Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 12:37, курсовая работа
Правильное определение типа личности дает человеку ключ к пониманию собственных потенциальных возможностей, на основании которых можно сделать обобщенный прогноз любых взаимоотношений субъектов взаимодействия. Так как в студенческом возрасте, намечаются жизненно важные трудовые самоопределения человека, приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает его в известной мере способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации.
Введение
3
1 Общение как взаимодействие
6
1.1 Место взаимодействия в структуре общения
6
1.2 Трансактный анализ Э.Берна
7
2 Взаимодействие на основе психотипов
13
2.1 История возникновения и развития типологии личности и соционики
13
2.2 Отечественная школа соционики
16
2.3 Западные школы
19
3 Исследование межличностных отношений на основе психотипов
20
Заключение
25
Библиографический список
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Изучение межличностных отношений в группе на основе психотипов
РЕФЕРАТ
Работа 30 с., 1 рисунок ,15 источников литературы, 1 приложение
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ИНТЕРАКЦИЯ, МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ, ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ, ПСИХОТИПЫ.
Курсовая работа посвящена изучению межличностных отношениях в группе на примере психотипов. В первой главе раскрывается роль общения во взаимодействии людей. Вторая глава непосредственно посвящена феномену типирования. В третьей главе описана практическая часть по изучению отношений в группе студентов БФ АмГУ на основе психотипов. Цель данной работы - раскрыть основные аспекты психологических исследований, посвященных изучению межличностных отношений в группе на основе психотипов. Объект исследования: типы человеческой психики, отдельные психические функции, отношения внутри и между ними. Предмет исследования: межличностные отношения студентов в группе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Общение как взаимодействие |
6 |
1.1 Место взаимодействия в структуре общения |
6 |
1.2 Трансактный анализ Э.Берна |
7 |
2 Взаимодействие на основе психотипов |
13 |
2.1 История возникновения и развития типологии личности и соционики |
13 |
2.2 Отечественная школа соционики |
16 |
2.3 Западные школы |
19 |
3 Исследование межличностных отношений на основе психотипов |
20 |
Заключение |
25 |
Библиографический список |
27 |
Приложение А. Тест идентификатор В.Мегедь и А. |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
Правильное определение типа личности дает человеку ключ к пониманию собственных потенциальных возможностей, на основании которых можно сделать обобщенный прогноз любых взаимоотношений субъектов взаимодействия. Так как в студенческом возрасте, намечаются жизненно важные трудовые самоопределения человека, приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает его в известной мере способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации.
Известный психолог Карл Густав Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности [15].
Существуют четыре основных предпочтения:
- первое имеет отношение к тому, откуда личность черпает свою энергию - из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный);
- второе связано с тем, как она собирает информацию о мире - дословно и последовательно (сенсорно-ощущающий) или более произвольно (интуитивный);
- третье относится к тому, как принимает решения - объективно и беспристрастно (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно (эмоционально чувствующий);
- четвертое, имеет отношение к образу жизни, предпочтению быть решительным и методичным (решающий, рациональный) или уступчивым и непосредственным (воспринимающий, иррациональный).
Вкратце тенденцию каждого типа личности реализовать себя определенным образом можно выразить так:
- логик (мыслительный по Юнгу, объективно оценивающий тип) стремится упорядочивать;
-этик (чувствующий, субъективно оценивающий тип) создает коммуникации между людьми;
-сенсорик (ощущающий, конкретно мыслящий тип) производит конкретные вещи;
-интуит (интуитивный, абстрактно-мыслящий тип) генерирует идеи.
Психологические типологии помогают ориентироваться в многомерном пространстве качеств и сторон личности любого человека. В том числе, знание их позволяет осуществить самоидентификацию, без чего нельзя говорить об эффективном личностном развитии.
Проблемами психологических типов занимались Карл Густав Юнг, К.Леонгард – акцентуированные личности, Уильям Шелдон – психология конституциональных различий, Э.Кречмер – строение тела и характер, типологическая модель Хейманса –Ле Сенна и другие.
На современном этапе соционика, продолжает исследования в области типологии характеров и предлагает много новых подходов в решении различных проблем, связанных с индивидом.
В своей работе мы используем соционические исследования и практические разработки авторов: интерпретации модели типа Аушра Аугустинавичюте, А.А.Овчарова – в области менеджмента разработал концепцию адекватности типов менеджеров соответствующим стилям управления, практического психолога В.В.Мегедь – типология акцентов типов с присущими им формами эмоций и отношений, и др [12].
