Изучение межличностных отношений в группе на основе психотипов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Правильное определение типа личности дает человеку ключ к пониманию собственных потенциальных возможностей, на основании которых можно сделать обобщенный прогноз любых взаимоотношений субъектов взаимодействия. Так как в студенческом возрасте, намечаются жизненно важные трудовые самоопределения человека, приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает его в известной мере способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации.

Содержание работы

Введение
3
1 Общение как взаимодействие
6
1.1 Место взаимодействия в структуре общения
6
1.2 Трансактный анализ Э.Берна
7
2 Взаимодействие на основе психотипов
13
2.1 История возникновения и развития типологии личности и соционики
13
2.2 Отечественная школа соционики
16
2.3 Западные школы
19
3 Исследование межличностных отношений на основе психотипов
20
Заключение
25
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Изучение межличностных отношений в группе на основе психотипов

 

РЕФЕРАТ

 

 

Работа 30 с., 1 рисунок ,15 источников литературы, 1 приложение

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ИНТЕРАКЦИЯ, МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ, ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ, ПСИХОТИПЫ.

 

 

Курсовая работа посвящена изучению межличностных отношениях в группе на примере психотипов. В первой главе раскрывается роль общения во взаимодействии людей. Вторая глава непосредственно посвящена феномену типирования. В третьей главе описана практическая часть по изучению отношений в группе студентов БФ АмГУ на основе психотипов. Цель данной работы - раскрыть основные аспекты психологических исследований, посвященных изучению межличностных отношений в группе на основе психотипов. Объект исследования: типы человеческой психики, отдельные психические функции, отношения внутри и между ними. Предмет исследования: межличностные отношения студентов в группе.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

1 Общение как взаимодействие

6

1.1 Место взаимодействия в структуре общения

6

1.2 Трансактный анализ Э.Берна

7

2 Взаимодействие на основе психотипов

13

2.1 История возникновения и развития типологии личности и соционики

13

2.2 Отечественная школа соционики

16

2.3 Западные школы

19

3 Исследование межличностных отношений на основе психотипов

20

Заключение

25

Библиографический список

27

Приложение А. Тест идентификатор В.Мегедь и А.

28


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Правильное определение типа личности дает человеку ключ к пониманию собственных потенциальных возможностей, на основании которых можно сделать обобщенный прогноз любых взаимоотношений субъектов взаимодействия. Так как в студенческом возрасте, намечаются жизненно важные трудовые самоопределения человека, приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает его в известной мере способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации.

Известный психолог Карл Густав Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности [15].

Существуют четыре основных предпочтения:

- первое имеет отношение к  тому, откуда личность черпает свою энергию - из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный);

- второе связано с тем, как она собирает информацию о мире - дословно и последовательно (сенсорно-ощущающий) или более произвольно (интуитивный);

- третье относится к тому, как  принимает решения - объективно и  беспристрастно (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно (эмоционально чувствующий);

- четвертое, имеет отношение к  образу жизни, предпочтению быть решительным и методичным (решающий, рациональный) или уступчивым и непосредственным (воспринимающий, иррациональный).

Вкратце тенденцию каждого типа личности реализовать себя определенным образом можно выразить так:

- логик (мыслительный по Юнгу, объективно оценивающий тип) стремится упорядочивать;

-этик (чувствующий, субъективно оценивающий тип) создает коммуникации между людьми;

-сенсорик (ощущающий, конкретно мыслящий тип) производит конкретные вещи;

-интуит (интуитивный, абстрактно-мыслящий тип) генерирует идеи.

Психологические типологии помогают ориентироваться в многомерном пространстве качеств и сторон личности любого человека. В том числе, знание их позволяет осуществить самоидентификацию, без чего нельзя говорить об эффективном личностном развитии.

Проблемами психологических типов занимались Карл Густав Юнг, К.Леонгард – акцентуированные личности, Уильям Шелдон – психология конституциональных различий, Э.Кречмер – строение тела и характер, типологическая модель Хейманса –Ле Сенна и другие.

На современном этапе соционика, продолжает исследования в области типологии характеров и предлагает  много новых подходов в решении различных проблем, связанных с индивидом.

В своей работе мы используем соционические исследования и практические разработки авторов:   интерпретации модели типа Аушра Аугустинавичюте, А.А.Овчарова – в области менеджмента разработал концепцию адекватности типов менеджеров соответствующим стилям управления,  практического психолога В.В.Мегедь – типология акцентов типов с присущими им формами эмоций и отношений, и др [12].

Цель исследования - раскрыть основные аспекты психологических исследований, посвященных изучению межличностных отношений в группе на основе психотипов.

Объект исследования: типы человеческой психики, отдельные психические функции, отношения внутри и между ними.

Предмет исследования: межличностные отношения студентов в группе.

