Изучение личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

В данной работе важно изучение человека в социальном мире с его пониманием и освоением системы субъект-объектных отношений. Согласно этой точки зрения – субъективные и психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности в социальном мире. Деятельность личности в социальном и внешнем мире – это ее быт. Именно в деятельности личность сформируется, выразится и состоится. Не найдется ни одной области деятельности личности, в которой можно использовать психологические знания и методы не учитывая целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия.

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………………………….3
1. Личность в социальной психологии....…………………………………………....5
1.1 Личность в социологии и психологии. Противоречия в трактовке социальной психологии личности. …………………………………………….…………………5
1.2 Задачи социально-психологического исследования…………..………………..9
2. Социальная обусловленность склада личности, мотивация, социально-психологические качества личности………………………………………………..9
2.1 Социально-типические черты личности, общественная активность…...…….9
2.2 Группа и формирование личности……………………………………………...10
3. Социально-психологические методы исследования личности ………..…...….14
3.1 Системообразующие признаки личности и личностная типология и другие вопросы касающиеся личности………………………………………………….14
3.2 Методы исследования личности…..…………………………………………….16
Заключение………………………..………………………………………………….20
Глоссарий …………………………………………………………………………....23
Список использованных источников ….……………………………………….......26

Файлы: 1 файл

МедведькоЕ.В.,КРИзучение личности в социальной психологии.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

В системе изучения личности корни социальной психологии мы увидим там, где начинает происходить анализ социальных связей. Как говорилось выше, психология рассматривает личность, изначально растущую в компании социальных отношений и связей, обусловленную ими. Именно на этой платформе начинают решать социально-психологические задачи личности.

1.2 Задачи социально-психологического  исследования.

В задачи социальной психологии входит исследование, как и в каких определенных группах, личность воспринимает социальные влияния и как и в каких группах она реализовывается. В данном изучении рассматриваются не только системы деятельности, но и конкретные виды совместной деятельности.

С помощью методов  исследования социальной психологии можно выяснить, почему и как формируются социально-типические черты, а так же почему и как они зависят от условий. При этом активно исследуется и макросреда, и микросреда формирования личности, регуляторы поведения и деятельности личности.

Социальная психология изучает поведение и деятельность "социально детерминированной личности" в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Точнее, изучаются два ряда таких причин: коренящихся в характере и уровне развития тех групп, в которых личность действует, и коренящихся в самой личности, например, в условиях ее социализации.5

2. Социальная обусловленность  склада личности, мотивация, социально-психологические качества личности.

2.1 Социально-типические  черты личности, общественная активность.

В процессе своей деятельности в обществе личность перенимает социально-типические черты в процессе социализации путем передачи социального опыта от поколения к поколению. Использование и знание этих черт личности необходимо для обеспечения предсказуемости поведения индивидов, достижения упорядоченности социального взаимодействия, сохранения социального целого. К типическим социальным чертам можно отнести ценности, язык, способы поведения и другие. Личность приобретает одобряемые качества модели поведения. Они приобретаются на примерах, они привлекательны, понятны и не сложны. Их осиливают большинство членов общества.

Человек, в социальном обществе обязательно приобретает социально-типические черты, которые позволяют ему стать достойным его членом или группы, успешно существовать с другими людьми.

Чем активнее личность и  чем богаче его типические и нетипические черты, тем интереснее  личность и ярче индивидуальность. Чем больше социальный багаж личности, тем он ценнее для общества, так как это важные качества для продолжения развития и передачи социального опыта, который двигает данное общество к более высокой ступени развития.

Стоит учитывать , что в процессе социализации передаются и усваиваются кроме социально необходимых,  и асоциальные черты. Общество поддерживает передачу одобряемых социально-типических черт будущему поколению для сохранения устойчивости своего функционирования и развития.

Современное общество требует большего объема социально-типических черт в процессе социализации. Так как для успешного функционирования в обществе  современному активному человеку нужно много знать, уметь, многому соответствовать. Нужно помнить что, общество не только типизирует, но и индивидуализирует. Не стоит забывать, что у различных групп социально-типическое черты могут иметь отличия, впрочем, как и культурные ценности, способы. Чем больше таких различий, тем сильнее люди отличаются друг от друга.

Для социальной психологии важно  выявлять закономерности, которым подчинено поведение и деятельность личности, состоящей в определенной социальной группе. Эту проблему необходимо исследовать совместно с исследованием группы.

