Изменения состояния сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Актуальность и значимость проблемы сознания не требует аргументации. Проблема сознания как высшего уровня развития психики образует, по существу, сердцевину проблемы человека, так как касается всех его важнейших и специфических свойств. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания

Файлы: 1 файл

изменения состояния сознания.docx

— 147.34 Кб (Скачать файл)

При средней степени гипноза  или так называемом очаровании (гипотаксии), гипнотизируемый уже не может  выйти сам из гипноза, он подчиняется  внушениям, по крайней мере, в такой мере, в какой они не расходятся с его основными нравственными воззрениями. При этом во время гипноза он ориентируется в отношении окружающих и по пробуждении в большинстве случаев мало помнит о сделанных внушениях.

Наконец, глубокий гипноз характеризуется  более или менее полным подчинением  личности, осуществлением самых разнообразных  внушений после выхода из гипноза и, наконец, нередко особым отношением к гипнотизатору со стороны спящего; при этом обыкновенно ни одно из внушений не помнится загипнотизированным после выхода из гипноза, если, конечно, не сделано специального внушения помнить все и вне гипноза [16].

 

3.2. Расширенные состояния сознания (РСС)

 

Расширенное состояние сознания качественно  отличается от состояний, возникающих  при глубоком гипнозе, трансе, медитациях и других способах достижения измененных состояний сознания. Это особое психологическое  и психофизиологическое состояние, по характеристикам не похожее на сон, патологические нарушения сознания, нарушения сознания при приеме алкоголя, наркотиков и психоделических препаратов [2].

Процесс связного дыхания как способ и средство достижения РСС обладает такими качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствие  воли, намерение и возможность  возвращения в обычное состояние  сознания (ОСС) в любой момент времени.

Холотропные состояния  сознания (ХСС). ХСС - термин, введенный С. Грофом для выделения в особую группу глубоких изменений в сознании, граничащих с множеством патологических состояний.

Холотропные состояния характеризуются  особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и  зачастую необычными эмоциями, а также  с глубокими переменами в мыслительных процессах. Нередко они сопровождаются множеством сильных психосоматических  проявлений и неординарным поведением. В сознании происходят чрезвычайно  глубокие качественные изменения, но в  отличие от бредовых состояний в  нем не наблюдается грубых нарушений. В холотропных состояниях мы как  бы одновременно присутствуем в двух разных реальностях [5].

Холотропные состояния можно разделить  на две группы: перинатальные переживания  и трансперсональные переживания.

Перинатальные переживания. Перинатальные переживания — это хранилище сильных физических и эмоциональных ощущений, связанных с травмой рождения, таких, как невероятные физические боли в разных частях тела, ощущения удушья, переживание сильной тревоги, безнадежности и ярости. Мы имеем возможность переживать в ярких подробностях все стадии своего биологического рождения, воспоминания пренатальной жизни и даже информацию о зачатии, записанную на клеточном уровне.

Трансперсональные переживания. Переживание выхода за пределы обычных для человека границ тела и эго. Трансперсональные переживания необычайно расширяют ощущение персонального тождества, включая в него элементы внешнего мира и других измерений реальности.

Большую группу трансперсональных  феноменов можно описать на языке  того, что швейцарский психиатр К. Г. Юнг называл коллективным бессознательным. Трансперсональные переживания  могут вывести нас к эпизодам из жизни близких и далеких  предков. Мы можем испытать полное сознательное отождествление с другими людьми, группами людей, животными, растениями и даже с неорганическими объектами  и процессами [5].

Психоделики. Одним из способов достижения ХСС являются психоделики. Для примера рассмотрим применение ЛСД. Использование ЛСД в аналитической психотерапии базируется в основном на следующих психических эффектах.

Под воздействием ЛСД привычное  видение мира претерпевает глубокие изменения. С этим связано ослабление или даже временное разрушение границ “Я-Ты”. Пациентам, увязшим в круговороте  эгоцентричных проблем, можно, таким  образом, помочь расслабить их фиксацию и изоляцию. Результатом может  стать улучшение взаимопонимания  с врачом и лучшая восприимчивость  к психотерапевтическому воздействию. Повышенная внушаемость под воздействием ЛСД работает в том же направлении.

Другим важным качеством воздействия  ЛСД, является склонность давно забытых  или вытесненных переживаний  снова возникать в сознании. Случаи травм, поисками которых занимается психоанализ, могут становиться  более податливыми для психотерапевтического  лечения.

ЛСД не действует как настоящее  лекарство; он скорее играет роль вспомогательного препарата в психоаналитическом и психотерапевтическом лечении  и служит для того, чтобы проводить  лечение более эффективно и сокращать его длительность[6].

Одним из медицинских применений ЛСД, является его назначение умирающим. Эта практика возникла из наблюдений в американских клиниках, что особенно тяжелые болезненные состояния  пациентов, больных раком, которые  больше не облегчаются обычными болеутоляющими препаратами, могут смягчаться или  совсем устраняться при помощи ЛСД. Разумеется, это не означает болеутоляющего эффекта в истинном смысле. Уменьшение чувствительности к боли возникает, скорее, потому что пациенты под  влиянием ЛСД настолько отделены от своего тела, что физическая боль больше не проникает в их сознание.

Многочисленные случаи рассказывают о пациентах, которые приобрели  на смертном одре важные прозрения  относительно жизни и смерти, освобожденные  от боли, в ЛСД экстазе, смирившиеся  со своей судьбой, они встретили  свой земной конец спокойно и без  страха [6].

