовать ослабление воли и полностью отдаться экспериментированию (например, при употреблении наркотиков, алкоголя, ЛСД, во время мистического переживания).

Изменения в эмоциональном  выражении. С ослаблением сознательного контроля или запретов часто становятся заметными изменения в эмоциональном выражении. Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния — от экстаза и состояния, близкого к оргазму, до глубокого страха и депрессии. Также индивид может отдалиться, отстраниться или испытывать интенсивные переживания, никак не проявляя их. Чувство юмора тоже снижается.

Изменение образа тела. В ИСС происходят многообразные искажения образа тела, при которых может казаться, что разные части тела увеличились, уменьшились, потеряли вес, потяжелели, отделились от тела, приняли необычный или смешной вид. Часто появляется спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения, потери чувствительности и ощущения покалывания тела. Наряду с этим весьма распространенной является склонность у индивидов испытывать глубокое чувство деперсонализации [1], разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или вселенной.

Искажения восприятия. Содержание этих перцептивных отклонений обусловливается культурными, групповыми, индивидуальными или нейрофизиологическими факторами и представляет либо скрытые желания и фантазии, выражение базовых страхов или конфликтов [3], либо простые явления незначительной важности, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических форм или очертаний. В некоторых ИСС, вызванных, например, психоделическими наркотиками, марихуаной или при мистических переживаниях одни формы сенсорных ощущений переводятся в другие. Например, человек может сообщить, что видит или чувствует звуки или способен ощутить вкус того, что видит [5].

Изменения смысла или значения. Это качество характерно почти для всех видов ИСС. В таких состояниях люди склонны вкладывать повышенный смысл и значение в свои субъективные переживания, размышления или восприятия; часто возникает чувство абсолютного понимания, озарения и инсайта. При токсических и психотических состояниях это обостренное чувство понимания может проявляться в приписывании неверных значений репликам извне, идеях отношений и многочисленных случаях "психотических инсайтов".

Чувство невыразимости. Находясь в состоянии изменённого сознания, люди испытывают уникальные субъективные переживания, которые очень сложно выразить. Поэтому большинство приходит к выводу о том, что бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опыта тому, кто не испытывал подобных переживаний.

Чувства возрождения. Данная характеристика проявляется во многих случаях ИСС. После выхода из некоторых состояний глубокого изменения сознания (например, после психоделического опыта, гипноза, религиозных обращений, трансцендентальных и мистических состояний, терапии инсулиновой комы, приступов спиритической одержимости, примитивных обрядов инициации и даже после некоторых случаев глубокого сна), очень многие говорят о переживании нового чувства надежды, возрождения или перерождения [6].

Гипервнушаемость. Ослабление способностей человека к проверке реальности или различению субъективной и объективной реальностей. При этом, стремясь компенсировать свои ослабленные критические способности, человек сильнее доверяет внушениям гипнотизера, шамана, лидера, оратора, религиозного целителя или доктора, которые представляются ему всемогущими, авторитетными фигурами.

Когда человек впадает в такие ИСС, как паника, острые психозы, токсический делирий и т.д., когда внешние направления или структуры двусмысленны или плохо определены, он руководствуется главным образом тем, что происходит у него внутри, и это играет большую роль при определении его поведения. В таких состояниях он гораздо более восприимчив к голосу своих эмоций, фантазий и мыслей, связанных с ними, чем к указаниям других людей.

 

2.3. Функции ИСС

Само наличие и распространение  состояний изменённого сознания свидетельствует об их значимости в жизни человека. Встаёт вопрос, удовлетворяют ли они каким-либо полезным биологическим, психологическим или социальным функциям.

По мнению Арнольда М. Людвига “в одних случаях психологическая регрессия, обнаруженная в ИСС, может оказаться атавизмом и быть вредной для индивида или общества, в то время как в других случаях та же регрессия позволит человеку переступить границы логики и формальности, выразить подавленные потребности и желания в социально санкционированной и конструктивной форме” [21]. На этом основании Людвиг выделяет неадаптивные и адаптивные выражения ИСС.

Неадаптивные  выражения. Неадаптивные выражения или применения ИСС многочисленны и разнообразны. Проявления этих ИСС могут представлять: а) попытки разрешения эмоционального конфликта (например, реакции бегства, амнезии, травматические неврозы, деперсонализация и диссоциация); б) защитные функции в определенных ситуациях опасности, вызывающих повышенную тревогу (например, вхождение в гипноидальные состояния во время психотерапии); в) прорыв запрещенных импульсов (например, реакции острого психоза и паники); г) бегство от ответственности и внутреннего напряжения (например, использование наркотиков, марихуаны, алкоголя); д) символическое отыгрывание бессознательных конфликтов (например, демоническая одержимость, колдовство); e) проявление органических поражений или нейрофизиологических нарушений (например, предвестники, токсические состояния); ж) неосторожные и потенциально опасные реакции на определенные стимулы (например, гипноз от автострады, транс от длительного наблюдения за экраном радарного дисплея, монотонная длительная сторожевая работа).

Адаптивные выражения. Человек использует различные ИСС, чтобы получить новое знание или опыт, выразить психическое напряжение или освободиться от конфликта, не подвергая опасности себя или других, и функционировать в социуме более адекватно и конструктивно.

А. Исцеление. ИСС всегда играло значительную роль в различных исцеляющих действиях и практиках. Так, шаманы могут впадать в транс или состояние одержимости, чтобы выявить причину недомогания своих пациентов. Неисчислимые случаи практики исцеления строятся на преимуществах внушаемости, повышенной значимости, склонности к эмоциональному катарсису и чувстве возрождения, связанных с ИСС. Практики "инкубации" в храмах сна у древних египтян и греков, излечение верой в местах поклонения, исцеление через молитву и медитацию, выздоровление от "божественного прикосновения", наложения рук, при посещении мощей, спиритическое исцеление, излечение одержимостью духами, экзорсизм, гипнотическое и магнетическое лечение и современная гипнотерапия — все это очевидные случаи роли ИСС в лечении.

