Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

П р о б л е м а исследования – как влияют занятия по рисованию на развитие изобразительного творчества детей 6 года жизни.
О б ъ е к т исследования – развитие изобразительного творчества.
П р е д м е т исследования – развитие изобразительного творчества детей 6 года жизни в процессе занятий по рисованию.
Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Диплом Михайлова.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности [3; 31].

Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка [3; 33].

Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей, анализируя положения о детском изобразительном творчестве, нужно отметить, что одни исследователи изучают: детские рисунки, творческие способности, творчество детей, другие проблему эстетического восприятия детьми искусства прекрасного в природе, окружающем мире, проблему синтеза искусств. Психологи изучают природу детского рисунка, как свидетельство о ценностной ориентации семьи и всей социальной среды, а также психологические процессы развития творчества в изобразительной деятельности детей, через изучение детского рисунка психологи ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребёнка

Исследование детских рисунков в начале XX столетия заняло важное место, появляется ряд трудов посвященных детской психологии, где дан анализ детского рисунка и творчества детей (Дж. Сёми, М. Браушпвиг, В. Бюлер «Духовное развитие ребёнка») [29; 33].

Такие исследователи как Г. Кершенштейнер, Ж. Люке, В. Штерн пришли к выводу, что «ребёнок изображает то, что он думает, полагает, знает, а не то, что он видит». Ж. Люке в связи с такими предположениями ввёл термин - «интеллектуальный реализм». В последствии и Бергер в своих исследованиях опирался на теорию интеллектуального реализма [9; 35].

Мощный толчок развитию исследования в этой области и детальный подход к анализу детских рисунков дали работы Ж. Теаже. Детский рисунок рассматривается в них как особый вид подражания, развивающийся по общим законам подражания и выражающий особенности умственных образов, индивидуальных символов, складывающихся у ребёнка [9; 37].

Рисование даёт ребёнку возможность выразить вещи, ситуации и события действительные и фантастические посредством картинок, создать систему информации с использованием графических знаков в период, когда устная или письменная речь представляются ему гораздо более бедными коммуникативными средствами. Данная функция рисунка имеет своё место, приблизительно до возраста 10 лет является золотым веком детского рисунка [49; 204].

Другое мнение, о том, что рисунки могут означать, совсем противоположное тому, что они означают, т.е. изображению придаётся значимость не свойственная ему.

Современный зарубежный психолог Б. Дюборель, анализируя особенности развития творческих способностей ребёнка в рисовании, считает, что детские рисунки должны восприниматься двойственно. С одной стороны, это реализации, зависящие от психологического генеза, которые автор рассматривает с биологических позиций, с другой стороны, это реализации, имеющие социальное происхождение, связанное с воспитательными действиями и существующими в обществе моделями. Вопрос о «творческой природе» ребёнка он считает мифом, которого придерживается определённое число педагогов [28; 78].

В понимании японских педагогов, изобразительная деятельность - средство всестороннего развития личности, подготовка к жизни. В Японии педагоги С. Сезо, С. Тада и др., считают более эффективными общие групповые занятия [18; 114].

В каждой стране свои формы организации работы с детьми, в Америке, Великобритании, Португалии - отдают предпочтение индивидуальным занятиям. Деятельность педагога не ограничивается определёнными рамками, преследуется, одна важная цель развитие детского творчества.

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Изобразительное творчество детей заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может [27; 58].

Именно взрослый - носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама  изобразительная  деятельность как типично  детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.

Педагог В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей [34; 483].

Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому [51; 77].

А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью).

Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное» [34; 485].

Российский педагог, И.Я. Лернер, так определяет черты творческой деятельности ребенка:

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
  • видение новой функции предмета (объекта);
  • видение проблемы в стандартной ситуации;
  • видение структуры объекта;
  • способность к альтернативным решениям;
  • комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми .

И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям [43; 273].

Б.М. Теплов пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение» [44; 231].

Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, "которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции". Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее  творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности [44; 234].

