Изучение личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

В данной работе важно изучение человека в социальном мире с его пониманием и освоением системы субъект-объектных отношений. Согласно этой точки зрения – субъективные и психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности в социальном мире. Деятельность личности в социальном и внешнем мире – это ее быт. Именно в деятельности личность сформируется, выразится и состоится. Не найдется ни одной области деятельности личности, в которой можно использовать психологические знания и методы не учитывая целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия.

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………………………….3
1. Личность в социальной психологии....…………………………………………....5
1.1 Личность в социологии и психологии. Противоречия в трактовке социальной психологии личности. …………………………………………….…………………5
1.2 Задачи социально-психологического исследования…………..………………..9
2. Социальная обусловленность склада личности, мотивация, социально-психологические качества личности………………………………………………..9
2.1 Социально-типические черты личности, общественная активность…...…….9
2.2 Группа и формирование личности……………………………………………...10
3. Социально-психологические методы исследования личности ………..…...….14
3.1 Системообразующие признаки личности и личностная типология и другие вопросы касающиеся личности………………………………………………….14
3.2 Методы исследования личности…..…………………………………………….16
Заключение………………………..………………………………………………….20
Глоссарий …………………………………………………………………………....23
Список использованных источников ….……………………………………….......26

Файлы: 1 файл

МедведькоЕ.В.,КРИзучение личности в социальной психологии.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

В гносеологическом или познавательном потенциале определяется объем и качество информации имеющейся у личности. Слагаемые информации - знания о внешнем мире (природном и социальном) и самопознание, психологические качества, связанные с познавательной деятельностью.

В аксиологическом - ценностном потенциале учитывается система ценностей политической, нравственной, религиозной и эстетической сферах. Рассматриваются идеалы и жизненные цели, убеждения и устремления, единство психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, выработанных с использованием эмоциональных, волевых, интеллектуальных механизмов, раскрывающихся в мироощущениях, мировоззрениях и мироустремлених.

Творческий потенциал - это самостоятельно выработанный потенциал с  помощью навыков и умений, способностей к действию в различных сферах.

Четвертый из рассматриваемых  потенциалов - коммуникативный. Для него характерны мера и форма общительности, характер и крепость контактов с людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

В художественном потенциале личности определен уровень, содержание, интенсивность художественных потребностей и то, как она их удовлетворяет. Его отражение мы видим в профессиональном творчестве и самодеятельном.

3.2 Методы исследования  личности.

Во множестве методов исследования личности можно выделить следующие: наблюдение, изучение документов, опросы, анкеты, интервью, тесты (в том числе близкий к нашей теме социометрический тест), эксперименты лабораторный и естественный. Для начала дадим общие характеристики у каждого метода. Все эти методы роднятся тем ,что широко используются социологии.

Один из старейших  методов - наблюдение, он необходим  для получения данных об открытом поведении, о действиях. Проблема при использовании этого метода состоит в правильной фиксации характеристик и во временном интервале.

Использоваться он может, к примеру, для изучения взаимодействия личности в группе.

С помощью изучения документов можно проанализировать продукты человеческой деятельности. Для правильной оценки документов используется «контент-анализ» (формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления).

Следующий, распространенный метод – это опрос разного вида:  интервью,  анкеты. Основная проблема – конструкция вопросника. Есть определенные правила, которых должен придерживаться исследователь.

Также широко используются эксперименты. В социальной психологии используют лабораторные и естественные эксперименты, для которых есть набор общих правил, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных.

В работе подробнее хотелось бы остановиться на изучении тестов. Тесты широко применяются не только в социальной психологии, но в других областях психологии. Для социальной психологии характерно применение личностных тестов, иногда применяются и групповые тесты ориентированных на исследования личности.

Во время прохождения  теста, испытуемый выполняет определенные задания или отвечает на вопросы. С помощью ключей соотносятся полученные ответы с конкретными параметрами. В нашем случае это характеристики личности. Примерами могут служить тест Кеттела, MMPI.

Необходимо учитывать  тот фактор, что при проведении массового тестирования личностей в определенной группе, выяснить все их проблемы до конца невозможно. Тесты в социальной психологии применяются как подсобное средство исследования, а данные желательно сопоставлять с данными, полученными при использовании других методик. В рамках курсовой работы для диагностики группы ( коллектива ЦЗН и ) был использованы  социометрические тесты Дж.Морено и Т.Лири.

Тест Дж. Морено необходим для исследования межличностных эмоциональных связей в группе  и решает задачи по измерению степени разобщенности-сплоченности в коллективе и выявляет авторитет участников групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые),  
обнаруживает внутригрупповое сплочение. Тест применим в любых группах для любого возраста. Критерии вида деятельности можно выбирать самостоятельно в зависимости от решаемых задач. Первые измеряют отношение к совместной деятельности. Вторые измеряют эмоционально-личностное взаимоотношение, не имеющих связи с деятельностью. Перед проведением тестирования группа была проинструктирована. В группе была установлена доверительная атмосфера. Количество выборов не ограничили, было предложено ранжировать трех человек (в коллективе 6 специалистов) в бланке опроса (Приложение А).