Не связанные со специфическими эффектами ИСС в лечении являются неспецифические последствия других изменений в сознании, направленных на поддержание психического равновесия и здоровья. Например, сон традиционно считается великим целителем и служит важной биологической и психологической функцией у человека. ИСС, связанное с сексуальным оргазмом, можно считать еще одним благотворным психическим изменением, которое имеет не только значение биологического выживания в виде позитивного подкрепления сексуального влечения, но также служит выходом для многочисленных человеческих желаний и фрустраций.

Б. Путь к новому знанию или опыту. Человек всегда стремился вызывать у себя ИСС в попытке получить новое знание, вдохновение или опыт. Религиозный человек использовал горячие молитвы, пассивную медитацию, состояния откровений и пророчества, мистические и трансцендентальные переживания, обращение в религию и божественные состояния, чтобы открывать новые горизонты опыта, пересматривать нравственные ценности, разрешать эмоциональные конфликты; это часто позволяло ему лучше справляться с личными трудностями и проблемами окружающей действительности.

ИСС обогащают человеческий опыт и во многих других сферах жизни. Интенсивные эстетические переживания, когда человек полностью захвачен некой величественной сценой, произведением искусства или музыкой, могут расширить его эмоциональный опыт и послужить источником творческого вдохновения. Известны многочисленные примеры внезапного озарения, творческого инсайта и разрешения сложных проблем, случающихся у человека, когда он погружен в такие ИСС, как транс, дремота, сон, пассивная медитация или наркотическая интоксикация.

В. Социальная функция. ИСС, случающиеся в групповой обстановке обслуживают многие индивидуальные и социальные потребности, позволяя функционировать в социуме более адекватно и конструктивно.

 

ГЛАВА 3. Классификация ИСС

 

К измененным состояниям сознания относят  бесконечно большое множество состояний  сознания, заполняющее пространство между бодрствованием и сном. Поэтому  также стоит рассмотреть схему  классификации разных видов изменённых состояний сознания. И в качестве образца принимается схема классификации  состояний сознания, разработанная на основе схемы С. Кардаша [10].

По предъявленной схеме классификации  ИСС все множество ИСС может  быть разделено на два класса: суженных состояний сознания и расширенных  состояний сознания.

 

3.1. Трансовые состояния

 

К трансовым состояниям относят  суженные состояния сознания, достигаемые  различными способами. Трансовые состояния  сознания можно представить как  особую отрешенность сознания, вызываемую произвольно (при аутогенных тренировках, с помощью разнообразных ритуалов (мистерии, религиозные обряды), сеансах  самовнушения и гипнотическим воздействием, медитациях) или возникающую спонтанно  при “застревании”, сосредоточении внимания на объектах интроспекции или  качествах восприятия внешних предметов [2].

В трансовом состоянии происходит сужение сознания, особенно заметное при фиксации на каком-либо ощущении, образе, т.е. ограничении круга воспроизводимых  ситуаций, перераспределение внимания и спад функций планирования; усиление репродуктивной активности сознания, могут возникать яркие зрительные образы прошлого, и проявляется повышенная способность к фантазированию, усиливается  тенденция к устойчивому искажению  реальности.

Выйдя из транса, человек может  испытать состояние, подобное постгипнотической  амнезии, т.е. он не будет помнить  тех команд, которые могли внушаться  ему. Кроме того, могут наблюдаться  вегетативные расстройства, проявляющиеся  через головокружение, легкое расстройство координации и т.д.[16]

Медитация. Это трансовое состояние, обеспечивающее установление и поддержание канала связи сознания с бессознательным, и использования этого канала для передачи или получения символьной информации [2].

Освоение эффективного сочетания  согласованной работы сознания и  бессознательного, является очень важным и очень тонким моментом в практиках  медитации и осознанного сновидения. Обычно сознание задает тему или исходное представление и затем занимает позицию "наблюдателя". Всю дальнейшую работу воображения выполняет бессознательное, а "наблюдатель" лишь воспринимает информацию (“смотрит кино”) и удерживает внимание, концентрацию на заданной теме.

С информационной точки зрения процесс  входа в медитацию есть процесс  отключения сенсорных систем и внутренней речи, являющимися источниками шума относительно сигнала, идущего от объекта  концентрации или к нему.

Гипноз. Гипноз — это состояние суженного сознания, вызванное действием врача и характеризующееся, прежде всего, повышенной внушаемостью и управляемостью [2].

Гипноз у человека и животных вызывается и развивается в тех  же условиях и по тем же законам, что и нормальный сон. Гипноз и  сон имеют одну природу - торможение коры больших полушарий головного  мозга.

Гипноз представляет собою не что  иное, как подавление личной сферы (эго). Оживление следов по внушению здесь  может достигать яркости галлюцинаторных  образов [16].

В настоящее время вообще нет  удовлетворительной классификации  гипноза. И возможно правильнее всего  ради практических целей различать  пока малый гипноз, средний гипноз и глубокий гипноз. При малом гипнозе  глаза закрыты, но они могут быть открываемы по произволу, хотя обыкновенно  и с некоторыми усилиями. Подчинение воле исследователя имеется, но оно  не настолько значительно, чтобы  гипнотизируемый не мог бороться с внушениями. При этом большая  часть сделанных внушений припоминается  при пробуждении от гипноза.

Информация о работе Изменения состояния сознания