Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:32, курсовая работа
Включение человека в социальный мир образовано на его осознании и освоении системы существующих в этом мире отношений «субъект-объект». С точки зрения настоящего времени, субъективные психологические отношения индивида к окружающему его миру образуют его осознание самого себя, как личности. Издревле известно, что бытием личности в социальном и внешнем мире является его деятельность. В деятельности личность осуществляется, формируется, выражается, выделяться.
Сложность и многообразность понятия «личности» ведет к тому, что в области психологии личности совместно существуют различные теории, которые описывают личность, как интегрированное единое целое ,а также объясняют и различия между людьми.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть
1.Специфика изучения личности в социальной психологии………………………5
1.1 Личность в психологии и социологии
1.2 Противоречия в трактовке социальной психологии личности…………………….9
2. Социальная обусловленность склада личности и мотивации………………...13
2.1 Группа и формирование личности
2.2 Социализация и личность…………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………….23
Глоссарий………………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Барнаульский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Социальная психология |
Тема |
Изучение личности в социальной психологии |
Фамилия студента |
Печеницына |
Имя студента |
Лариса |
Отчество студента |
Викторовна |
№ контракта |
1540011400409101 |
Введение…………………………………………………………
Основная часть
1.Специфика изучения личности в социальной психологии………………………5
1.1 Личность в психологии и социологии
1.2 Противоречия в трактовке социальной психологии личности…………………….9
2. Социальная обусловленность
2.1 Группа и формирование
2.2 Социализация и личность…………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложения…………………………………………………
Личность как одна из наиболее значимых понятий психологической науки является основной ступенью в человеческом обществе. Человек, являясь сверхсложным существом, живет в бесконечно сложном и противоречивом мире, а точнее в великом множестве миров. Выдающийся социальный психолог Юрген Хабермас в качестве главных миров предложил выделить следующие миры. Это внешний мир; социальный мир («наш мир» - мир, в котором вместе со мной существуют и другие люди); внутренний мир («мой мир», моя индивидуальность, неповторимость лишь «моего» жизненного пути).
Включение человека в социальный мир образовано на его осознании и освоении системы существующих в этом мире отношений «субъект-объект». С точки зрения настоящего времени, субъективные психологические отношения индивида к окружающему его миру образуют его осознание самого себя, как личности. Издревле известно, что бытием личности в социальном и внешнем мире является его деятельность. В деятельности личность осуществляется, формируется, выражается, выделяться.
Сложность и многообразность понятия «личности» ведет к тому, что в области психологии личности совместно существуют различные теории, которые описывают личность, как интегрированное единое целое ,а также объясняют и различия между людьми. В многочисленных и довольно разнообразных конкретных предметах социальной психологии, заложена некоторая противоречивость гипотез на счет того, какое же место должна занять проблема личности в этой не простой науке. Акцент был сделан именно на личность, на ее социально осмысленные характеристики, а так же на образование в ней конкретных качеств в результате социального влияния и так далее.
Таким образом, вся выше описанная информация дает мне возможность назвать тему, которую я выбрала для курсовой работы, безусловно, актуальной, потому что необходимость изучения личности очень важна в наше время. Именно в границах социальной психологии выясняется и объясняется усваивание личности и социальных влияний (через какую-либо из систем ее деятельности).
Объектом данной работы выступает личность как психологические явление.
Предмет изучения представляет собой личность человека в совокупности абсолютно всех его психологических свойств и качеств.
Целью работы является изучение понятия, структуры и формирования личности с точки зрения самых разных подходов. Также, выявление социально-психологических проблем, которые обусловлены непосредственным включением личности в его деятельность.
Данная цель осуществила выполнение таких задач:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы;
2.
Изучение закономерностей
3.
Исследование смысловых
Литературный обзор. При написании курсовой было использовано 12 источников. В основном использовалась учебная и монографическая литература, авторов как Ананьев Б.Г, Андреева Г.М, Леонтьев А.Н, Парыгин Б.Д, Гуревич П.С.[ 1,4,9,11,12 ].
