Изучение личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Включение человека в социальный мир образовано на его осознании и освоении системы существующих в этом мире отношений «субъект-объект». С точки зрения настоящего времени, субъективные психологические отношения индивида к окружающему его миру образуют его осознание самого себя, как личности. Издревле известно, что бытием личности в социальном и внешнем мире является его деятельность. В деятельности личность осуществляется, формируется, выражается, выделяться.
Сложность и многообразность понятия «личности» ведет к тому, что в области психологии личности совместно существуют различные теории, которые описывают личность, как интегрированное единое целое ,а также объясняют и различия между людьми.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть
1.Специфика изучения личности в социальной психологии………………………5
1.1 Личность в психологии и социологии
1.2 Противоречия в трактовке социальной психологии личности…………………….9
2. Социальная обусловленность склада личности и мотивации………………...13
2.1 Группа и формирование личности
2.2 Социализация и личность…………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………….23
Глоссарий………………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

печеницына курсовая по соц психологии (1).doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Барнаульский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Изучение личности в социальной психологии

Фамилия студента

Печеницына

Имя студента

Лариса

Отчество студента

Викторовна

№ контракта

1540011400409101


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

Основная часть

1.Специфика изучения личности в социальной психологии………………………5

1.1 Личность в психологии и социологии     

1.2 Противоречия в трактовке  социальной психологии личности…………………….9

2. Социальная обусловленность склада  личности и мотивации………………...13

2.1 Группа и формирование личности      

2.2 Социализация и личность…………………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………………….23

Глоссарий………………………………………………………………………………...25

Список использованных источников…………………………………………………...27

 Приложения……………………………………………………………………………...29

 

Введение

 

Личность как одна из наиболее значимых понятий психологической науки является основной ступенью в человеческом обществе. Человек, являясь сверхсложным существом, живет в бесконечно сложном и противоречивом мире, а точнее в великом множестве миров. Выдающийся социальный психолог Юрген Хабермас в качестве главных миров предложил выделить следующие миры. Это внешний мир; социальный мир («наш мир» - мир, в котором вместе со мной существуют и другие люди); внутренний мир («мой мир», моя индивидуальность, неповторимость лишь «моего» жизненного пути).

Включение человека в социальный мир образовано на его осознании и освоении системы существующих в этом мире отношений «субъект-объект». С точки зрения настоящего времени, субъективные психологические отношения индивида к окружающему его миру образуют его осознание самого себя, как личности. Издревле известно, что бытием личности в социальном и внешнем мире является его деятельность. В деятельности личность осуществляется, формируется, выражается, выделяться.

Сложность и многообразность понятия «личности» ведет к тому, что в области психологии личности совместно существуют различные теории, которые описывают личность, как интегрированное единое целое ,а также объясняют и различия между людьми. В многочисленных и довольно разнообразных конкретных предметах социальной психологии, заложена некоторая противоречивость гипотез на счет того, какое же место должна занять проблема личности в этой не простой науке. Акцент был сделан именно на личность, на ее социально осмысленные характеристики, а так же на образование в ней конкретных качеств в результате социального влияния и так далее.

Таким образом, вся выше описанная информация дает мне возможность назвать тему, которую я выбрала для курсовой работы, безусловно, актуальной, потому что необходимость изучения личности очень важна в наше время. Именно в границах социальной психологии выясняется и объясняется усваивание личности и социальных влияний (через какую-либо из систем ее деятельности).

Объектом данной работы выступает личность как психологические явление.

Предмет изучения представляет собой личность человека в совокупности абсолютно всех его психологических свойств и качеств.

Целью работы является изучение понятия, структуры и формирования личности с точки зрения самых разных подходов. Также, выявление социально-психологических проблем, которые обусловлены непосредственным включением личности в его деятельность.

Данная цель осуществила выполнение таких задач:

1. Изучение и  анализ научно-методической  литературы;

2. Изучение закономерностей развития  личности в пределах социальной  психологии.

3. Исследование смысловых социально-психологических проблем личности.

Литературный обзор. При написании курсовой было использовано 12 источников. В основном использовалась учебная и монографическая литература, авторов как Ананьев Б.Г, Андреева Г.М, Леонтьев А.Н, Парыгин Б.Д, Гуревич П.С.[ 1,4,9,11,12 ]. 

