Изучение системы ценностных ориентаций у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 01:46, научная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей ценностных ориентаций студентов.
В соответствии с целью исследования были выдвинута следующая гипотеза:
У студентов в возрасте от 18 до 21 года преобладают абстрактные ценностные ориентации, так называемые эмпирические ценности, ввиду остаточного явления проявлений юношеского максимализма.
Задачи исследования:
Выбор темы, постановка проблематики, описание актуальности выбранной темы исследования, определение, объекта, предмета, целей, гипотезы исследования.
Изучение научной литературы по теме ценностных, смысло-жизненных ориентаций.
Составление выборки, состоящей из студентов в возрасте от 18-21.
Проведение исследования по выбранным методикам.
Анализ и интерпретация всех полученных результатов.
Подготовка окончательного текста работы с общими выводами, подведение интогов, написание заключения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.
Общие представления о ценности…………………………………….5
Формирование ценностных ориентаций…………………………….7
Глава 2.
2.1.Метод ценностных ориентаций М. Рокича………………….…...11
2.2. Тест СЖО Д.А. Леонтьева………………………………………...12
2.3 Интерпретация результатов исследования……………………..
Заключение……………………………………………………………….………15
Список литературы……………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

НИР.docx

— 54.45 Кб (Скачать файл)

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно  изучите карточки и, выбрав ту, которая  для Вас наиболее значима, поместите  ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите  ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней  и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

 

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Список А (терминальные ценности):

активная деятельная жизнь (полнота  и эмоциональная насыщенность жизни);

 

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые  жизненным опытом);

 

здоровье (физическое и психическое);

 

интересная работа;

 

красота природы и искусства (переживание  прекрасного в природе и в  искусстве);

 

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

 

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

 

наличие хороших и верных друзей;

 

общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

 

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

 

продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей);

 

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

 

развлечения (приятное, необременительное  времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

 

свобода (самостоятельность, независимость  в суждениях и поступках);

 

счастливая семейная жизнь;

 

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

 

творчество (возможность творческой деятельности);

 

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

 

Список Б (инструментальные ценности):

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок  в делах;

 

воспитанность (хорошие манеры);

 

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

 

жизнерадостность (чувство юмора);

 

исполнительность (дисциплинированность);

 

независимость (способность действовать  самостоятельно, решительно);

 

непримиримость к недостаткам  в себе и других;

 

образованность (широта знаний, высокая  общая культура);

 

ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

 

рационализм (умение здраво и логично  мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

 

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

 

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

 

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

 

терпимость (к взглядам и мнениям  других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

 

широта взглядов (умение понять чужую  точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

 

честность (правдивость, искренность);

 

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

 

чуткость (заботливость).

 

 

 

Приложение  2.

Тест  СЖО

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Обычно мне очень скучно. 

Обычно я полон энергии.

 

Жизнь кажется мне всегда волнующей  и захватывающей.

Жизнь кажется мне совершенно спокойной  и рутинной.

 

В жизни я не имею определенных целей и намерений.

В жизни я имею очень ясные  целя и намерения.

 

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. 

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной, целеустремленной.

 

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

 

Когда я уйду на пенсию, я займусь  интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. 

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

 

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

 

Я не добился успехов в осуществлении  своих жизненных планов.

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

 

Моя жизнь пуста и неинтересна.

Моя жизнь наполнена интересными  делами.

 

Если бы мне пришлось подводить  сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.

Если бы мне пришлось сегодня  подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

 

Если бы я мог выбирать, то я  бы построил свою жизнь совершенно иначе.

Если бы я мог выбирать, то я  бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

 

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность  и беспокойство.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

 

Я человек очень обязательный.

Я человек совсем не обязательный.

 

Я полагаю, что человек имеет  возможность осуществить свой жизненный  выбор по своему желанию.

Я полагаю, что человек лишен  возможности выбирать из-за влияния  природных способностей и обстоятельств.

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

 

В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.

В жизни я нашел свое призвание  и цели.

 

Мои жизненные взгляды еще не определились.

Мои жизненные взгляды вполне определились.

 

Я считаю, что мне удалось найти  призвание и интересные цели в  жизни

Я едва ли способен найти призвание  и интересные цели в жизни.

 

Моя жизнь в моих руках, и я  сам управляю ею.

Моя жизнь не подвластна мне и  она управляется внешними событиями.

 

Мои повседневные дела приносят мне  удовольствие и удовлетворение.

Мои повседневные дела приносят мне  сплошные неприятности и переживания.

Обработка результатов  сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном  порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует  полюсу наличия цели в жизни, а  минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.

 


Информация о работе Изучение системы ценностных ориентаций у студентов