2.2 Группа и  формирование личности. Личностные характеристики лидерства.

Несомненно труды Л.И. Божович, Петровского заставляют нас  соглашаться, с тем, что очень  весомый вклад в развитие личности дает группа – коллектив в котором  идет ее развитие.

А коллективов этих в  жизни бывает множество. Человек за свою жизнь начинает общение в семье, в группе детей детского сада, школе, учебном заведении, трудовом коллективе, в кругу друзей и знакомых.

На примере характеристики личности – авторитетность, можно  рассмотреть систему отношений  между участниками различных групп.

Рассмотрев коллектив  районной администрации во главе  с главой района, и проведя опрос, было выяснено, что в данной организации  действует жесткий авторитаризм, активно реализовываются права  сильнейшего «деспота»- главы. Сотрудники не имеют права голоса, боятся своего начальника, и не очень то его уважают.

В противовес администрации  выступает коллектив Центра занятости, где существует демократическая  власть, здесь не боятся директора, а уважают, в коллективе каждый может  высказать свое мнение и внести свою лепту в развитие общего дела – эту группу можно назвать высокоразвитой группой. Связано это с личностными качествами руководителей в первом случае ярко прослеживаются своеволие, завышенная самооценка и жесткость, во втором высокий интеллект, принципиальность, разумная требовательность, доброжелательное отношение.

Несомненно, личность начинает складываться еще в детстве, ведь  во время игры идет моделирование  отношений между людьми. Также  для того чтобы сформировать личность нужно усваивать образцы поведения ( ценностей, действий, норм). Поэтому очень важны взаимоотношения, складывающиеся у человека в разные периоды  с наиболее важной для него группой и типом общения. Во многом от уровня развития группы зависит уровень развития личности.

Не стоит забывать, что всякий индивид хочет быть личностью, а быть личностью значит обладать некой совокупность индивидуальных особенностей. А группа стимулирует  процесс персонализации, именно там  человек понимает, что ему нужно  принимать какие то новые социальные роли, расти профессионально и творчески.

Личность, вступающая в  определенную группу должна усваивать  действующие нормы и средства деятельности, пройти адаптацию, а уже  после пройти этап индивидуализации в группе.

Следующий шаг это  внесение весомого вклада в группу.

Исследуя группы, и  обратив исследование со стороны  личности, можно получить задачу для  изучения лидерства. Лидерство это тоже групповое явление, так как не может быть лидера без группы.

Лидерство - способности одного человека влиять определенным образом на поведение других людей. По началу исследователи занимающиеся этим вопросом искали корни в личностных характеристиках лидерства, затем тщательному изучению и анализу подвергли поведение лидеров. Разработано невероятное множество теорий , который пытаются определить оптимальные методы лидерства. В настоящее время исследователи учитывают аспекты взаимодействий, между подчиненными и лидерами , учитывая их взаимное влияние. Огромное место в изучении лидерства уделяется в отношениях с группой делающих акцент на сотрудничестве.

 В любой группе происходит  процесс межличностного восприятия. Процесс этот связан с включением специфических эмоциональных регуляторов, получается, что люди во время восприятия друг формируют еще определенные отношения. Это может быть либо отвержение, либо симпатия. Назовем эти новообразования в эмоциональных отношениях аттракция.

Аттракция — это и процесс  формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и  продукт этого процесса, некоторое  качество отношения. Аттракция не может существовать без межличностных отношений и реализуется она в общении.

Исследовать аттракцию стали не так давно, так как раньше дружбу, симпатию и любовь считали областью искусства и литературы. 
Для социальной психологии важен момент изучения аттракции в анализе групп.

В процессе изучения личности во взаимодействии с группами важно детально исследовать микро- и макросреды, в которых проходило ее развитие. Весь этот путь в социальной психологии имеет термин -  социализация.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Так внутри конкретной группы – происходит групповая социализация, ребенок, общающийся большую часть своего времени с друзьями, а не с родителями, быстрее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

В социальной психологии важны исследования действий личности при общении с другими личностями или группами, в которых они функционируют. Эта социально-психологическая проблема имеет название - проблема социальной установки. На Западе предложили термин для обозначения социальной установки – аттитюд.

