Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:27, курсовая работа
В данной работе важно изучение человека в социальном мире с его пониманием и освоением системы субъект-объектных отношений. Согласно этой точки зрения – субъективные и психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности в социальном мире. Деятельность личности в социальном и внешнем мире – это ее быт. Именно в деятельности личность сформируется, выразится и состоится. Не найдется ни одной области деятельности личности, в которой можно использовать психологические знания и методы не учитывая целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия.
Введение………….…………………………………………………………………….3
1. Личность в социальной психологии....…………………………………………....5
1.1 Личность в социологии и психологии. Противоречия в трактовке социальной психологии личности. …………………………………………….…………………5
1.2 Задачи социально-психологического исследования…………..………………..9
2. Социальная обусловленность склада личности, мотивация, социально-психологические качества личности………………………………………………..9
2.1 Социально-типические черты личности, общественная активность…...…….9
2.2 Группа и формирование личности……………………………………………...10
3. Социально-психологические методы исследования личности ………..…...….14
3.1 Системообразующие признаки личности и личностная типология и другие вопросы касающиеся личности………………………………………………….14
3.2 Методы исследования личности…..…………………………………………….16
Заключение………………………..………………………………………………….20
Глоссарий …………………………………………………………………………....23
Список использованных источников ….……………………………………….......26
В гносеологическом или познавательном потенциале определяется объем и качество информации имеющейся у личности. Слагаемые информации - знания о внешнем мире (природном и социальном) и самопознание, психологические качества, связанные с познавательной деятельностью.
В аксиологическом - ценностном потенциале учитывается система ценностей политической, нравственной, религиозной и эстетической сферах. Рассматриваются идеалы и жизненные цели, убеждения и устремления, единство психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, выработанных с использованием эмоциональных, волевых, интеллектуальных механизмов, раскрывающихся в мироощущениях, мировоззрениях и мироустремлених.
Творческий потенциал - это самостоятельно выработанный потенциал с помощью навыков и умений, способностей к действию в различных сферах.
Четвертый из рассматриваемых потенциалов - коммуникативный. Для него характерны мера и форма общительности, характер и крепость контактов с людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
В художественном потенциале личности определен уровень, содержание, интенсивность художественных потребностей и то, как она их удовлетворяет. Его отражение мы видим в профессиональном творчестве и самодеятельном.
Во множестве методов исследования личности можно выделить следующие: наблюдение, изучение документов, опросы, анкеты, интервью, тесты (в том числе близкий к нашей теме социометрический тест), эксперименты лабораторный и естественный. Для начала дадим общие характеристики у каждого метода. Все эти методы роднятся тем ,что широко используются социологии.
Один из старейших методов - наблюдение, он необходим для получения данных об открытом поведении, о действиях. Проблема при использовании этого метода состоит в правильной фиксации характеристик и во временном интервале.
Использоваться он может, к примеру, для изучения взаимодействия личности в группе.
С помощью изучения документов можно проанализировать продукты человеческой деятельности. Для правильной оценки документов используется «контент-анализ» (формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления).
Следующий, распространенный метод – это опрос разного вида: интервью, анкеты. Основная проблема – конструкция вопросника. Есть определенные правила, которых должен придерживаться исследователь.
Также широко используются эксперименты. В социальной психологии используют лабораторные и естественные эксперименты, для которых есть набор общих правил, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных.
В работе подробнее хотелось бы остановиться на изучении тестов. Тесты широко применяются не только в социальной психологии, но в других областях психологии. Для социальной психологии характерно применение личностных тестов, иногда применяются и групповые тесты ориентированных на исследования личности.
Во время прохождения теста, испытуемый выполняет определенные задания или отвечает на вопросы. С помощью ключей соотносятся полученные ответы с конкретными параметрами. В нашем случае это характеристики личности. Примерами могут служить тест Кеттела, MMPI.
Необходимо учитывать тот фактор, что при проведении массового тестирования личностей в определенной группе, выяснить все их проблемы до конца невозможно. Тесты в социальной психологии применяются как подсобное средство исследования, а данные желательно сопоставлять с данными, полученными при использовании других методик. В рамках курсовой работы для диагностики группы ( коллектива ЦЗН и ) был использованы социометрические тесты Дж.Морено и Т.Лири.
Тест Дж. Морено необходим для исследования
межличностных эмоциональных связей в
группе и решает задачи по измерению
степени разобщенности-сплоченности в
коллективе и выявляет авторитет участников
групп по признакам симпатии-антипатии
(лидеры, звезды, отвергнутые),
обнаруживает внутригрупповое сплочение.
Тест применим в любых группах для любого
возраста. Критерии вида деятельности
можно выбирать самостоятельно в зависимости
от решаемых задач. Первые измеряют отношение
к совместной деятельности. Вторые измеряют
эмоционально-личностное взаимоотношение,
не имеющих связи с деятельностью. Перед
проведением тестирования группа была
проинструктирована. В группе была установлена
доверительная атмосфера. Количество
выборов не ограничили, было предложено
ранжировать трех человек (в коллективе
6 специалистов) в бланке опроса (Приложение
А).
