Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 12:37, курсовая работа
Правильное определение типа личности дает человеку ключ к пониманию собственных потенциальных возможностей, на основании которых можно сделать обобщенный прогноз любых взаимоотношений субъектов взаимодействия. Так как в студенческом возрасте, намечаются жизненно важные трудовые самоопределения человека, приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает его в известной мере способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации.
Введение
3
1 Общение как взаимодействие
6
1.1 Место взаимодействия в структуре общения
6
1.2 Трансактный анализ Э.Берна
7
2 Взаимодействие на основе психотипов
13
2.1 История возникновения и развития типологии личности и соционики
13
2.2 Отечественная школа соционики
16
2.3 Западные школы
19
3 Исследование межличностных отношений на основе психотипов
20
Заключение
25
Библиографический список
Опираясь на юнговские тексты и собственные практические наблюдения, Аушра более подробно и четко описала психологические типы, построив их на четырех парах признаков, описанных Юнгом:
Соционическая типология строится на четырех парах признаков, называемых дихотомическими (дихотомия означает “рассечение на два”).
Аушра отметила, что характер человека определяется не одной, как у К.Г. Юнга, а двумя функциями.
Например, когда говорят “логический тип” (“мыслительный” у Юнга), то не известно какой именно имеется в виду, тот, что с сенсорикой или тот, что с интуицией. А они очень сильно различаются. Например, представитель “логико-сенсорного типа” обладает практичностью, собранностью, всегда опрятен, знает что красиво, а что нет. Представитель же “логико-интуитивного типа” – более стратег, чем тактик, склонен к философствованию и теориям, рассеян. Он хоть и старается быть собранным и опрятным, но ему это мало удается.
А. Аугустинавичюте не ограничилась описанием психологических типов личности, а сделала следующий шаг в рассмотрении процессов передачи и обработки информации между людьми. Она впервые обнаружила, что существует не только структура личности, но и структура взаимоотношений. Она назвала ее интертипными отношениями (отношения между типами личности).
“Основной причиной, почему один человек приятен, нравится, а другой – неприятен, утомляет, и является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какой мимикой, жестами, интонациями эти слова сопровождает…” – пишет Аугустинавичюте [2].
Вполне естественно, что психологические функции у представителей разных психологических типов развиты в разном объеме. Есть явно доминирующие, а есть неизбежно отстающие. Люди с неподходящими друг другу психологическими типами часто травмируют друг друга замечаниями и шутками, которые попав на слабую функцию, не дают позитивной информации, а только раздражают.
Аушра пришла к мысли о том, что информация одного и того же сорта передается и воспринимается одними и теми же функциями партнеров по общению.
Четкая, структурированная, последовательная информация передается и принимается по каналу логики, информация из области чувств по каналу этики, из области предчувствий по каналу интуиции, а информация по ощущениям по каналу сенсорики.
До этого главного открытия в соционике, ученые тоже пытались анализировать межличностные отношения, но только с точки зрения поведения и ощущения каждой отдельной личности. Поэтому и рекомендации сводились к тому, как должен вести себя человек в какой-либо ситуации, не учитывая способы эффективного взаимодействия с людьми различных психологических типов.
Из всего многообразия интертипных отношений одно оказалось особенно выделенным – это отношение полного дополнения или дуальные отношения. Психику человека можно представить в образе магнита, образованного двумя индивидуальными полюсами. Но только полюсы магнита всегда вместе, а человек – асимметричен и его вторым полюсом является другой человек. Это очень напоминает легенду об андрогинах – древних мифических существах, которых Бог рассек на две половинки и рассеял по свету. С тех пор они ищут друг друга, в надежде воссоединиться вновь.
Процесс гармонизации личности в соционике называется дуализацией. Легче всего он проходит в паре с дополняющим партнером. У каждого представителя психологического типа есть “вторая половинка”. Человек без дополнения в лице дуала сравним с духовно голодным существом, он находится в постоянной тревоге, что его не понимают. Нагромождаются всевозможные конфликты и противоречия. Недуализированный человек в проявлении любой активности как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие.
Люди с дополняющей психикой воспринимают друг друга “как самого человечного человека”. В присутствии дополняющего каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым. Гармонизация личности в дуальной паре проходит быстрее и приятнее.