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов, основных положений и выводов для написании рефератов, использовании материалов для проведения «круглого стола», для обсуждений между студентами направления психологии.
1.1 Личность в психологии и социологии
Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся и будут вестись долгие и нескончаемые споры. Личность является объектом изучения некоторых гуманитарных наук -это прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология же изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.
Личностью в психологии называют человека, являющегося носителем сознания. Как показывает история, личностями не рождаются, ими становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я» и развивается.
Психологические свойства личности полноценно раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека. Личности бывают разные, но при этом каждая личность неповторима.
Личность может быть раскрыта только в системе устойчивых межличностных связей, ценностями, опосредованных содержанием смыслом совместной деятельности каждого из участников. Межличностные связи формируют личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, присущим для предметной деятельности.
Личность каждого человека имеет только ей принадлежащее сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, которые составляют его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность же проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в познавательных процессах, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.1
Понятие «образ жизни» являющееся социально-философским понятием. Отбирает в многообразии качеств и свойств данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, его потребности, предпочтения, интересы, вкусы со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Итак, если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а присущая только ему уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть такое социальное. Исходя из сказанного, образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, представляет своеобразное единство социально-унифицированного и индивидуально- уникального в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.
Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.
Развитие человека – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, как социальных ,так природных факторов. Развитие проявляется в прогрессивном усложнении, углублении, расширении, переходе от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.
С развитие общества и коммуникаций в нем усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации.
Социальное же развитие человека есть не что иное, как продолжение психического развития. И состоит оно в постепенном вхождении в общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усваивая и применяя эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества.
Самым важным для человека является его духовное развитие . Оно дает человеку осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.
Рост и развитие каждого человека обеспечивается через воспитание, через передачу опыта своего собственного и предшествующих поколений. Чтобы говорить о социологии личности, необходимо рассмотреть и, определиться с самим понятием личности.
Социологический подход же выделяет в личности социально-типическое. Основная проблема социологической теории личности связана, именно, с процессом формирования личности, развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. 2
Личность есть субъект социальных отношений и характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная же независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности в развитии и познанию превращается в жизненную позицию личности. Жизненная позиция личности представляет собой принцип поведения, который основан на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Проблема изучения личности в социологии является одной из самых важных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что является двигателем поступков каждого конкретного человека. Индивидуальное же представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества в целом.
В отличие от психологии социология дает ответы на вопросы о социальном поведении личности, представлении личности во всем многообразии социальных связей . В ходе изучения личности в контексте социальных связей социология имеет и дает знание о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.
Таким образом, личность в психологии – это особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами.
Личность же в социологии является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.
1.2 Противоречия в трактовке социальной психологии личности
Развитие представлений о человеке как личности идет из древности. Древнегреческие философы отделили человека от космоса. В период средневековья человек рассматривался как Храм, созданный по образу и подобию Бога. В эпоху Возрождения разум утвердился, как высшее достоинство человека. Есть сведения историков, что понятие «личности», появилось 200-300 лет назад, т.е. в эпоху Просвещения, а именно, с периода ранних буржуазных революций происходило постепенное развитие личности в европейской философии.
В настоящее время существует несколько различных теорий личности и ее определений. В своей книге «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьев отмечал, что "личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств". Это принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и другие.[2.c15]
А.В. Петровский разложил личность в своей работе в системе межличностных отношений, выделил три направления личности:
Интраиндивидное направление – это направление, отражающее свойства, принадлежащие самому субъекту;
Интериндивидное направление – направление, рассматривающее особенности во взаимодействии личности с другими людьми;
Метаиндивидное направление – направление, описывающее воздействие данной личности на других людей.
А вот профессор психологии Л.И. Анцыферова предложила свое видение и понимание определения личности - "как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, как индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений". 3
Информация о работе Изучение личности в социальной психологии