Конечно, пригодность и успешность использования ЛСД в психоанализе и психотерапии все еще являются предметом спора в кругу профессионалов. Успешное применение ЛСД в психоанализе и психотерапии предполагает особые знания и опыт.

 

3.3. Сон

 

Согласно современным представлениям, сон не только отдых, но и работа, направленная на переработку самой  различной информации. О том, что  работа мозга во сне не прекращается, можно судить по сохраняющейся в  состоянии сна его биоэлектрической активности.

Сон делится на фазы, которые чередуются в течение ночи. Так называемый медленный (глубокий) сон и быстрый  сон, обычно именуемый фазой быстрых  движений глаз, или БДГ- сном.

Известно также, что степень, или  глубина, сна в нормальном состоянии  не только различествует в зависимости  от тех или других условий и  периода или продолжительности  сна, но и представляется далеко не одинаковою у различных лиц. Некоторые  лица почти никогда не спят полным или глубоким сном, а засыпают лишь так, что малейший шорох их будит, и сон их скорее напоминает дремоту. Весьма многие спят не очень глубоким сном, в котором нерезкие внешние  впечатления уже не воспринимаются, но в котором поражает обилие грез и сновидений. В некоторых случаях  подобного рода даже легко удаются  и внушения во сне. Наконец, в иных случаях человек засыпает весьма глубоким или так называемым “мертвым”  сном, или “сном убитого”, в котором  сновидений нет или их мало, и  они не вспоминаются при пробуждении. [16]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всё многообразие ИСС приводит к  необходимости как-то их систематизировать. К сожалению, на данный момент предпринималось мало попыток выделения взаимосвязей среди этих состояний и условий, необходимых для их возникновения. На мой взгляд, такая ситуация обусловлена тем, что в современной психологии нет единой модели, описывающей ИСС (хотя и ведутся активные разработки). По этой причине в данной работе были перечислены и классифицированы лишь основные и наиболее распространённые виды ИСС.

На основании выше изложенного  материала можно сделать вывод  о том, что существуют некоторые  обязательные условия, способствующие возникновению ИСС.

Существуют также и некоторые  базовые особенности, являющиеся общими для многих ИСС, несмотря на довольно разнообразные внешние проявления и субъективный опыт с ними связанный.

При рассмотрении функционального  значения ИСС становится очевидным, что многие из них служат в качестве дезадаптивных форм выражения, таких  как, например, бегство от ответственности  и внутреннего напряжения, и адаптивных форм, примером которых может служить внезапное озарении или творческий инсайт во время пребывания человека в состоянии изменённого сознания.

Попытка классифицировать ИСС  привела к разделению их на два  класса качественно отличающихся друг от друга состояний: трансовые, т.е. суженные состояния сознания, и расширенные состояния сознания (РСС). Многие учёные также относят состояние сна к особой категории ИСС.

Многие люди, не причастные к научным исследованиям, черпают  знания об ИСС в основном посредством собственных экспериментов. Эти опыты в большинстве случаев оказываются недоступными для науки и зачастую приводят к заблуждениям при попытке изучать ИСС лишь таким способом. Стимулируя интерес к изучению данной проблемы в научной сфере, можно помочь людям более уверенно и безопасно ориентироваться в мире изменённых состояний сознания.

Детальное и полное изучение ИСС несомненно позволит решить многие задачи, связанные с психическими и физиологическими отклонениями людей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Безгубова Е. Б. Деперсонализация как расстройство развития самосознания // Журн. Невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1993. – Вып. 3. – с. 40-44.

2. Большой психологический словарь под редакцией Б.Г.Мещерякова и В.П.Зинченко. -М., 2004г.

3. Голмэн Д. Психология, реальность и сознание // Пути за пределы “эго”. – М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996. –с. 33-36.

4. Гроф С. За пределами мозга. - М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1993. -504с.

5. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1994. -342с.

6. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. - Пер. с англ. А. И. Неклесса - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 246с.

7. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. -СПб.: Андреев и сыновья, 1992. – 423с.

8. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. Психологии. – 1991. - №2. – с. 15-36.

9. Изменённые состояния сознания и культура: хрестоматия / [Сост. - Гордеева О. В.]. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

10. Кардаш С. Измененные состояния сознания. Донецк, ИКФ "Сталкер", 1998.

11. Козлов В. В. Психотехнологии изменённых состояний сознания. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 544 стр.

12. Кучеренко В. В., Петренко В. Ф., Россохин А. В. // Вопросы психологии. - 1998, №3. - С. 70 - 78.

13. Лукомский И. И. // Проблемы сознания. – М., 1966. – с. 467-472.

14. Молчанов В. И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. – 1992. - №3. – С. 7-36.

15. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. – М.: Прогресс, 1993. – 280 с.

16. Психические состояния: хрестоматия / [Ред.-сост. - Л. В. Куликов]. -СПб.: Питер, 2000.

17. Спивак Д. Л. Искусственно вызываемые состояния изменённого сознания (на материале инсулинотерапии) и их лингвистические корреляты // Физиология человека. Т. 6, № 1. 1980.

18. Спивак Л. И. Изменённые состояния сознания при лечении невротических расстройств (опыт применения голотропного дыхания) // Физиология человека. – 1992. – Т. 18, №2. – С. 22-27.

19. Спивак Л. И. Изменённые состояния сознания у здоровых людей: Постановка вопроса, перспективы исследований // Физиология человека. – 1988. - №1. – с. 138-147.

20. Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Изменённые состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. Том 1, № 4, 1996. С. 48—55.

21. Тарт Ч. Измененные состояния сознания/ Пер. с англ. Е. Филиной, Г. Закарян. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 288 с.


Информация о работе Изменения состояния сознания