Аттитюд ( attitude ) — это специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации. Так если мальчик Ваня хочет пойти заниматься в секцию самбо, где занимается его друг Кирилл, то его намерение будет аттитюдом, включающим в себя интересы, реакции, объекты, стимулы и ситуации. Отметим, что мотив поведения в этом случае имеется и является аттитюдом.

Социальная психология уделяет так же особое внимание анализу  социально-психологическим качествам  личности.

Особенное место в их изучении занимают социально-психологические феномены, такие как маргинальность, заражение, негативизм и другие.

Остановимся на них чуть подробнее.

Начнем с понятия  негативизм. Негативизмом назовем оппозиционную манеру поведения, направленную против авторитета и имеющую проявления в пассивной и активной форме сопротивления, это борьба против действующих правил, норм, обычаев.

Второй рассматриваемый  феномен личности - аффилиация (англ. аffiliation соединение, связь). Феномен заключается в потребности общения, получении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. В основном формирование данного феномена зависит от характера взаимоотношений с родителями в раннем детстве и со сверстниками.

Третий феномен альтруизм (от лат. alter - другой) - выражается в бескорыстной заботе о других людях. Противоположностью альтруизму является эгоизм.

Четвертый яркий феномен  личности маргинальность (от лат. край, граница) - пограничность, периферийность или промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, культурным, религиозным и др.)6. Главным принципом маргинализации является показатель когда разрываются духовные, экономические и личностные связи. Маргиналы не имеют собственных систем ценностей, имитируют чужие, живут в нескольких мирах одновременно, и не принадлежат ни к одному. Их часто посещают чувства потерянности, неуверенности, они довольствуютсяся малым, считя, что все их неприятности от других.

Рядом с маргинальностью  можно поставить феномен индифферентности (лат. indifferens - безразличный) - выражается данный феномен в эмоциональном безразличии к каким-либо событиям и ситуациям. Очень часто он встречается у шизофреников и людей, находящихся в депрессии. Конечно это не вся линейка феноменов, но в рамках данной курсовой работы ограничимся рассмотрением этих пяти.

3. Социально-психологические  методы исследования личности.

3.1 Системообразующие  признаки личности и личностная  типология и другие вопросы  касающиеся личности.

 Переходя к вопросу  о социально-психологических методах исследования личности, хотелось бы кратко вспомнить о четырех ключевых признаках личности или системообразующих которые широко исследуются различными методиками.

Эмоциональность - первый признак отличен, тем что - в совокупности качеств личности, определяет темп появления, прохождения и угасания  эмоциональных состояний.

Второй признак - активность, определяющая длительность, интенсивность,  разнообразие и частоту деятельности.

Третий - саморегуляция показывает на сколько личность способна устойчиво функционировать в различных условиях, т.е. регулировать свое состояние, поведение и деятельность.

Четвертый признак -побуждение, мотивационный компонент характера.

Еще одна задача социологии личности - создание личностной типологии. Нет смысла в социологической теории личности без анализа типов личностей.

Так известный русский правовед Л.А. Тихомиров в своих трудах выделял два типа личностей по силе самостоятельности. Гумилев Л.Н разделил людей на располагающих достаточной энергией для удовлетворения потребностей, движимых инстинктами самосохранения (Для того чтобы жить они работают) и  
людей с избытком энергии ( живущих ради высоких целей). Но нужно не забывать что есть люди с дефицитом энергиии. У них нет стремления к активной трудовой деятельности и предпочитают жить за счет других.

У В.А. Ядова в работах мы увидим базисный тип (отвечающий объективным условиям современного этапа общественного развития) и модальный (реально господствующий). Для базисного типа существует система нравственных, социальных и правовых норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений .

По базисному типу сравнивают личность, которая должна развиваться с максимальной пользой для общества. Есть типологии с типами личностей с признаками определенных общностей (учащиеся, служащие), национальных типов, а так же выделяют три социально-психологических типа личности.

Пикники (адаптирующиеся к социальной среде, они могут отстаивать свои интересы без конфликтов). Второй тип социально-активный и общительный - атлетики. И астеник весьма чувствительный к изменению своего статуса.

Отметим, что личность черпающая свою структуру из видов деятельности, можно охарактеризовать с помощью пяти потенциалов: познавательный, ценностный, творческий, коммуникативный и художественный (эстетический).

Информация о работе Изучение личности в социальной психологии