В основу исследования была положена гипотеза: существует связь между психотипами и характером межличностных отношений.

Задачи: изучить и проанализировать взгляды психологов, социологов на предмет исследования; эмпирически исследовать проблему психотипов, их взаимоотношений в группе на примере первых курсов студентов БФ АмГУ.

Методы: теоретический анализ социальной и психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы анализа состояния исследуемой проблемы: тестирование, наблюдение.

Методологической основой данного исследования является гуманистическая парадигма в психологии и деятельностный подход.

 

1 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

 

1.1 Место взаимодействия в структуре общения

В любом коллективе, группе, важно взаимодействие между людьми. В психологии, взаимодействие принято рассматривать как интерактивную сторону общения. Это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными.

Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова.

Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова, (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

1.2 Трансактный анализ  Э.Берна 

Взаимодействие межличностное — контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную). Помимо этого, в социальной психологии термином "взаимодействие" описывают систему взаимовстречных действий, поступков, деяний, которые характеризуются причинно-следственным характером подобной активности двух сторон, участвующих в межличностном контакте. Важнейшими характеристиками межличностного взаимодействия как интерактивной стороны общения являются предметность, эксплицированность, рефлексивная неоднозначность и ситуативность. Предметность взаимодействия в данном случае предполагает наличие какого-либо объекта или задачи, по поводу которых и реализуется межличностный контакт. Правда, здесь необходимо оговорить артефактный случай, который в социальной психологии описывается с помощью такого термина, как "фатическое общение". Это, по сути дела, беспредметное общение, когда целью межличностного контакта выступает сам контакт.

Другими словами, это ситуация, когда общение из формы субъект — объект — субъектных отношений превращается в субъект — субъектный акт, который в повседневной жизни на уровне обыденного сознания определяется как "беспредметный разговор".

Из сказанного ясно, что взаимодействие является одним из наиболее широких понятий в социальной психологии, а сам процесс взаимодействия зависит от множества переменных как собственно психологического, так и иного порядка. Поэтому непосредственное экспериментальное исследование взаимодействия как такового в полном объеме представляется не только чрезмерно сложным, но и вообще малореальным. Еще более проблематичными выглядят анализ и оценка всех значимых в контексте взаимодействия переменных в ходе практической социально-психологической работы, особенно в ситуациях, требующих принятия достаточно быстрых решений, направленных на изменение установок и модификацию поведения субъектов взаимодействия.

В этой связи в рамках различных теоретических школ был разработан целый ряд схем, позволяющих упростить анализ процесса взаимодействия за счет введения ограниченного количества универсальных переменных, фиксируемых методом целенаправленного наблюдения.

Наиболее известной и широко употребляемой схемой подобного типа является так называемая РВД — модель, разработанная американским психологом Э. Берном и положенная им в основу трансактного анализа.

С точки зрения Э. Берна, "...каждый человек располагает определенным, чаще всего, ограниченным репертуаром состояний своего Я, которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие категории: 1) состояния Я, сходные с образом родителей; 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый, Ребенок (для удобства русскоязычной аббревиатуры, в отечественной психологии последнее из перечисленных состояний часто обозначается как Дитя — В. М., М. Ю.)... Мы считаем, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ребенка". На основе анализа работ Э. Берна, функциональное содержание этих состояний может быть описано следующим образом:

"Р — Родитель — источник  социально-нормативной информации, содействующей преемственности поколений. Это состояние “Я” включает в себя социальные установки и стереотипы поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от родителей и других авторитетных лиц. Это могут быть: а) совокупность полезных, проверенных временем правил и руководств, б) определенный набор предрассудков и предубеждений. В процессе общения Р-позиция обычно проявляется в критичном, оценочном поведении по отношению к другим, в менторских, “отеческих” высказываниях и замечаниях, а также в оказании покровительства, защиты, в протекционизме.

В — Взрослый — основа реалистического поведения. Будучи ориентировано на сбор и анализ объективной информации, оно организованно, активно, разумно, адаптивно и действует хладнокровно оценивая ситуацию и бесстрастно рассуждая.

Д — Дитя — эмоционально-непосредственное начало в человеке. Оно включает в себя все импульсы, естественно присущие ребенку (изобретательность, любознательность и доверчивость, но также капризность, обидчивость и др.). Д — позиция, включает укоренившийся в структуре личности ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые по отношению к себе и другим “Я — хороший” или “Я — плохой”, “другие — плохие” или “другие — хорошие”. Внешне это состояние выражается в следующих формах: а) как детски непосредственное отношение к миру — творческая увлеченность, наивность гения; б) как архаичное детское поведение — упрямство, злость, обидчивость, легкомыслие".

Информация о работе Изучение межличностных отношений в группе на основе психотипов