Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 15:17, курсовая работа
Цель: раскрыть дидактические условия формирования творческой личности младшего школьника в процессе обучения.
Задачи:
- Изучить современное состояние проблемы развития и формирования творческой личности младшего школьника в теории.
- Выявить особенности и теоретически обосновать формирование творческих элементов у младших школьников.
4. Мировоззренческие особенности личности.
5. Моральные качества,
которые выделяют успешной
6. Эстетические качества.
7. Коммуникативно-творческие способности.
8. Способности
к самоуправлению личности
Для формирования творческой личности в процессе изучения математики особенно важны второй и третий показатели.
Интеллектуально-логические способности учащихся выявляются в:
1. Умении анализировать.
Критериями оценки анализа
2. Способности
выделять существенное общее
и отстраняться от не
3. Умении описывать
явления, процессы, логически связно,
полно и правильно выражать
мысли. Критерием оценки этого
умения является полнота,
4. Способности
формулировать правильное
5. Способности
пояснять, что свидетельствует об
интеллектуально-логическом
6. Способности
доказывать, обосновывать. Критерием
- аргументированность и
Интеллектуально
- эвристические способности
1. Способности
генерировать идеи, выдвигать гипотезы,
которые характеризуют
2. Способность
к фантазии. Это создание образов
и понятий. Критерием оценки -
яркость и оригинальность
3. Ассоциативность
памяти, способность отображать
и устанавливать в сознании
новые связи между
4. Способность
видеть противоречия и
5. Способность
к переносу знаний, умений в
новую ситуацию характеризует
продуктивность мышления. Критерием
оценки может быть широта
6. Способность
отстраняться от навязчивой
7. Независимость
мышления характеризует
8. Критичность
мышления - это способность к оценочным
суждениям, умение правильно
Выделенные выше
показатели являются инструментом диагностики
уровня имеющихся творческих способностей
и выявление потенциальных
Опыт многих отечественных
и иностранных педагогов
М.Махмутов, анализируя
положение школьного
1.3. Выявление творческих способностей младших школьников
Про уровень творческих способностей учащихся можно сделать вывод, в первую очередь, по их достижениям в процессе обучения, во внеклассной работе. Но важно своевременно выявить творческий потенциал, который является лишь возможностью творческих успехов. Необходимо систематически тренировать и развивать способности, не выжидая подходящего момента для их выявления. Иначе творческие возможности учащихся постепенно будут утрачиваться.
В зарубежных школах широко применяются тесты интеллекта и творческих способностей личности. Не отрицая положительную роль тестирования, необходимо избегать поспешных выводов относительно их результатов. Условие проведения тестов не всегда влияют объективным выводом относительно уровня интеллекта и творческих способностей.
Следует учитывать и то, что тесты проверяют в большей мере сформированность знаний и умений, чем творческие способности.
Долгое время
интеллектуальные способности исследовали
так, как подсказывал здравый
ум: чем выше уровень общих умственных
способностей (коэффициент интеллекта
IQ), тем выше считается творческий
талант человека. Необходимы были десятилетия,
чтобы выявить, что эти два
показателя не соперничают между
собой. В отечественной литературе
о невозможности такого подхода
писали давно. В начале 60–х годов
американские психологи Дж. Гетцельс
и П. Джексон определили невозможность
измерения творческого
Богоявленская Д.Б. [5;c.96] утверждала, что интеллектуальное творчество следует рассматривать не только как процесс многофакторный, но и как объект целостный, в котором можно выделить базовое звено, которое определяет развитие и последовательный качественный уровень системы в целом. Автор принимает две адекватные единицы при изучении творческих способностей - интеллектуальная активность и интеллектуальную инициативу, под которыми понимает продолжение умственной активности.
Психологическое тестирование дало возможность в определенной мере установить пороговый уровень интеллекта, равный 120. Специалисты утверждают, что ниже этого порога творческие способности не могут быть реализованы.
Современная психолого-педагогическая наука утверждает, что наследственность создает только основу для развития творческих способностей школьника, определяет их границы, а обучение и воспитание влияют на реализацию творческих способностей. Дж. Стингер уточнил, что высокий уровень умственных способностей ничего не гарантирует в сенсе реализации творчества. Ум – условие необходимое для творчества, напротив никак не достаточное. Необходима систематическая целенаправленная работа учителя в выявлении и развитии в процессе обучения склонностей и способностей учащихся к творчеству. М.М.Скаткин очень резко, но справедливо определил: "Современное образование, целью, которой сообщить известную и одинаковую для всех сумму знаний, выглядит как массовое уничтожение талантов".
Чтобы управлять процессом формирования и развития способностей, учащихся необходимо знать актуальные и потенциальные их уровни.
Высокий уровень успешности учащихся не всегда объединяется с высоким уровнем творческого дара. Зависимость существует, но она не имеет прямолинейного характера.
Исследованиями психологов, дидактов установлено, а школьной практикой подтверждено, что формирование и развитие творческой личности учащихся зависит так же от творческих способностей учителя. Если учитель сам имеет высокие творческие возможности, то его одаренные учащиеся достигнут блестящих успехов, а результаты учащихся с невысокими творческими способностями, как правило, незначительны.
Обучение не только
влияет развитию творческой личности
учащегося, но и в определенной степени
зависит от него. Учащиеся успешно
овладевают на каждом возрастном этапе
тем, что не выходят за рамки их
возможностей, к усвоению чего они
готовы. В школе должны быть созданы
условия для самовыражения
Вывод по первой главе.
Проблема творчества в настоящее время, по праву, считается проблемой столетия. Не следует считать, что формулирование творческой личности в процессе обучения математике стала потребностью лишь современного общества. Многие педагоги и психологи прошлого обращали внимание на ее решение. Проводились съезды преподавателей математики. Проведенные мероприятия способствовали внедрению в теорию и практику обучения математики начальной школы, необходимых методов, приемов и средств обучения, которые развивали бы творческие способности учащихся.
Творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Необходимо, чтобы дети, прейдя в школу, могли углубляться в атмосферу творчества, поиска нового, что способствует усовершенствованию навыков Творческого мышления, активизации умственной деятельности, развитию индивидуальных наклонностей каждого учащегося, а это необходимо для того, чтобы полностью использовать возможности процесса творчества и реализовать себя в будущей жизни, справляясь со всеми возникающими трудностями и ситуациями.
Огромную роль
в формировании творческой личности
учащихся принадлежит школьному
обучению и воспитанию. Школа, должна
как можно раньше выявить качества
творческой личности у учащихся и
развивать их у всех школьников,
обращая внимание и на то, что
дети рождаются с разными задатками
творчества. Главную роль в решении
этой проблемы играет предмет - математика,
так как именно здесь наиболее
развиваются мыслительные и интеллектуальные
операции, самостоятельная и
Таким образом, решение
этой проблемы заключается в том,
чтобы каждый учитель должен быть
познакомлен с сущностью
Глава 2. Основные концепции исследования креативности
2.1. Этапы, методы, методики диагностики творческих способностей у младших школьников.
Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.
Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей:
Творческие способности
В процессе диагностики креативность
подразделяют на вербальную (словесное
творческое мышление) и невербальную
(изобразительное творческое мышление).
Такое разделение стало оправданным
после выявления связи
Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
Использование различных методик
диагностики творческих способностей
позволило выявить общие
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.