Изучение межличностных отношений в группе на основе психотипов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Правильное определение типа личности дает человеку ключ к пониманию собственных потенциальных возможностей, на основании которых можно сделать обобщенный прогноз любых взаимоотношений субъектов взаимодействия. Так как в студенческом возрасте, намечаются жизненно важные трудовые самоопределения человека, приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает его в известной мере способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации.

Содержание работы

Введение
3
1 Общение как взаимодействие
6
1.1 Место взаимодействия в структуре общения
6
1.2 Трансактный анализ Э.Берна
7
2 Взаимодействие на основе психотипов
13
2.1 История возникновения и развития типологии личности и соционики
13
2.2 Отечественная школа соционики
16
2.3 Западные школы
19
3 Исследование межличностных отношений на основе психотипов
20
Заключение
25
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Тождественные отношения. Между тождественными партнерами складываются отношения полного понимания, но неумения помочь друг другу. Тождественные типы личности одинаковыми глазами смотрят на мир, аналогичным образом осмысливают поступающую информацию, делают почти одни и те же выводы, а также сталкиваются с одними и теми же проблемами. Видя это, у каждого возникает сочувствие к другому. Партнера хочется поддержать, оправдать тем или иным образом, так как чувствуешь, что в этой ситуации сам поступил бы также. С другой стороны, тождественное общение быстро надоедает. Не получая новой информации от партнера, видишь всю бесполезность такого общения. Такие отношения являются идеальными для пары "учитель-ученик". Совместная работа в этом случае тоже эффективна, так как происходит сложение сил в одном направлении. Тождественные отношения имеют большое воспитательное значение, так как позволяют взглянуть на себя со стороны, объективно оценить свои достоинства и недостатки. А смотреть на себя со стороны - дело не всегда приятное. Даже собственный голос, записанный на магнитофон, и затем прослушанный, кажется не таким, гораздо худшим, чем сам себе представляешь. Эти отношения помогают выработать адекватную (правильную) самооценку.

В группе будет прослеживаться тенденция взаимных обид и недопонимания студентами друг друга. В реализации общих целей-существенные различия и противоречия. Так же в группе может прослеживаться некая соревновательнось в социальной сфере, характеризующаяся регулярными спорами. Таким образом, преподаватель необходимо строить учебно-воспитательный процесс со студентами, с учетом описанных выше психотипов в группе и особенностей их взаимоотношений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основе анализа литературы, проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.

Психологические типологии помогают ориентироваться в многомерном пространстве качеств и сторон личности любого человека. В том числе, знание их позволяет осуществить самоидентификацию, без чего нельзя говорить об эффективном личностном развитии.

Возможность прогнозирования собственных реакций на те или иные обстоятельства жизни, понимание связанности между собой различных черт характера, определение состава той психотипологической “почвы”, на которой развивается все, что принято обобщенно именовать “индивидуальностью”.

Выдвинутая гипотеза в нашем исследовании частично доказана, так как существует связь между психотипами и характером межличностных отношений.

Знание человеком своего психотипа помогает разобраться в системе личностных отношений с другими психотипами, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения и создать для каждого взаимодействия благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной деятельности группы.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма / А. Аугустинавичюте. - Вильнюс: - 1980.
  2. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека / А. О. Аугустинавичюте // Соционика, ментология и психология личности - Киев: - 1996: № 1.
  3. Букалов А.В., Бойко А.Г. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика/ А.В. Букалов, А.Г. Бойко. – Киев: - 1992.
  4. Гуленко, В.В., Мегедь, В.В. Совместимость и дуальность / В.В. Гуленко, В.В. Мегедь. // Соционика, ментология и психология личности. - МИС: - 1995: - № 1.
  5. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Основы социоанализа / В.В. Гуленко, А.В. Молодцов. – Киев: - 1991.
  6. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Введение в соционику / В.В. Гуленко, А.В. Молодцов.- Киев: - 1991.
  7. Иванов, Ю.В., Деловая соционика / Ю.В. Иванов. - ООО Журнал «Управление персоналом»: - 2004.
  8. Мегедь В.В. Адаптация типов к внешним и внутренним условиям / В.В. Мегедь. // Соционика, ментология и психология личности. — МИС: - 1996: - № 4.
  9. Мегедь В.В. Наука общения / В.В. Мегедь. // Соционика, ментология и психология личности. – МИС: - 1998: - № 3.
  10. Мегедь В.В. Совместимость типов / В.В. Мегедь. // Соционика, ментология и психология личности. – МИС: - 1996: - №3.
  11. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Теория прикладной соционики / В.В. Мегедь, А.А. Овчаров. // Соционика, ментология и психология личности. –МИС: - 1996: - № 2.
  12. Мегедь, В.В., Овчаров, А.А. Характеры и отношения / В.В. Мегедь, А.А. Овчаров. – Дрофа, - 2002.
  13. Овчаров, А.А. Ваш тип личности / А.А. Овчаров. / Карьера: - 2000: - № 2.
  14. Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН, Ин-т социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.
  15. Юнг, К.Г. Психологические типы. / К.Г. Юнг. - СПб.: - Азбука, - 2001.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А.

