Изучение педагогического аспекта формирования творческих способностей у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть дидактические условия формирования творческой личности младшего школьника в процессе обучения.
Задачи:
- Изучить современное состояние проблемы развития и формирования творческой личности младшего школьника в теории.
- Выявить особенности и теоретически обосновать формирование творческих элементов у младших школьников.

Файлы: 1 файл

МОЙ.docx

— 43.87 Кб (Скачать файл)

                               ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность  проблемы исследования. Талант и творчество личности в современных социально-экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Как выяснилось, интеллектуала с высоким уровнем развития творческих способностей не возможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями. Интеллектуальный и творческий потенциал в значительной мере зависит от того, на сколько психолого-педагогическая наука вместе со школьной практикой может разрабатывать научно-обоснованную теорию и эффективную педагогическую технологию выявления и дальнейшего развития в процессе обучения творческих способностей школьников разных возрастных категорий, управления процессом воспитания и самовоспитания творческой личности.

Проблема творчества и творческих способностей изучалась  многими научными работниками (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, С. Гольдентрихт, О. Матюшкин, Я. Пономарев и др.). Результатом  их многолетних исследований стали  выводы, что творчество не является особым дарением для избранных, оно, наоборот, есть свойством, которая распределяется между всем человечеством в большей  или меньшей мере, а творческое мышление начинает работать у любого нормального человека, если сама жизнь, практика наталкивают ее на какие-то трудности, преграды, которые выступают  в виде более или менее сложных  задач.

Научные исследования настоящего имеют тенденцию к  переходу от разработки общей теории творчества к нахождению путей обучения творческой деятельности. Но в самой  проблеме обучения творчеству заложено внутреннее разногласие. Феномен творчества предусматривает создание качественно  нового, которое раньше не существовало. Поэтому нельзя научить по тому, что не создано, но можно научить  механизмам его создания, сформировать способности к творческой деятельности, ее движущие мотивы.

Хотя, особенностью деятельности педагога начального и  дошкольного учебного заведения  является тот факт, что он участвует  в творческом акте - сотворении нового человека, следовательно, творчество есть наиболее существенная сторона деятельности педагога. Дошкольное учебное заведение, начальная школа обязаны как  можно раньше выявить особенности  творческой личности дошкольников и  младших школьников, начать успешно  их развивать у всех воспитанников, помня, что все дети без исключения рождаются с различными задатками  творчества. Одновременно, в большей  степени следует заботиться о  развитии творческой личности способных  и одаренных детей. Именно поэтому  система подготовки будущих учителей и воспитателей дошкольных учреждений должна быть ориентирована на овладение  ими передовыми педагогическими  технологиями, на использование предметных знаний в целях более эффективного воспитания и развития личности, на освоение компьютерной техники, формирование целостной научной картины мира, способности к жизненному самоопределению  дошкольников и младших школьников. Чтобы формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый учитель-воспитатель должен знать особенности творческого  процесса обучения и воспитания, уметь  диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные  организационные формы, пути и механизмы  формирования творческой личности как  системы качеств, чтобы уметь  формировать такие качества у  своих учеников. Этим и обоснована актуальность выбранной темы: “ Изучение педагогического аспекта формирования творческих способностей у младших школьников".

Объектом исследования является процесс обучения начальной  школы.

Предмет исследования – организация обучения, в процессе которой формируется творческая личность младшего школьника.

Для исследования этой проблемы поставлена цель: раскрыть дидактические условия формирования творческой личности младшего школьника  в процессе обучения.

Гипотеза исследования: эффективность формирования и развития творческой личности младшего школьника  возрастет при условии включения  его в активную учебно-познавательную деятельность.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи:

- Изучить современное состояние проблемы развития и формирования творческой личности младшего школьника в теории.

- Выявить особенности и теоретически обосновать формирование творческих элементов у младших школьников.

Теоретическая значимость состоит в теоретическом обосновании  методики формирования творческой личности младшего школьника.

База исследования: учащиеся 3 класса 10 человек МОУ СОШ  р.п. Сулея Саткинского района Челябинской  области. 

 

Глава 1. Анализ психолого-педагогических и методических аспектов формированию творческой личности младшего школьника

1.1. Понятийный  аппарат проблемы творчества

Проблема творчества в наше время стала настолько  актуальной, что она по правилу  считается проблемой столетия. Не следует считать, что формирование творческой личности в процессе обучения математике стала потребностью лишь современного общества. Еще на Втором съезде преподавателей математики в 1913 году в Москве, на котором принимали  участие 1100 преподавателей, серьезно обговаривалась эта проблема. На этом съезде обговаривалась проблема дифференцированной математической подготовки.