2.3 Западные школы соционики
Талантливая ученица К.Г. Юнга – Кэтрин Бриггс, посещавшая его лекции и ее дочь Изабель Бриггс Майерс подробно исследовали проявления каждого из шестнадцати типов личности и описали их характерные черты. В частности они отметили влияние типа личности на способ существования человека в мире: профессиональную ориентацию, творческие способности, отношения к различным видам деятельности, к людям, животным, книгам, учебе, труду, искусству, здоровью и многое другое.
Эта типология в странах Европы и США получила название “Теория типа личности” или “Типоведение”.
Изабель Бриггс Майерс разработала систему тестов для определения типа личности, которую назвала “Индикатор типов личности Майерс-Бриггс” или MBTI. Опросник адаптирован для студентов высшей школы и колледжей и содержит более 100 вопросов. Разработаны варианты MBTI для коммерческого и научного применения. В различных странах есть курсы обучения работе с опросником, включая видеокурсы на кассетах, показывающие отражение типологических особенностей на внешности людей. MBTI используют в психологическом консультировании и кадровом менеджменте во многих странах, в том числе и в России. Большинство американцев знают свой тип личности.
Благодаря результатам, полученным при обработке тестов MBTI, при подборе военных летчиков и моряков, значительно сокращается отсев курсантов в процессе практической подготовки. Это позволяет людям не тратить время впустую, а правительству экономить суммы, ежегодно выделяемые на обучение.
К сожалению, дальше определения психологических типов Западное Типоведение не пошло. Некоторые авторы предпринимали попытки описать тип личности в развитии и предположить благоприятные сочетания типов личности, например, для создания семей. Но эти теории не выдерживают практической проверки. Таким образом, соционика в нашей стране, начав развиваться позже Типоведения, ушла значительно дальше вперед.
3 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ НА ОСНОВЕ ПСИХОТИПОВ
На основе анализа теоретических источников нами было проведено эмпирическое исследование, задачей, которой являлась изучение проблемы психотипов, их взаимоотношений в группе на примере студентов БФ АмГУ. В своей работе мы использовали методику диагностики типов личности (Мегедь В.В.- практический психолог, Овчаров А.А.- кандидат соц.наук)
Респондентам предлагалось следующее задание: в каждой паре утверждений, выделенных рамкой, необходимо выбрать только одно, которое вам больше подходит. Номера выбранных утверждений последовательно запишите: 1 или 2; 3 или 4; 5 или 6; 7 или 8. Полученному четырехзначному цифровому коду соответствует условное название вашего типа личности, с которым вы познакомитесь после тестирования /Приложение А/.
Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что в группе 970 Б специальности «Финансы и кредит» в количестве 19 человек, преобладают в большей степени все виды взаимоотношений. В данной группе просматриваются отношения: тождественные (подобные), дуальные (дополняющие противоположности), активизации (тонизирующие), зеркальные (взаимная коррекция), деловые (побуждающие к действию), миражные (расслабляющие), суперэго (взаимный эгоизм), погашения (погашение противоположностью мнений), квазитождественные (параллельные), конфликтные (отношения непонимания), родственные (проблематичные), полудуальные (не полное дополнение), социального заказа и социального контроля.
В данной группе мы видим, что доминирующих отношений нет.
В группе 933 Б преобладают доминирующие отношения: отношения активации, родственные отношения, дуальные отношения, отношения квазитождества.
Отношения активации – это отношения самые лёгкие, общение завязывается почти сразу, такие отношения, особенно при благоприятствующих подтипах, очень притягивает. Термин «активизация» подходит для двух интровертов, которые действительно становятся вместе более активными, открытыми. Для двух экстравертов она как бы действует с обратным знаком: успокаивает, охлаждает, интровертирует.
Родственные отношения – это отношения далёких родственников, которые говорят о формально нужных в данных условиях вещах.
Дуальные отношения – это отношения полного психологического дополнения. Эти отношения самые удобные, там не нужно приспосабливаться друг к другу. В дуальных парах редко возникают конфликты, а если возникают, то быстро и безболезненно разрешаются.
Отношения квазитождества – это отношения сосуществования при полном непонимании друг друга. Такое существование может быть мирным, особенно если партнеры логики, или переходить в выяснение отношений, если партнеры этики.
В данной группе большая часть студентов относится к типу экстравертов, рациональному типу, интуитивный тип и этический тип.
Экстраверт: Ориентирован на внешний мир, раскрыт происходящими событиями; Активен.
Рациональный тип: Склонен к планированию и доведению дел до завершения.
