Изучение личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Включение человека в социальный мир образовано на его осознании и освоении системы существующих в этом мире отношений «субъект-объект». С точки зрения настоящего времени, субъективные психологические отношения индивида к окружающему его миру образуют его осознание самого себя, как личности. Издревле известно, что бытием личности в социальном и внешнем мире является его деятельность. В деятельности личность осуществляется, формируется, выражается, выделяться.
Сложность и многообразность понятия «личности» ведет к тому, что в области психологии личности совместно существуют различные теории, которые описывают личность, как интегрированное единое целое ,а также объясняют и различия между людьми.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть
1.Специфика изучения личности в социальной психологии………………………5
1.1 Личность в психологии и социологии
1.2 Противоречия в трактовке социальной психологии личности…………………….9
2. Социальная обусловленность склада личности и мотивации………………...13
2.1 Группа и формирование личности
2.2 Социализация и личность…………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………….23
Глоссарий………………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

печеницына курсовая по соц психологии (1).doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2.2 Социализация и личность

Термин "социализация", имеет широкую распространенность, но так и не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В нашей отечественной психологии употребляются два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". К понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точного определения понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, где индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.[7.c115]

Анализируя и изучая суть процесса можно сделать уточнение, можно так определить сущность социализации.

  Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Поэтому на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, человек не просто усваивает социальный опыт, он преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Так происходит преобразования социального опыта.

Социализация происходит в условиях стихийного воздействия на личность различных разнонаправленных обстоятельств жизни, также и в условиях образования и воспитания - целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека.9

По- мнению Петровскому, вся ситуация социального развития определяет личностное развитие человека, проходящее состояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро - и микрофаз. Анализ основных положений, характеризующих процесс развития ребенка, показывает, что реально все рассматриваемые линии взаимообусловлены, взаимосвязаны и что только их совместное осуществление составляет такое прогрессивное изменение, которое может быть названо психическим личностным развитием человека в полном смысле этого слова.

С.Л. Рубинштейн, в своих работах заявлял, что "ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это обозначает, что воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка". Исходя из всех исследований следует психологический тезис необходимости специальной организации учения школьника как его учебной деятельности. К сожалению сегодняшний школьный процесс, учебная деятельность переживают достаточно сложный период, как и всё наше общество.

Под механизмами социализации  понимаются различные стихийные, специально неорганизованные воздействия среды, ближайшего окружения, где внешние регуляторы, групповые нормы и предписания переводятся во внутренний план, становятся внутренними поведенческими регуляторами.

Социально-психологические механизмы социализации выступают в роли "переходного моста" между внешними регуляторами, групповыми нормами и обычаями, традициями, ролевыми предписаниями, санкциями, поощрениями, наказаниями, одобрением, осуждением, внутренними регуляторами, диспозициями, психологическими состояниями готовности.

К определенным поведенческим  неосознаваемым механизмам в раннем детстве, в дошкольном периоде, можно отнести внушение, психологическое заражение, подражание" идентификацию.

Заражение в психологии - это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется в не осознанном принятии какой-либо информации или образцов поведения" а путем передачи определенного эмоционального состояния.

Внушение представляет собой такой вид эмоционально-волевого целенаправленного" неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей.

Подражание - способ воздействия людей друг на друга, где в результате происходит воспроизводство индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Авторитет как механизм социализации проявляется, в сфере "человек - деятельность", в накоплении опыта, профессиональных знаний, умений, навыков, именно в этой сфере наибольшее влияние способны оказать именно авторитетные люди.

Важнейшим механизмом социализации является престиж. Он выступает в роли группового оценочного явления, совокупности внешних оценок одобрения, которыми с позиции групповых норм и критериев оцениваются различные социальные явления.

Личность в процессе социализации наряду со знаниями, нормами и ценностями усваивает многочисленные межличностные, конституциональные, профессиональные, социальные роли. Принятие и усвоение ролей происходит различными путями: под влиянием санкций поощрения и наказания, одобрения и осуждения, применяемых в обществе, так и под влиянием экспектаций, ролевых предписаний и ожиданий, направленных на индивида со стороны его окружения. Особенно большое значение социальные экспектации имеют при освоении межличностных социальных ролей (отец, мать, муж, жена, друг, сын, дочь, сосед и т.д.), здесь практически отсутствуют официально действующие санкции, призванные способствовать усвоению этих ролей.

Социализация – это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, он усваивает его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. По традиции старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Из истории нам известно, что одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Благодаря систематическому взаимодействию с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность его личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие своего Я.

