Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 01:46, научная работа
Целью исследования является изучение особенностей ценностных ориентаций студентов.
В соответствии с целью исследования были выдвинута следующая гипотеза:
У студентов в возрасте от 18 до 21 года преобладают абстрактные ценностные ориентации, так называемые эмпирические ценности, ввиду остаточного явления проявлений юношеского максимализма.
Задачи исследования:
Выбор темы, постановка проблематики, описание актуальности выбранной темы исследования, определение, объекта, предмета, целей, гипотезы исследования.
Изучение научной литературы по теме ценностных, смысло-жизненных ориентаций.
Составление выборки, состоящей из студентов в возрасте от 18-21.
Проведение исследования по выбранным методикам.
Анализ и интерпретация всех полученных результатов.
Подготовка окончательного текста работы с общими выводами, подведение интогов, написание заключения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.
Общие представления о ценности…………………………………….5
Формирование ценностных ориентаций…………………………….7
Глава 2.
2.1.Метод ценностных ориентаций М. Рокича………………….…...11
2.2. Тест СЖО Д.А. Леонтьева………………………………………...12
2.3 Интерпретация результатов исследования……………………..
Заключение……………………………………………………………….………15
Список литературы……………………………………………………………...16
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Список А (терминальные ценности):
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); |
|
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); |
|
здоровье (физическое и психическое); |
|
интересная работа; |
|
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); |
|
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); |
|
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); |
|
наличие хороших и верных друзей; |
|
общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); |
|
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); |
|
продуктивная жизнь (максимально
полное использование своих возможност |
|
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); |
|
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); |
|
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); |
|
счастливая семейная жизнь; |
|
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); |
|
творчество (возможность творческой деятельности); |
|
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
Список Б (инструментальные ценности):
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; |
|
воспитанность (хорошие манеры); |
|
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); |
|
жизнерадостность (чувство юмора); |
|
исполнительность (дисциплинированность); |
|
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); |
|
непримиримость к недостаткам в себе и других; |
|
образованность (широта знаний, высокая общая культура); |
|
ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); |
|
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); |
|
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); |
|
смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; |
|
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); |
|
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); |
|
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); |
|
честность (правдивость, искренность); |
|
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); |
|
чуткость (заботливость). |
Приложение 2.
Тест СЖО
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
Обычно мне очень скучно.
Обычно я полон энергии.
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.
Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.
В жизни я не имею определенных целей и намерений.
В жизни я имею очень ясные целя и намерения.
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.
Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной, целеустремленной.
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.
Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.
Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.
Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
Я не добился успехов в
Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.
Моя жизнь пуста и неинтересна.
Моя жизнь наполнена интересными делами.
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.
Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.
Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
Я человек очень обязательный.
Я человек совсем не обязательный.
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.
Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.
Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.
В жизни я нашел свое призвание и цели.
Мои жизненные взгляды еще не определились.
Мои жизненные взгляды вполне определились.
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни
Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.
Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение.
Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.
Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.
Субшкала 1 (цели) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Информация о работе Изучение системы ценностных ориентаций у студентов