Интуитивный тип: Размышляет о том, что было или, что предстоит.
Этический тип: Человек чувства, хорошо разбирается в эмоциях других.
Можно сделать следующий вывод, что данная группа сплоченная, студенты уважают друг друга, готовы помочь в любую минуту, внимательны, активны, трудоспособны и жизнерадостны, преподавателю довольно легко найти общий язык в группе.
В диаграмме 1 представлены основные отношения студентов группы 922 Б.
Здесь преобладают психотипы: логико-сенсорный экстраверт 30%, этико-интуитивный экстраверт 30%, этико-сенсорный экстраверт 30% (рис 1).
Рисунок 1 - Доминирующие психотипы.
Доминирующие отношения в данной группе являются: деловые отношения суперэго, родственные, и тождественные.
Опишем подробнее, выделенные нами психотипы.
Логико-сенсорный экстраверт.
Быстрый, ясный, трезвый мозг. Умеет разумно и логично действовать. Прирожденный разведчик - собирает информацию по всем каналам, добиваясь полной ясности для действия.
Все что я делаю - я делаю хорошо. Инициативный, решительный, любит быть в центре внимания. Свои идеи отстаивает смело и с большим азартом. Страстный борец за качество, основательность работы В разговоре давит на собеседника, даже старается запугать, но если его не боятся - становится обходителен и вежлив. Ее назначение - мобилизовать партнера, и, когда эта задача решена - он успокаивается.
Этико-интуитивный экстраверт.
Быть или не быть? Серьезный, сосредоточенный на глобальных проблемах человек. Мир видит в драматических и даже трагических красках. Ждет всяческих неприятностей. Его лейтмотив - четыре ноты из Бетховена - тема судьбы. Личные проблемы склонен ставить и решать по большому счету. Нередко стремится заодно облагодетельствовать человечество.
К любой работе относится серьезно, с большой ответственностью, стремится довести ее до конца. Добиваться победы, во что бы то ни стало; ему легче потерпеть поражение, чем пойти на компромисс.
Этико-сенсорный экстраверт.
Пламенный. Эмоции сильные, колоритные, нередко властные. Умеет загораться идеей и быть ей верен. Эмоционально тонкий, добрый, сострадательный.
Неутомим. Постоянно активен. Все время среди людей, все время в бегах. Легко переключается. Работает очень усердно. Хватается за любую работу и настойчиво доводит ее до конца. В работе не выделяет интересное и неинтересное - это не предмет рассуждений и анализа, ее надо сделать и все. При работе на людях делает много лишних движений, как бы для того, чтобы скрыть, чем он на самом деле занимается.
На основе психотипов опишем отношения в данной группе.
Деловые, побуждающие к действию. Такие отношения эффективны, когда необходимо организовать новое дело, преодолеть трудности, справиться с экстремальной ситуацией или победить в конкурентной борьбе. Но эти отношения могут измениться, если общие рассуждения или творческие дискуссии начнут преобладать над реальными действиями. В таких случаях эффективная взаимопомощь будет затруднена из-за разных подходов к одной и той же проблеме. Возможен поиск компромисса, обмен просьбами и предложениями. Общая цель и активные действия значительно улучшают отношения.
Отношения суперэго (борьба противоположностей). Это отношения соперничества партнеров. Каждый старается произвести впечатление на другого, доказать ему свою значимость или приоритет в чем-либо. Трудность взаимопонимания приводит к потере чувства доверия и надежды, что ты будешь правильно понят. Требуется отдых от общения, после чего отношения иногда восстанавливаются. На расстоянии это могут быть довольно приятные товарищеские отношения с интересным обменом мнениями. Недостаточное взаимопонимание и отсутствие поддержки в делах со временем приводят к охлаждению.
Родственные отношения (проблематичные). Это хорошие отношения для совместного обсуждения общих тем, но сложные при более близких отношениях. Партнеры хорошо понимают мотивы другого и имеют общие цели, но, поскольку подход к решению проблем у них обычно разный, они советуются друг с другом, стараясь найти компромисс. Если этого не происходит, может возникнуть взаимное недоверие и как следствие разногласия и конфликты. Возникает потребность в самостоятельности и свободе друг от друга. Из-за обостренного видения недостатков другого партнерам не хватает должного такта при оценке его деятельности. Поступки партнера порой кажутся лишенными здравого смысла или непредсказуемыми для обоих.
Информация о работе Изучение межличностных отношений в группе на основе психотипов