 

 

Тест идентификатор В.Мегедь и А.Овчарова.

 

В каждой паре утверждений, выделенных рамкой, необходимо выбрать только одно, которое вам больше подходит. Номера выбранных утверждений последовательно запишите: 1 или 2; 3 или 4; 5 или 6; 7 или 8. Полученному четырехзначному цифровому коду соответствует условное название вашего типа личности, с которым вы познакомитесь после тестирования.

 

  1. Вам нравятся ясность и определенность во всем, поэтому вы не склонны менять свои планы, убеждения и привычки. Неопределенность и многовариатив-ность возможных решений вас раздражает. Вы не любите ничего откладывать «на потом», умеете равномерно распределять нагрузку и укладываться в заранее намеченные сроки. Предпочитаете иметь четко обозначенные задачи и конкретный временной график работы.
  2. Вы не составляете четких планов на будущее, так как любите действовать без подготовки, по ситуации, рассчитывая на находчивость и везение. Вас не очень тяготит неопределенность, вы любите иметь в запасе несколько возможных вариантов решения проблемы. Вы легко переключаетесь с одного дела на другое, охотно пересматриваете прежние взгляды и решения. Вам трудно укладываться в сроки, подчиняться строгому графику или распорядку.

 

  1. В своих решениях вы прежде всего опираетесь на факты и здравый смысл, не ставя их в зависимость от ваших чувств и отношений с окружающими. Умеете логично обосновывать свою точку зрения, руководствуясь аргументами и доказательствами, а не личными переживаниями. Считаете, что важнее быть правым, чем приятным. Не делаете незаслуженных комплиментов. Не любите обсуждать темы личной жизни других людей.

 

 

  1. Вас глубоко интересуют темы, связанные с чувствами и отношениями между людьми. Вы охотно участвуете в обсуждении и решении их личных проблем, стараетесь улучшить взаимопонимание, так как не выносите разногласий и обид в своем окружении. Вам нравится делать другим комплименты, создавать теплую и приятную атмосферу общения. Вам трудно объективно оценивать тех, кому вы симпатизируете, и тех, кто вам неприятен. Вы можете ставить личные отношения выше деловых.

 

  1. Вы реалист и практик, любите больше действовать, чем размышлять, многие вещи предпочитаете делать своими руками, не доверяя этого другим. Охотно занимаетесь бытовыми или практическими делами, заботитесь об окружающих. Ваши высказывания конкретны, вы не любите предположений и догадок, а также не испытанных на практике идей и методов работы. Внимательны к деталям, охотно все уточняете и проверяете сделанное собой и другими.
  2. Вы человек с развитым воображением, хорошо предвидите дальнейший ход событий. Склонны к сомнениям, не всегда уверены в себе, часто проявляете непрактичность в материальных вопросах. Любите творческую деятельность, поиск и эксперимент больше, чем гарантированную выгоду. Легко догадываетесь о том, что могло бы быть сделано и сказано другими, и не нуждаетесь в уточнениях. Довольно рассеянны и неохотно проверяете сделанное.

 

 

  1. Вы не любите чем-либо выделяться среди окружающих, выставлять свои заслуги напоказ. Предпочитаете больше слушать собеседника, чем высказываться. Не стремитесь брать на себя инициативу и ответственность за других. Вам ясен и понятен свой внутренний мир, поступки и побуждения, но вы не спешите рассказывать другим о себе и своих планах.

Личная самооценка для вас значит больше, чем оценка окружающих.

 

 

8. Ваш внутренний мир  достаточно сложный и противоречивый, поэтому вам легче охарактеризовать знакомого человека, чем самого себя. Вы склонны поступать опрометчиво, можете брать на себя слишком много дел или обязательств. Нуждаетесь в переменах занятий, проявляете инициативу в новых делах или знакомствах. Охотно делитесь своими переживаниями с другими людьми и нуждаетесь в их оценке ваших личных качеств и правильности поступков.

 

 


 


 


 


 


 



Информация о работе Изучение межличностных отношений в группе на основе психотипов