Изучение системы ценностных ориентаций у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 01:46, научная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей ценностных ориентаций студентов.
В соответствии с целью исследования были выдвинута следующая гипотеза:
У студентов в возрасте от 18 до 21 года преобладают абстрактные ценностные ориентации, так называемые эмпирические ценности, ввиду остаточного явления проявлений юношеского максимализма.
Задачи исследования:
Выбор темы, постановка проблематики, описание актуальности выбранной темы исследования, определение, объекта, предмета, целей, гипотезы исследования.
Изучение научной литературы по теме ценностных, смысло-жизненных ориентаций.
Составление выборки, состоящей из студентов в возрасте от 18-21.
Проведение исследования по выбранным методикам.
Анализ и интерпретация всех полученных результатов.
Подготовка окончательного текста работы с общими выводами, подведение интогов, написание заключения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.
Общие представления о ценности…………………………………….5
Формирование ценностных ориентаций…………………………….7
Глава 2.
2.1.Метод ценностных ориентаций М. Рокича………………….…...11
2.2. Тест СЖО Д.А. Леонтьева………………………………………...12
2.3 Интерпретация результатов исследования……………………..
Заключение……………………………………………………………….………15
Список литературы……………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

НИР.docx

— 54.45 Кб (Скачать файл)

          РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

                              УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА

                             Психолого-педагогический факультет

 

 

 

                           

Изучение  системы ценностных ориентаций у студентов.

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская  работа

Выполнили:

студенты 2 курса группы 10-40

Ефремова  А.А.

Мельникова  А.А.

Герасимов Д. В.

 

Научный руководитель:

Алексеев  А. А.

.

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.

    1. Общие представления о ценности…………………………………….5
    2. Формирование ценностных ориентаций…………………………….7

Глава 2.

2.1.Метод ценностных ориентаций М. Рокича………………….…...11

2.2. Тест СЖО Д.А. Леонтьева………………………………………...12

2.3 Интерпретация результатов исследования……………………..

Заключение……………………………………………………………….………15

Список литературы……………………………………………………………...16

 

 

 

Введение

При рассмотрении данной темы, следует первоначально дать определение  понятию «ценностные ориентации», понять, что это такое.

Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически жизненных целей  и общих мировоззренческих ориентиров. [6]

Ценностные ориентации задают общую направленность интересам  и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном  и механизмы селекции по критериям  значимости.

Уже, исходя из определения ценностных ориентаций, можно понять важность и актуальность изучения данной темы.

Нравственные убеждения  и ценностные ориентации меняются в  течение всей жизни, и с изменением условий жизни и окружающего  мира, всегда подстраиваются индивидом  под существующее положение дел, естественно проходя через призму субъективного мировоззрения, которое  является более менее устойчивым понятием и формируется до вступления в студенческую жизнь, хотя однозначно, претерпевает колоссальные изменения.

Одновременно с развитием  убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что  приводит к качественным сдвигам  во всей системе потребностей и стремлений студента. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему позицию. Особенно важным для студента является мировоззренческий поиск, который включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает  важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. [2]

Цель изучения ценностных ориентаций студентов состоит в том, чтобы понять и суметь поддержать студента в сложный период всевозможных изменений и смятений. Потому что студенчество является сложным этапом в жизни человека, в виду того, что студенту не отводится много времени на адаптацию в новой среде, количество лет обучения гораздо меньше, чем в школе. Переход на новый уровень обучения и организации своей деятельности и жизни в целом-это довольно трудоёмкий и богатый на стресс процесс. Меняется многое в жизни, и особенно важно иметь точку опоры, и некий внутренний стрежень, который поможет регулировать жизнь и своё поведение.

Объектом исследования являются ценностные ориентации студентов в возрасте от 18 до 21.

Предметом – содержательные особенности определения ценностных ориентаций студентами в возрасте от 18 до 21.

Целью исследования является изучение особенностей ценностных ориентаций студентов.

В соответствии  с целью исследования были выдвинута следующая гипотеза:

У студентов в возрасте от 18 до 21 года преобладают абстрактные ценностные ориентации, так называемые эмпирические  ценности, ввиду остаточного явления проявлений юношеского максимализма.

Задачи  исследования:

  1. Выбор темы, постановка проблематики, описание актуальности выбранной темы исследования, определение, объекта, предмета, целей, гипотезы исследования.
  2. Изучение научной литературы по теме ценностных, смысло-жизненных ориентаций.
  3. Составление выборки, состоящей из студентов в возрасте от 18-21.
  4. Проведение исследования по выбранным методикам.
  5. Анализ и интерпретация всех полученных результатов.
  6. Подготовка окончательного текста работы с общими выводами, подведение интогов, написание заключения. 

Глава 1.