В послереволюционный период прогрессивные решения I и II съездов преподавателей математики не были полностью реализованы из-за экономических и политических условий, а уровень математического образования  школьников снизился. Основной причиной этого негативного явления было неправомерное упрощение содержания школьных программ и учебников, фактическое  игнорирование требований, дифференциация обучения.

Только начиная  с 30-х годов развернулась серьезная  работа Министерства образования и  правительства по повышению уровня математической подготовки учащихся школ. По инициативе бывшего министра образования  А.Бубнова на выполнение правительственного постановления "О начальной и  средней школе" в 1935 г. было проведено  всероссийское собрание по вопросам обучения математике. Собрание обратило внимание на необходимость развития у учащихся математического мышления, конструктивных способностей, пространственных представлений, привитие им глубокого  интереса к предмету, завлечение учащихся к разным формам внеклассной работы, выделение особо одаренных учащихся. Подчеркивалась необходимость поставить  на высокий научный уровень изучение теорем и сознательное применение ее выводов в решении задач и  упражнений. Именно в этот период началось систематическое издание журнала "Математика в школе", усовершенствование программ по математике, расширение выпуска  методической литературы для учителей. В послевоенные годы (1945-1965 г.г) активизировалось участие ученых-математиков и  известных методистов в разработке научных и методических проблем  школьного курса математики (О.Хинчин, И.Маркушевич, О.Фетисов, В.Гончаров, О.Астряб и др.). Все это привело к  повышению уровня школьного математического  образования. Сегодня требования нагрузки программ по математике, сокращение недельных  часов на ее изучение не содействуют  обеспечению необходимого уровня математической подготовки.

Очевидно, что  выход из ситуации, которая сложилась  сегодня, следует искать в глубоко  уровневой и профильной дифференциации математической подготовке, разработке и использовании новых технологий обучения и современных информационных технологий. Они должны обеспечить не только вооружение учащихся системой математических знаний и умений, но и формирования в процессе обучения творческой личности школьников.

Чтобы формировать  творческую личность в процессе обучения сегодня, каждый должен быть познакомлен  с сущностью творческого процесса, современными представлениями о  нем, методами изучения творчества, качествами творческой личности, их системой, чтобы  иметь возможность формировать  такие качества у школьников начальных  классов. Каждый учитель должен уметь  диагностировать уровень творчества, знать основные формы, пути и механизмы  формирования творческой личности, особенно главную из них – творческую задачу[2;с.148].

Школа должна как  можно раньше выявить качества творческой личности у учащихся и развивать  их у всех школьников, обращая внимание, конечно, на то, что дети рождаются  с разными задатками творчества. Одновременно необходимо заботится  о развитии творчества у способных  и талантливых учащихся.

Философы (особенно А.Спиркин) определяют, что творчество – это умственная и практическая деятельность, результатом которой  является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, особенностей, закономерностей, а также  методов исследования и превращения  материального мира или духовной культуры; если же он новый только для  его автора, то новизна субъективна  и не имеет общественного значения.

Поясняя свою позицию  по вопросам творчества, известный  психолог Л.Выготский, определял, что "творческой мы называем каждую деятельность, которая  создает что-то новое… Утверждая, что  творчество необходимое условие  существования, и все вокруг обязано  своим происхождением творческому  процессу человека"

Психолог Я.Пономарев, широко трактуя понятие "творчество" определял это понятие как "механизм продуктивного развития" и не считал "новизну" решающим критерием  творчества [3;с.23].

Украинский психолог В.Моляко, раскрывая сущность творчества с позиции психологии, определяет, что "под творчеством понимают процесс создания чего-то нового для  данного субъекта". Поэтому понятно, что творчество в той или иной форме не является талантом "избранных", оно доступно каждому [9;с.240].

А.Захаренко рассматривает  творчество школьников как особенную  качественную и одновременно общественную сферу, поскольку результаты ее непосредственно  обращены к личности учащегося, влияют увлечению процессом познания, воспитанию потребности трудиться, высоких  моральных качеств.

Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой  тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется  в органическом единении с высоким  уровнем творческих способностей, позволяющие  ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов  в одной или нескольких видах  деятельности [1;с.238].

