Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 15:17, курсовая работа
Цель: раскрыть дидактические условия формирования творческой личности младшего школьника в процессе обучения.
Задачи:
- Изучить современное состояние проблемы развития и формирования творческой личности младшего школьника в теории.
- Выявить особенности и теоретически обосновать формирование творческих элементов у младших школьников.
Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:
отсутствие ограничения по времени;
минимизация мотивации достижения;
отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.
Следовательно, условия креативной
среды создают возможности
В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.
Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
В настоящее время для оценки уровня креативности в нашей стране наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торренса, батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда и Торренса и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.
Тест дивергентного мышления Гилфорда предназначен, в основном, для взрослой популяции, тесты творческого мышления Торренса являются весьма трудоемкими при проведении и обработке данных. Поэтому возникла необходимость в разработке креативных тестов, рассчитанных на широкий возрастной диапазон подростков, являющихся тестом надежным, валидным, с национальными нормами, а также не требующим больших затрат времени и сил при тестировании и обработке данных.
Всем вышеприведенным
Первая часть – это тест дивиргентного мышления. Данный тест по форме проведения является образным. Требует 20–25 мин. на проведение. Способ проведения – групповой (тест направлен на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью).
Вторая часть – опросник личностных, творческих характеристик. Опросник состоит из 50 утверждений, задания опросника – задания закрытого типа с множеством вариантов ответов. Опросник направлен на сомооценку качеств личности, которые тесно связаны с креативностью.
Третья часть – это оценочная
шкала Вильямса для учителей и
родителей, направленная на выяснение
экспертного мнения о креативных
проявлениях данного ребенка. Это
позволяет проводить
2.2. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности.
Творческие компоненты интеллектуальных
процессов всегда привлекали внимание
многих ученых. Однако в большинстве
исследований творчества фактически не
учитывались индивидуальные различия
в этих же творческих способностях,
хотя и признавалось, что разные
люди наделены этими способностями
не в равной мере. Интерес к индивидуальным
различиям в творческих способностях
обозначился в связи с
К началу 60-х годов ХХ века был
уже накоплен масштабный опыт тестирования
интеллекта, что в свою очередь
поставило перед
Гилфорд внёс незаменимый вклад в исследование креативности, он выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них — беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).
В 1967 году Гилфорд объединил эти
факторы в общем понятии «
Торренс определяет креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов. Модель креативности Торренса включает три фактора: беглость, гибкость, оригинальность. В данном подходе критерием являются характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, а не качество результата.
Но вернёмся опять к истории.
Гилфорд впервые предложил
Первоначально Гилфорд включал
в структуру креативности помимо
дивергентного мышления способность
к преобразованиям, точность решения
и прочие собственно интеллектуальные
параметры. Тем самым постулировалась
положительная связь между
В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Это, в частности, позволяет понять природу многих затруднений, которые испытывают творчески одаренные дети на школьной скамье. Поскольку, согласно данным этого исследования, креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации (творчество антиадаптивно), то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи. Следовательно, креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах.
В другом подходе к концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности Пономарева, креативность исследуется как процесс, в котором выделяются различные фазы, уровни и типы творческого мышления:
1 фаза — сознательная работа
(подготовка интуитивного
2 фаза — бессознательная работа (инкубация направляющей идеи);
3 фаза — переход
4 фаза — сознательная работа (развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка).
В качестве «ментальной единицы» измерения
творчесткости мыслительного
Медник также рассматривает
креативность как процесс. Согласно
этой концепции креативность является
процессом переконструирования
элементов в новые комбинации,
согласно поставленной задаче, требованиям
ситуации и некоторым специальным
требованиям. Суть творчества по Меднику
заключается в способности
Заключение.
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческой личности младших школьников. Усилия, направленные на наращивание такой личности, множатся с каждым днем.
Творчество является необходимым
условием для любой деятельности
человека. Особенно большое значение
оно приобретает в процессе обучения.
Любой школьный предмет (математика,
литература, развитие речи, музыка, изобразительное
искусство и т. д.) требует творческого
подхода. Вот почему так важно
целенаправленно творчески
Вне зависимости
от применяемой системы
Творческие способности оставляют глубокий след на всю жизнь: творческая фантазия, стремление создать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому решил посвятить всю жизнь.
В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей.
Таким образом, можно
с уверенностью утверждать об эффективности
использования приемов
Библиографический список:
1. Андреев В.И.
Диалектика воспитания и
2. Библер В.С. Мышление, как творчество. - М., 1975.-148 с.
3. Блощицина Л.П.
Развитие творческого
4. Богоявленская
Д.Б. Интеллектуальная
5. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
6. Вержиховская
А.Т., Литвинова Н.И., Ходочок А.В.
Психологические условия
7. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. - М.: Аст-Пресс, 1999. - 127 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.-93с.
9. Гоноболин Ф.Н.
Психология. /Под.ред. Н.Ф.Добрынина.
Учеб. пособие для учащихся
10. Давыдов В.В.,
Запорожец А.В.
11. Дзанагова
Р.М. Раскрытие творческих
12. Дружинин В.Н.
Психодиагностика общих
13. Калошина И.П.
Структура и механизмы
14. Кичук Н.В.
От творчества учителя к
15. Комова О.Н.
Развитие творческих
16. Корепанова
М.В. Целостное развитие
17. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. - 2е изд. доп. и испр. - М.: Просвещение, 1989. - 159 с.
18. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Наука, 1978.-167 с.
19. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 148 с.
20. Некрасова
О.А. Роль критериальных задач
в формировании приемов
21. Никитина А.В.
Развитие творческих
22. Паршина С.В. Творчество - источник доброты, истины и красоты. // Начальная школа: плюс - минус.- 2002.- №2.- С.3-8.
23. Пичурин С.С.
К вопросу о развитии