Цель исследования - раскрыть основные аспекты психологических исследований, посвященных изучению межличностных отношений в группе на основе психотипов.
Объект исследования: типы человеческой психики, отдельные психические функции, отношения внутри и между ними.
Предмет исследования: межличностные отношения студентов в группе.
В основу исследования была положена гипотеза: существует связь между психотипами и характером межличностных отношений.
Задачи: изучить и проанализировать взгляды психологов, социологов на предмет исследования; эмпирически исследовать проблему психотипов, их взаимоотношений в группе на примере первых курсов студентов БФ АмГУ.
Методы: теоретический анализ социальной и психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы анализа состояния исследуемой проблемы: тестирование, наблюдение.
Методологической основой данного исследования является гуманистическая парадигма в психологии и деятельностный подход.
1 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1.1 Место взаимодействия в структуре общения
В любом коллективе, группе, важно взаимодействие между людьми. В психологии, взаимодействие принято рассматривать как интерактивную сторону общения. Это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными.
Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова.
Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова, (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.
Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.
1.2 Трансактный анализ Э.Берна
Взаимодействие межличностное — контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную). Помимо этого, в социальной психологии термином "взаимодействие" описывают систему взаимовстречных действий, поступков, деяний, которые характеризуются причинно-следственным характером подобной активности двух сторон, участвующих в межличностном контакте. Важнейшими характеристиками межличностного взаимодействия как интерактивной стороны общения являются предметность, эксплицированность, рефлексивная неоднозначность и ситуативность. Предметность взаимодействия в данном случае предполагает наличие какого-либо объекта или задачи, по поводу которых и реализуется межличностный контакт. Правда, здесь необходимо оговорить артефактный случай, который в социальной психологии описывается с помощью такого термина, как "фатическое общение". Это, по сути дела, беспредметное общение, когда целью межличностного контакта выступает сам контакт.
Другими словами, это ситуация, когда общение из формы субъект — объект — субъектных отношений превращается в субъект — субъектный акт, который в повседневной жизни на уровне обыденного сознания определяется как "беспредметный разговор".
Из сказанного ясно, что взаимодействие является одним из наиболее широких понятий в социальной психологии, а сам процесс взаимодействия зависит от множества переменных как собственно психологического, так и иного порядка. Поэтому непосредственное экспериментальное исследование взаимодействия как такового в полном объеме представляется не только чрезмерно сложным, но и вообще малореальным. Еще более проблематичными выглядят анализ и оценка всех значимых в контексте взаимодействия переменных в ходе практической социально-психологической работы, особенно в ситуациях, требующих принятия достаточно быстрых решений, направленных на изменение установок и модификацию поведения субъектов взаимодействия.
В этой связи в рамках различных теоретических школ был разработан целый ряд схем, позволяющих упростить анализ процесса взаимодействия за счет введения ограниченного количества универсальных переменных, фиксируемых методом целенаправленного наблюдения.
Наиболее известной и широко употребляемой схемой подобного типа является так называемая РВД — модель, разработанная американским психологом Э. Берном и положенная им в основу трансактного анализа.
С точки зрения Э. Берна, "...каждый человек располагает определенным, чаще всего, ограниченным репертуаром состояний своего Я, которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие категории: 1) состояния Я, сходные с образом родителей; 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый, Ребенок (для удобства русскоязычной аббревиатуры, в отечественной психологии последнее из перечисленных состояний часто обозначается как Дитя — В. М., М. Ю.)... Мы считаем, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ребенка". На основе анализа работ Э. Берна, функциональное содержание этих состояний может быть описано следующим образом:
"Р — Родитель — источник
социально-нормативной
В — Взрослый — основа реалистического поведения. Будучи ориентировано на сбор и анализ объективной информации, оно организованно, активно, разумно, адаптивно и действует хладнокровно оценивая ситуацию и бесстрастно рассуждая.
Д — Дитя — эмоционально-непосредственное начало в человеке. Оно включает в себя все импульсы, естественно присущие ребенку (изобретательность, любознательность и доверчивость, но также капризность, обидчивость и др.). Д — позиция, включает укоренившийся в структуре личности ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые по отношению к себе и другим “Я — хороший” или “Я — плохой”, “другие — плохие” или “другие — хорошие”. Внешне это состояние выражается в следующих формах: а) как детски непосредственное отношение к миру — творческая увлеченность, наивность гения; б) как архаичное детское поведение — упрямство, злость, обидчивость, легкомыслие".
Информация о работе Изучение межличностных отношений в группе на основе психотипов