"Творческая  личность – это личность способная  проникать в суть идеи и  внедрять их вопреки всем преградам  до получения практического результата". Как определяет В.Моляко, основными  методами изучения творчества  являются методы наблюдения, самонаблюдения, биографический метод, метод изучения  продуктов ученической деятельности, тестирование, анкетирование, экспериментальные  методы, хоть приложение последних  связано со значительными трудностями,  поскольку любой творческий процесс  является оригинальным, единственным  в своем роде, такой, который  не воссоздается точно в том  самом виде при повторном наблюдении.

 

 

 

 

1.2. Критерии и показатели формирования творческих элементов у младших школьников

Чтобы диагностировать  и систематически формировать творческую личность в процессе обучения, необходимо знать ее особенности, творческие черты  ее характера. Ученые – исследователи  выделяют такие основные особенности  творческой личности:

- смелость мысли,  склонность к риску;

- фантазия;

- проблемное  видение;

- умение мыслить;

- способность  находить противоречие;

- умение переносить  знания и опыт в новую ситуацию;

- независимость;

- альтернативность;

- гибкость мышления;

- способность  к самоуправлению.

Выделяет еще  такие особенности творческой личности:

- возникновение  направленного интереса к определенной  области знания, еще в детские  годы;

- высокая трудоспособность;

- подчинение  творчества духовной мотивации;

- стойкость, упёртость;

- увлечение работой  [21;с.16].

Одной из основных качеств творческой личности считается, стремление к оригинальности, к новому, отрицание обычного, а также высокий  уровень знаний, умений анализировать  явления, сравнивать их, стойкий интерес  к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических  и практических знаний, схематичность  и самостоятельность в работе [18;с.167].

Некоторые педагоги выделяют, такие черты творческой личности, как целостность воспринятого, сближение понятий, способность  к предусмотрительности (логичность, творчество, критичность представления), движение речи, готовность к риску, склонность к игре, интуиция и подсознательная  обработка информации и др.

Творческие способности  личности – это синтез ее особенности  и черт характера, которые характеризуют  ступень их соответствия требованиям, определенного вида, учебно-творческой деятельности и которые обуславливают  уровень результативности этой деятельности.

Общую характеристику способностей предложил С.С.Пичурин. "Это индивидуально-психологические  особенности (во-первых особенности  умственной деятельности), которые  отвечают требованиям учебной математической деятельности и обуславливают при  других одинаковых условиях успешности творческим овладением математикой  как учебным предметом, кроме  того относительно быстрое, легкое и  глубокое овладение знаниями, навыками и умениями в области математики" [23;с.51].

С.С.Пичурин выделяет такие показатели математических способностей:

1) способность  к формализации математического  материала, к выделению формы  от содержания, абстрагирования  от конкретных количественных  отношений, и пространственных  форм и оперирование формальными  структурами отношений и связей;

2) способность  обобщать математический материал, выделять главное, видеть общее  в разных предметах;

3) способность  к оперированию числовой и  знаковой символикой;

4) способность  к последовательному правильному  расчленению логического утверждения;

5) способность  сокращать процесс утверждения;

6) гибкость мышления  способность к переключению от  одной операции к другой, освобождение  от влияния шаблонов и трафаретов;

7) математическая  память;

8) способность  к пространственным представлениям.

Наивысшими потребностями  творческой личности А.Маслоу считает: любопытность, необходимость в осмыслении окружающего, эстетическая потребность  в красоте, симметрии, порядке и  простоте.

Творческие элементы сами по себе не гарантируют творческих способностей. Для их достижения необходим  и двигатель, который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимые желания и воля, необходимая "мотивационная основа".

Относительно  учебно-творческой деятельности в психолого-педагогической науке [1;с.238] выделены такие показатели творческой личности:

1. Мотивация –  творческая активность и направленность  личности.

2. Интеллектуально-логические  способности – (умение анализировать,  абстрагировать, устанавливать родовой  признак и видовое отличие,  делать выводы, доказывать).

3. Интеллектуально-эвристические,  интуитивные способности, (умение  вызвать гипотезу, способность фантазировать,  отображать и устанавливать в  сознании новые связи между  компонентами задачи, видеть противоречия  и проблемы, способность к переносу  знаний, умений в новую ситуацию, отказываться от навязчивой идеи, критичность мышления).

Информация о работе Изучение педагогического аспекта формирования творческих способностей у младших школьников