Не мало важно рассмотрение вопроса диагностики творческих способностей. Так Подход с позиций умственных способностей в диагностике творчества дошкольников представлен прежде всего в работах, выполненных под руководством А.М. Матюшкина, И.С. Авериной, Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, адаптировавших для отечественной выборки, в том числе и для старших дошкольников, тест невербальной креативности П. Торренса. Он состоит из двух эквивалентных форм (А и В), включающих три задания:

«Нарисуй картинку» - создание рисунка на основе цветного пятна неправильной формы.

«Незавершенные фигуры» - завершение незаконченных фигур, вызывающих стереотипные ассоциации. При выполнении задания ребенку нужно создать по возможности оригинальные изображения.

«Повторяющиеся фигуры» - создание серии разнообразных рисунков за счет дорисовывания одинаковых фигур. Как показатели креативности П. Торренс выдвигает продуктивность (беглость) - способность к порождению большого числа идей за ограниченное время, гибкость - способность к выдвижению разнообразных идей, оригинальность - способность к выдвижению новых, необычных идей, а также разработанность - степень детализации ответов.

Работы И.С. Авериной, Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо имеют огромное значение для развития отечественной психодиагностики креативности дошкольников. Вместе с тем сами авторы признают недостаточность применения одних лишь стандартизованных тестов и необходимость использования, наряду с ними, методик качественного характера по типу функциональных проб, а также наблюдения, опросов, анализа работ.

Один из подходов, выделенный П. Торренсом, основан на выделении уровней творчества:

  • экспрессивное творчество (например, спонтанное рисование у детей);
  • продуктивное творчество (научные и художественные продукты, которые являются ограниченной и контролируемой свободной игрой);
  • инвентивное (изобретательское) творчество – изобретательность проявляется в материалах, методах и техниках;
  • инновационное творчество (улучшение через модификацию);
  • порождающее творчество (выдвижение совершенно нового принципа или допущения, вокруг которого могут возникать новые движения и школы).

Развитие детского изобразительного творчества от экспрессивного к продуктивному выявляет прежде всего наблюдение за продуктивной деятельностью дошкольников. Наиболее разработанным в этом плане является анализ процесса рисования В.С. Мухиной, позволяющий выявить развитие изобразительной деятельности дошкольников по параметру целенаправленности.

В рисовании детей это развитие выглядит как переход от доизобразительной к изобразительной стадии развития рисования. Перспективным направлением в диагностике креативности дошкольников было бы создание методик, позволяющих оценивать создаваемые дошкольниками теоретические объяснения реальности именно как продукты творчества, а не результаты мыслительной деятельности (что традиционно).

Анализ положений о детском изобразительном творчестве известных отечественных ученых Г.В. Латунской, B.C. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной и исследования зарубежных педагогов и психологов позволяют нам сформулировать его рабочее определение.

Под изобразительным творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем создание субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунок); создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление инициативы во всем.

Творчество - сам процесс создания образов сказки, рассказа, игр-драматизаций в рисовании, поиски в процессе деятельности способов, путей решения изобразительной задачи. Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.

 

 

1.2 Особенности развития изобразительного  творчества детей старшего дошкольного  возраста

 

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое.

Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения. Первую часть деятельности называют ориентировочной (исследования Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной), а вторую - исполнительской (исследования Л.А. Венгера, Н.П. Сакулиной). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств личности, то есть способностей.

Детское творчество определяется уровнем развития ребенка и еще не может представлять собой общественно полезную ценность. Оцениваться оно может лишь с педагогических позиций: какое значение оно имеет для всестороннего развития личности ребенка и его творчества.

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детская подделка - это не произведение искусства. Она не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа [42; 32].

Показатели творчества, характеризующие способы творческого действия, которые определила в своих исследованиях Г.Г. Григорьева, способны выявить умения ребенка создавать свой оригинальный образ в процессе рисования [9; 84].

Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине, широте.

Информация о работе Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста