Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:32, курсовая работа
Включение человека в социальный мир образовано на его осознании и освоении системы существующих в этом мире отношений «субъект-объект». С точки зрения настоящего времени, субъективные психологические отношения индивида к окружающему его миру образуют его осознание самого себя, как личности. Издревле известно, что бытием личности в социальном и внешнем мире является его деятельность. В деятельности личность осуществляется, формируется, выражается, выделяться.
Сложность и многообразность понятия «личности» ведет к тому, что в области психологии личности совместно существуют различные теории, которые описывают личность, как интегрированное единое целое ,а также объясняют и различия между людьми.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть
1.Специфика изучения личности в социальной психологии………………………5
1.1 Личность в психологии и социологии
1.2 Противоречия в трактовке социальной психологии личности…………………….9
2. Социальная обусловленность склада личности и мотивации………………...13
2.1 Группа и формирование личности
2.2 Социализация и личность…………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………….23
Глоссарий………………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…
Все психологи, которые занимаются вопросами изучения личности сходится на том, что личностью не рождаются, а становятся. И чтобы пройти это становление человеку необходимо:
овладеть речью; с помощью речи приобрести моторные, интеллектуальные и социокультурные навыки.
В социальной психологии необходимым является установление отличий подхода к личности от подхода к ней в двух "родительских" дисциплин: социологии и психологии.
Начиная со структуры личности, столкнемся с различными трактовками личности. Психологами было дано несколько способов объяснений, с помощью которых описывается личность. У каждого свой определенный тип представлений о структуре личности. Меньше всего соглашаются с моментами, касающимися включения или не включения в личность индивидуальных психологических особенностей.
И.С. Кону отмечает, что многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие же понимают личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения" [13.c115]
А.Г.Ковалев вообще предложил выделять в личности три образования: психические свойства, психические процессы и психические состояния. Б.Г. Ананьев в связи с новым открытием заметил, что пользуясь интегративными подходами к личности увеличивается набор характеристик, участвующих в расчете.4
К.К. Платонов, исходя из своего представления, разбил структуру личности на подструктуры, число которых составило четыре: биологически-обусловленная, психологическая, социального опыта, направленности личности. В первую подструктуру он ввел: патологические свойства психики, темперамент, возрастные и половые. Во вторую включил индивидуальные свойства личности такие как память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства и волю. В третьей знания-приобретенные человеком, а так же умения, привычки и навыки. Четвертая подструктура - иерархическая структура и включает она в себя влечение, желание, интересы, склонности, идеалы. Именно в четвертой представлена социальная детерминация личности [16, С.102].
Для А.Н. Леонтьева личность неразрывно связана с деятельностью. Смысл в том, что не деятельность порождает личность, а наоборот. Личность это и условия деятельности и ее продукт. Из всего этого следует, что в основе личности лежат отношения соподчиненности видов человеческой деятельности, основанием же для выявления структуры личности должна быть иерархия этих деятельностей. Мы знаем, что признаком деятельности является наличие мотива, то за иерархией деятельностей личности лежит иерархия ее мотивов, а также иерархия соответствующих им потребностей.5
Все решающие факторы, социальные и биологические, в таком случае не будут равноправны. Психологи предполагали, что личность постоянно погружена в клубок социальной связи и не существует личности биологически обусловленной, чтобы она в дальнейшем обзавелась социальными связями. Формально в этой схеме не присутствует перечень элементов структуры личности, по существу такая структура предполагается как некая структура характеристик, производных от характеристик деятельности. Идея социальной детерминации обозначена здесь наиболее последовательно: личность не может быть интерпретирована как интегрирование лишь биосоматических и психофизиологических параметров.
Социальная психология в такой системе начинается, именно там, где начинают анализироваться эти самые социальные связи. При последовательном же проведении идей, сформулированных Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, такой подход просто оказался неправомерным. Все категории психологической науки рассматривают личность изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную ими и выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Поэтому социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.
В своих работах Б.Д. Парыгин, отмечал, что модель личности, занимающая место в системе социальной психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического. Хотя сама эта идея, как таковая, не вызывает возражений, описание каждого из синтезируемых подходов представляется спорным. 6
Так, социологический подход характеризуется тем, что в нем личность рассматривается преимущественно как объект социальных отношений, а общепсихологический – тем, что здесь акцент сделан лишь “на всеобщих механизмах психической деятельности индивида”.
Задача же социальной психологии – “раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений...”