А.Н. Леонтьев показал важность преемственности исторического процесса, обращаясь к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, увы их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь».

  Таким образом, личность не может  жить  развиваться без общества ,принимать совокупность всех  социальных процессов, благодаря  которым индивид усваивает определенную  систему норм и ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве члена общества.

  Направленность социальной активности  личности в обществе проявляется  в ее доминирующей мотивации. Сам же мотив, включенный в структуру любой деятельности, предполагает наличие целей, определенных способов действия, корректируется достигнутыми результатами. Следует признать, что поставленная цель включает в себя представление о конечном результате различных видов деятельности, поэтому данный конечный результат можно рассматривать, как образ потребного будущего. Здесь представлены параметры и условия тех ситуаций, в которых человек может максимально реализоваться в соответствие со своими потребностями, обретая такое состояние, которое субъективно интерпретируется как счастливое.

 

 

Заключение

 

Итак, была сделана попытка понять и исследовать личность, как психологическое новообразование, которое формируется непосредственно в жизненных отношениях индивида, в результате некоего преобразования его деятельности.

Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально -человеческой деятельности – индивид станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому  личность  есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала – с детства - в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью .

Таким образом, можно утверждать, что личность (с позиций социальной психологии) – системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в двух ведущих формах – общении и совместной деятельности. Основными составляющими личности являются:

1) темперамент – особенности нейродинамической  организации индивида;

2) потребностно- мотивационная сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развитая), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развития этой личности и задающих главные тенденции ее поведения);

3) эмоционально-волевая сфера;

4) когнитивно- познавательная сфера;

5) характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых  свойств;

6) способности – сочетание психических  свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Исследование

система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процессов, которые связаны между собой одной целью: получить объективные, достоверные данные для последующего их анализа и использования в практике

2

Культура

специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, которая представлена в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях и в совокупности отношений людей к внешней среде, между собой и к самим себе.

3

Личность       социологическое

совокупность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения

4

Общество

исторически развивающаяся целостность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности

5

Сложное общество

общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, которые связаны между собой и зависимы друг от друга, обусловливающие необходимость их координации

6

Социализация

процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для более успешного функционирования индивида в обществе

7

Социальная группа

определенная целостность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно важную функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности

8

Социальная система

структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование

9

Социальное взаимодействие

любое поведение индивида, группы индивидов, либо общества в целом, как в настоящий момент, так и в определенный промежуток времени

10

Ценность

свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (индивида, группы, целого общества).


 

Список использованных источников

1

Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е. М. 82 Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — Москва: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.

2

Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]- СПб: Изд-во: Питер, 2001.-236 с.

3

Андреева, Г. М. Социальная психология [ЭР]: учебник / Г. М. Андреева. – Москва; Изд-во: Русский Гуманитарный Интернет Университет. 2003.-280,Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su)

4

Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека (3-е изд., испр. и доп.) – М.: Изд-во: ВЛАДОС, 2007.-170с. 

5

Бодалев, А.А. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии.- Москва; Изд-во: Наука , 1996. - № 8, С.86-91.

6

Гуревич, П.С. Психология личности: учебное пособие, М.: Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА,2009.- 183с.

7

Бехтерев, В.М. Объективная психология. Москва: Изд-во: Наука, 1991г. - 480 с.

8

Лагунова, Л.Б. Личность // Культурология. Энциклопедия: в 2 томах-Москва: Изд-во: ВЛАДОС,2007. - 468 с.

9

Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. [Текст]- Москва: Изд-во: ЮНИТИ, 2009.- 511с

10

Парыгин, Б. Д. Социальная психология :учебное пособие. / Б.Д. Парыгин - СПб: Изд-во: СПб ГУП, 2003. - 616 с.

11

Сыромятников, И. В. Социальная психология как наука. История развития социальной психологии. - [ЭР]: рабочий учебник -2008 – Режим доступа(http://lib/library)

12

Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук С. Москва; Изд-во: Наука 1989. С. 426-433.

13

Кон, И. С. Психология ранней юности. Москва; Изд-во: Просвещение,1989.-234с.

14

Дмитриева, Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций [Текст] / Н.Ю. Дмитриева. - Москва: Изд-во: Академия, 2008. - 228 с.

15

Ковалев, А. Г. Личность воспитывает себя Серия: Личность. Мораль. Воспитание; Москва; Издательство: Политиздат, 1983.-256с.

16

Платонов, К.К. Общая психология //Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. – Москва: Изд-во: Наука , 1982. – 310 с.


 

Приложения

Информация о работе Изучение личности в социальной психологии