 Практическая значимость  исследования состоит в возможности использования его материалов, основных положений и выводов для написании рефератов, использовании материалов для проведения «круглого стола», для обсуждений между студентами направления психологии.

 

 

Основная часть

1 Специфика изучения личности в социальной психологии

 

1.1 Личность в психологии и социологии

Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся и будут вестись долгие и  нескончаемые споры. Личность является объектом изучения некоторых  гуманитарных наук -это прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология же изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Личностью в психологии называют человека, являющегося  носителем сознания. Как показывает история,  личностями не рождаются, ими становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я» и развивается.

Психологические свойства личности полноценно раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека. Личности бывают разные, но при этом каждая личность неповторима.

Личность может быть раскрыта только в системе устойчивых межличностных связей, ценностями, опосредованных содержанием смыслом  совместной деятельности каждого из участников. Межличностные связи формируют личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, присущим для предметной деятельности.

Личность каждого человека имеет только ей принадлежащее сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, которые составляют его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность же проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в познавательных процессах, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.1

Понятие «образ жизни» являющееся  социально-философским понятием. Отбирает в многообразии качеств и свойств данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, его потребности, предпочтения, интересы, вкусы со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Итак, если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а присущая только ему уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть такое  социальное. Исходя из сказанного, образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, представляет своеобразное единство социально-унифицированного и индивидуально- уникального в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

Развитие человека – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, как социальных ,так природных факторов. Развитие проявляется в прогрессивном усложнении, углублении, расширении, переходе от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

С развитие общества и коммуникаций в нем усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации.

Социальное же развитие человека есть не что иное, как продолжение психического развития. И состоит оно в постепенном вхождении в общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усваивая и применяя эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества.

Самым важным для человека является его духовное развитие . Оно дает человеку осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Рост и развитие каждого  человека обеспечивается через воспитание, через передачу опыта своего собственного и предшествующих поколений. Чтобы говорить о социологии личности, необходимо рассмотреть и, определиться с самим понятием личности.

Социологический  подход же выделяет в личности социально-типическое. Основная проблема социологической теории личности связана, именно, с процессом формирования личности, развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. 2

Личность есть субъект социальных отношений и характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная же независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности в развитии и познанию превращается в жизненную позицию личности. Жизненная позиция личности представляет собой принцип поведения, который основан на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Проблема изучения личности в социологии является одной из самых важных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что является двигателем поступков каждого конкретного человека. Индивидуальное же представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества в целом.

В отличие от психологии социология  дает ответы на вопросы о социальном поведении личности, представлении личности во всем многообразии социальных связей . В ходе изучения личности в контексте социальных связей социология имеет и дает знание о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

Таким образом, личность в психологии – это особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами.

Личность же в социологии является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

 

 

 

1.2 Противоречия в трактовке  социальной психологии личности

Развитие представлений о человеке как личности идет из древности. Древнегреческие философы отделили человека от космоса. В период средневековья человек рассматривался как Храм, созданный по образу и подобию Бога. В эпоху Возрождения разум утвердился, как высшее достоинство человека. Есть сведения историков, что понятие «личности», появилось 200-300 лет назад, т.е. в эпоху Просвещения, а именно, с периода ранних буржуазных революций происходило постепенное развитие личности в европейской философии.

В настоящее время существует несколько различных теорий личности и ее определений. В  своей книге «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьев отмечал, что "личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств".  Это принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и другие.[2.c15]

А.В. Петровский разложил личность в своей работе в системе межличностных отношений, выделил три направления личности:

Интраиндивидное направление – это направление, отражающее свойства, принадлежащие самому субъекту;

Интериндивидное направление – направление, рассматривающее особенности во взаимодействии личности с другими людьми;

Метаиндивидное направление – направление, описывающее воздействие данной личности на других людей.

А вот профессор  психологии Л.И. Анцыферова предложила свое видение и понимание определения личности - "как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, как индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений". 3

Информация о работе Изучение личности в социальной психологии