Таким образом, личность - понятие многогранное и спорное. Так Б.Г. Ананьев отмечал, что "личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств". А.В. Петровский разложил личность в системе межличностных отношений. А.Г.Ковалев предложил выделять в личности три образования: психические свойства, психические процессы и психические состояния. У А.Н. Леонтьева личность неразрывно связана с деятельностью. Противоречия в трактовке социальной психологии личности налицо.
Таким образом, социальная психология в такой структуре начинается в том месте, где начинают анализировать эти же социальные связи. При последовательном проведении и изучении идей, которые сформулированы известными психологами-исследователями Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, такой подход в этой ситуации просто неправомерен. Все разделы психологической науки рассматривают личность как данную в исходном положении в системе социальных связей и отношений, детерминированную затем ими, и притом выступающую именно в качестве активного субъекта деятельности.
2.1 Группа и формирование личности
Существует несколько видов социальных общностей, к которым в смысле применяется понятие «группа», но в научном же понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае понятие «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте.
Таким образом, анализируя это определение, можно выделить два условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой:
-Наличие
взаимодействия между ее
-Появление
разделяемых ожиданий каждого
члена группы относительно
Исходя из этого определения, два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но при желании могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие со взаимными ожиданиями.
Следует отметить, что личность формируется только в групповой жизни. Человека мы можем считать личностью, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Важно здесь то, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.
Следует помнить, что структура личности складывается из эмоций, мотивации, волевых качеств, социальных установок, способностей и естественно имеет тесную связь с группой.
Хотя формирование личности - есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но этот процесс совершенно особый. Речь здесь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение. И эти новые потребности и мотивы, их соподчинения и возникают в процессе переживания, или проживания. Такой процесс обязательно происходит только в реальной жизни человека и является эмоционально насыщенным, очень часто субъективно творческим.
В ходе деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей и создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Социальная же группа представляет собой устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа включает в себя: свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. Социальные группы отношения свои внутренне организуют, структурируют. Принадлежность человека в группе определяет его статус и роли. Жизнь каждого человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Современное общество демонстрирует большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования и предлагает каждому из нас делать выбор. 7
Формирование социальной группы рассматривается сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа имеет определённую целостность и устойчивость, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития, как самой группы, так и ее структуры группы. Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, разграничение функций её членов. Одним из важных признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены одной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие". Достигается это с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.
Группа считается сформированной, если между ее членами установилась система взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Вся система взаимодействий в группе ориентирована не на отдельного человека, а на всех её членов, на весь коллектив. Особое значение приобретают в группе ценности социальной солидарности. Солидарность здесь предполагает признание значимости группы, готовности индивида подчиниться групповым нормам. Тем самым группа определяет образцы поведения своим членам. Участник группы исповедует другие взгляды и ориентирован на другие ценности, он или вынужден "подчиниться" группе или уйти из нее.
Давно замечено ,что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека. Некоторые изменения, порождаемые психологическим влиянием группы, исчезают, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты. Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний. Каждая из важных для человека социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей определенного количества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. Есть и положительные аспекты влияния группы на человека.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности важны и нужны личности.
Отношения между людьми, складывающиеся в группах несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации и усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений.
Группа является тем местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки. Личность получает информацию от участников группы, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности избавляться от отрицательного и недостатков.
Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.
Группа влияет через систему складывающихся в ней отношений на психологию человека, в частности — через отношения иного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях люди проявляют себя с разных сторон, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными. Нигде, кроме группы, индивид не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок учится разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят именно, на этом языке и впитывает те обычаи и устои ,которые он видит.
Важнейшим фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее члены являются для индивида своеобразным зеркалом, в котором отражается его человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.8
В истории нашей страны за последние семь десятков лет мы встречались с немалым количеством примеров, подтверждающих вывод Бехтерева. Конформизм — широко распространенный феномен, выражающий собой, отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя нечестно. И чем более сплоченной является группа в своем психологическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать.[7.c115]
Выясняется, что формирование и развитие личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Генетические особенности личности в нас уже заложены при рождении, я говорю о биологическом факторе развития личности, другие же мы вырабатываем в процессе нашей жизни. В этом нам помогает окружающая среда. Известно, что среда играет очень важную роль в формировании личности. На мой взгляд, стать личностью – это значит, во-первых, занять свою определенную жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать эту позицию и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Известно,что истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.
Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль, о чем много писали и говорили такие известные педагоги, как А.С.Макаренко , ВА. Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли) идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается пред метом политических манипуляций.
Информация о работе Изучение личности в социальной психологии