Для обработки результатов была составлена матрица (приложение В) в которой по вертикали стоят фамилии, а по горизонтали их номера. После подсчета всех баллов выяснили, что большим авторитетом и уважением и надежностью в работе пользуется начальник отдела Леплявкина Г.Ф. , второе место делят директор и профконсультант, третье специалист Малышева В.М., четвертое Ульянова С.Б., а Кузнецова С.О. доверия похоже не заслуживает, так как ее ни разу не выбрали.
Вторая методика это тест Т. Лири, необходимый для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. Методика выявляет преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность (враждебность)".
Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Данный тест возможно использовать для самооценки и для оценки наблюдаемого поведения людей ("со стороны"). Обработав результаты, можно составить обобщенный "представленческий" портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.
В методике используется условная схема в виде круга разделенного на сектора рисунок 1, в котором по горизонтали и вертикали обозначены четыре ориентации доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность.
Рисунок 1-Условная схема
Секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
В опроснике 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, они упорядочены по восходящей интенсивности. Вопросы в тесте располагаются не подряд, а в группе по 4 и идет повтор через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. В тестировании приняли участие коллектив ЦЗН и социальной защиты населения г. Лахденпохья. Перед началом тестирования была дана инструкция (в ЦЗН оценивали Леплявкину Г.Ф., которая лидировала в прошлом тесте). После проведения которой были розданы опросники и бланки для занесения результатов. Обработка результатов проводилась с помощью ключа к опроснику.
Полученные результаты можно перенести на диаграмму рисунка 1 , при этом расстояние от центра круга равно количеству баллов которые можно набрать от 0 до 16. Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается.
На следующем этапе определили показатели
Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)
В итоге получили по одному из тестов Доминирование 2,07 а дружелюбие 0,1 – положительные результаты свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию, стремится к общению и сотрудничеству. А если бы значения были отрицательными, то просматривалась бы тенденция к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства. Отрицательный результат дружелюбия указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности.
Авторитарный (11б), Подозрительный(4б), Подчиняемый( 9б),
Зависимый (9б), Дружелюбный(11б) - экстремальное поведение.
Эгоистичный (6б), Агрессивный (6б), Альтруистический (8б)
- адаптивное поведение.
В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся изучения специфики изучения личности в социальной психологии, в частности затронуты возникающие противоречия в трактовках личности. Была произведена попытка понять и изучить личность как новое психологическое образование, формирующиеся в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности.
Такой подход необходимо приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается.
Не стоит забывать, что в Системе межличностных отношений и совместной деятельности, в социальном пространстве, личность может реализовывать себя, поэтому очень важно, чтобы в этих отношениях и совместной деятельности были хорошие плоды. В полноценной совместной деятельности всегда есть место психологическому и социальному контакту между людьми и группами.
Проведенная работа показала, что есть возможность использования различных интересных методик для изучения коллективов и личностей в коллективе. Руководители коллективов заинтересованы в этих данных, и с удовольствием идут на контакт.
В практике, полученные в ходе исследования данные, о влиянии межличностной совместимости и срабатываемости в группе на формирование психологического климата в данном коллективе, можно использовать во время формирования рабочих групп, налаживания партнерских отношений и для оценки потенциала.
Результатом проведенной работы достигли намеченной цели изучить понятие личности, ее структуру. Рассмотрели вопросы формирования личности помощью различных теорий, оказывается в данной науке еще очень много противоречий. Выявили социально-психологические проблемы, обусловленные включением личности в деятельность и рассмотрели культурно-антропологическую интерпретацию личности, изучили социально-психологические качества личности, не все конечно, но достаточно для дальнейших исследований. Познакомились на практике с социально - психологическими методами исследования личности. Хочется отметить, что это только мала толика методик, направленных на изучение личности и личности в коллективе. Можно было бы взять известные методики изучающие многие качества личности и акцентуации. Но в виду того, что акцент в курсовой делался на развитие личности в коллективе, были взяты именно эти методики Т.Лири и Дж.Морено. Они дают достаточно интересный материал для изучения, исследования и обдумывания, не только психологу, но и коллективу который проходил исследование.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Альтруизм |
бескорыстная забота о других людях. |
2 |
Аттракция |
это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, некоторое качество отношения. |
3 |
Аффилиация |
потребность общения, получении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. |
4 |
Индифферентность |
выражается данный феномен в эмоциональном безразличии к каким-либо событиям и ситуациям |
5 |
Интеллект |
это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде. |
6 |
Личность |
субъект общественного поведения и коммуникации |
7 |
Лидерство |
способности одного человека влиять определенным образом на поведение других людей |
8 |
Маргинальность |
пограничность, периферийность или промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, культурным, религиозным) |
9 |
Мотив (психолог) |
побуждения, то что побуждает человека , ради чего оно совершается, а так же потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы |
10 |
Негативизм |
оппозиционную манеру поведения, направленную против авторитета и имеющую проявления в пассивной и активной форме сопротивления, это борьба против действующих правил, норм, обычаев. |
11 |
Ответственность |
представляет собой способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. |
12 |
Социализация |
процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе |
13 |
Социальная психология Г. М. Андреевой |
это раздел психологии, занимающийся
изучением закономерностей |
Информация о работе Изучение личности в социальной психологии