Для обработки результатов  была составлена матрица (приложение В) в которой по вертикали стоят  фамилии, а по горизонтали их номера. После подсчета всех баллов выяснили, что большим авторитетом и  уважением и надежностью в  работе пользуется начальник отдела Леплявкина Г.Ф. , второе место делят директор  и профконсультант, третье специалист Малышева В.М., четвертое Ульянова С.Б., а Кузнецова С.О. доверия похоже не заслуживает, так как ее ни разу не выбрали.

Вторая методика это  тест Т. Лири, необходимый для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. Методика выявляет преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность (враждебность)".

Именно эти факторы  определяют общее впечатление о  человеке в процессах межличностного восприятия.

Данный тест возможно использовать для самооценки и для оценки наблюдаемого поведения людей ("со стороны"). Обработав результаты, можно составить обобщенный "представленческий" портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.

В методике используется условная схема в виде круга разделенного на сектора рисунок 1, в котором по горизонтали и вертикали обозначены четыре ориентации доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность.

Рисунок 1-Условная схема

Секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

В опроснике 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, они упорядочены по восходящей интенсивности. Вопросы в тесте располагаются не подряд, а в группе по 4 и идет повтор через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. В тестировании приняли участие коллектив ЦЗН и социальной защиты населения г. Лахденпохья. Перед началом тестирования была дана инструкция (в ЦЗН оценивали Леплявкину Г.Ф., которая лидировала в прошлом тесте). После проведения которой были розданы опросники и бланки для занесения результатов. Обработка результатов проводилась с помощью ключа к опроснику.

Полученные результаты можно перенести на диаграмму рисунка 1 , при этом расстояние от центра круга равно количеству баллов которые можно набрать от 0 до 16. Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается.

На следующем этапе определили показатели

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

В итоге получили по одному из тестов Доминирование 2,07 а дружелюбие 0,1 – положительные результаты свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию, стремится к общению и сотрудничеству. А если бы значения были отрицательными, то просматривалась бы тенденция к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства. Отрицательный результат дружелюбия указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности.

Авторитарный (11б), Подозрительный(4б), Подчиняемый( 9б),

Зависимый (9б), Дружелюбный(11б) - экстремальное поведение.

Эгоистичный (6б), Агрессивный (6б),  Альтруистический (8б)

- адаптивное поведение.

Заключение

В данной работе были рассмотрены  вопросы, касающиеся изучения специфики изучения личности в социальной психологии, в частности затронуты возникающие противоречия в трактовках личности. Была  произведена попытка понять и изучить личность как новое психологическое образование, формирующиеся в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности.

Такой подход необходимо приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это  означает, что личность впервые возникает  в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается.

Не стоит забывать, что в Системе межличностных отношений и совместной деятельности, в социальном пространстве, личность может реализовывать себя, поэтому очень важно, чтобы в этих отношениях и совместной деятельности были хорошие плоды. В полноценной совместной деятельности всегда есть место психологическому и социальному контакту между людьми и группами.

Проведенная работа показала, что есть возможность использования различных интересных методик для изучения коллективов и личностей в коллективе. Руководители коллективов заинтересованы  в этих данных, и с удовольствием идут на контакт.

В практике, полученные в ходе исследования данные, о влиянии межличностной совместимости и срабатываемости в группе на формирование психологического климата в данном коллективе, можно использовать во время формирования рабочих групп, налаживания партнерских отношений и для оценки потенциала.

Результатом проведенной  работы достигли намеченной цели изучить понятие личности, ее структуру. Рассмотрели вопросы формирования личности помощью различных теорий, оказывается в данной науке еще очень много противоречий. Выявили социально-психологические проблемы, обусловленные включением личности в деятельность и рассмотрели культурно-антропологическую интерпретацию личности, изучили социально-психологические качества личности, не все конечно, но достаточно для дальнейших исследований. Познакомились на практике с социально - психологическими методами исследования личности. Хочется отметить, что это только мала толика методик, направленных на изучение личности и личности в коллективе.  Можно было бы взять известные методики  изучающие многие качества личности и акцентуации. Но в виду того, что  акцент в курсовой делался на развитие личности в коллективе, были взяты именно эти методики Т.Лири и Дж.Морено. Они дают достаточно интересный материал для изучения, исследования и обдумывания, не только психологу, но и коллективу который проходил исследование.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Альтруизм

бескорыстная забота о других людях.

2

Аттракция

это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт  этого процесса, некоторое качество отношения.

3

Аффилиация

потребность общения, получении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви.

4

Индифферентность

выражается данный феномен  в эмоциональном безразличии к каким-либо событиям и ситуациям

5

Интеллект

это глобальная способность  действовать разумно, рационально  мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

6

Личность 

субъект общественного  поведения и коммуникации

7

Лидерство

способности одного человека влиять определенным образом на поведение других людей

8

Маргинальность

пограничность, периферийность или промежуточность по отношению  к каким-либо социальным общностям (национальным, культурным, религиозным)

      9

Мотив (психолог)

побуждения, то что побуждает человека , ради чего оно совершается, а так же потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы

10

Негативизм

оппозиционную манеру поведения, направленную против авторитета и имеющую проявления в пассивной и активной форме сопротивления, это борьба против действующих правил, норм, обычаев.

11

Ответственность

представляет собой  способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.

12

Социализация

процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

13

Социальная  психология        

Г. М. Андреевой

это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения  и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.

Информация о работе Изучение личности в социальной психологии