  1. 1 Общие представления о ценности

М. Рокич давал такое  определение ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

  • истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;
  • влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
  • общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
  • все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
  • ценности организованы в системы

Ш. Шварц и У. Билски дают похожее определение ценностей, у которых присутствуют такие признаки как:

  • ценности — это понятия или убеждения;
  • ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;
  • ценности имеют надситуативный характер;
  • ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;
  • ценности упорядочены по относительной важности

Ценностные ориентации всегда составляют иерархическую систему и существуют в структуре личности только в качестве ее элементов. Нельзя представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему. [7]

Исследователь Я. Гудачек выделяет два основополагающих значения понятия «ценность»:

  1. Ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей.
  2. Ценности в смысле значимости (ценности, конкретной ценности или системы ценностей) для индивида.[3]

В психологии не раз предпринимались попытки системных описаний структуры ценностных ориентации личности. К примеру, существует структурно - динамическая модель системы ценностных ориентации, которую предложил М.С. Яницкий [7]. Некоторые положения модели, представленные М.С. Яницким, отражены в таблице 1.

Параметры

Модели

Элементы модели

1

2

3

Ведущие процессы личностного развития

Адаптация

Социализация

Индивидуализация

Формируемые уровни системы ценностных ориентаций личности

Защитный (низший)

Заимствованный (средний)

Автономный (высший)

Основные психологические факторы, определяющие выбор механизмов развития

Высокая тревожность и фрустрационная напряженность

Конформность, зависимость и эктернальность

Осмысленность жизни, интеральность, позитивная «Я-концепция»

Ведущие ценности данных уровней системы  ценностных ориентаций личности

«Свобода от», материальный достаток и развлечения

Семья, карьера, престиж и общественное признание

Творчество, активность, свобода, самореализация и широта взглядов


Таблица 1. Элементы модели системы ценностных ориентаций учащихся.

 

1.2. Формирование ценностных ориентаций

Период студентчества является крайне важным для формирования системы  ценностных ориентаций. В этом возрасте происходит множество изменений. Из школьника, к которому относятся  как к ребенку, происходит преобразование в студента, к которому относятся  уже как к взрослому, что накладывает  определенный отпечаток.

Этапы формирования системы ценностных ориентаций занимают важное место во многих западных теориях развития (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Г. Дюпон, Дж. Ловингер и др.). Так, например, Ж. Пиаже считал, что важнейшей предпосылкой формирования ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального  развития.

Ж. Пиаже сопоставлял  нравственное развитие и умственное. Нравственное развитие носит прогрессивный, стадиальный характер. Автор выделяет две стадии морального развития: «нравственный реализм» и «нравственный релятивизм». На начальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны и обязательны для исполнения. Позднее, в период от 5 до 12 лет, в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности. У ребенка появляется способность оценивать намерения поступка, абстрагируясь от его конкретных последствий. На второй стадии ребенок уже понимает относительность моральных норм, которые при необходимости могут изменяться. Критерием нравственной оценки здесь выступают намерения человека.

Последователем идеи Ж.Пиаже  является Л. Кольберг, который в свою очередь выделяет три уровня моральных суждений: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный, каждый из которых включает в себя по две стадии.

Предконвенциональный уровень  отличается эгоцентричностью, моральные  ценности носят внешний характер и следование им основывается на принципе выгоды. Конвенциональный уровень характеризуется  социальной конформностью, некритическим  принятием оценок своей референтной  группы и стремлением к поддержанию  установленного порядка, традиций и  правил. Нормы и ценности близкого окружения присваиваются, их соблюдение становится внутренней потребностью, однако они основаны на внешнем авторитете. Постконвенциональный уровень соответствует  ориентации на собственные моральные  принципы, выработке своей системы  этических ценностей. Личные ценности на этом уровне могут не совпадать  с ценностями референтной группы, определяясь больше универсальными, общечеловеческими ценностями.

Г. Дюпон связывает формирование ценностных ориентации со стадиями эмоционального развития человека. Автор выделяет шесть основных стадий развития эмоциональных  отношений. Высшая, интегративная стадия эмоционального развития отличается целостностью, полной гармонией между ценностями индивида и группы. По мнению Дюпона, высшей стадии эмоционального развития достигают единицы.

В теории «эго-развития»  Дж. Ловингер интегрирует концепцию  Л. Кольберга и психосоциальную  теорию Э. Эриксона. Здесь развитие личности понимается как единый многосторонний процесс, наиболее существенными сторонами  которого выступают следующие: источник самоконтроля, стиль взаимоотношений, смысловое содержание сознание и  стиль мышления. Дж. Ловингер выделяет семь основных стадий развития личности. На досоциальной стадии поведение младенцев  регулируется исключительно собственными потребностями и стремлением  к удовольствию, на импульсивной - желанием получить поощрение и избежать наказания. Третья стадия - самозащиты характеризуется  эгоцентричностью и склонностью  к манипулированию, подчинение ребенка  правилам обусловлено стремлением  к получению выгоды. Конформная стадия определяется принятием внешних  правил и ценностей, поведение регулируется стыдом при их нарушении. На сознательной стадии на основе норм окружения уже формируются собственные идеалы и принципы, разграничиваются цели и средства, появляется способность к самокритике, ответственность за последствия. Автономная стадия характеризуется осознанием конфликта между собственной системой ценностей и ценностями общества, формированием терпимости и уважения к чужим взглядам на основе способности к их пониманию. Эта стадия состоит в способности к примирению конфликтующих ценностей как внутри себя, так и в отношениях с другими.

Информация о работе Изучение системы ценностных ориентаций у студентов