Изучение системы ценностных ориентаций у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 01:46, научная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей ценностных ориентаций студентов.
В соответствии с целью исследования были выдвинута следующая гипотеза:
У студентов в возрасте от 18 до 21 года преобладают абстрактные ценностные ориентации, так называемые эмпирические ценности, ввиду остаточного явления проявлений юношеского максимализма.
Задачи исследования:
Выбор темы, постановка проблематики, описание актуальности выбранной темы исследования, определение, объекта, предмета, целей, гипотезы исследования.
Изучение научной литературы по теме ценностных, смысло-жизненных ориентаций.
Составление выборки, состоящей из студентов в возрасте от 18-21.
Проведение исследования по выбранным методикам.
Анализ и интерпретация всех полученных результатов.
Подготовка окончательного текста работы с общими выводами, подведение интогов, написание заключения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.
Общие представления о ценности…………………………………….5
Формирование ценностных ориентаций…………………………….7
Глава 2.
2.1.Метод ценностных ориентаций М. Рокича………………….…...11
2.2. Тест СЖО Д.А. Леонтьева………………………………………...12
2.3 Интерпретация результатов исследования……………………..
Заключение……………………………………………………………….………15
Список литературы……………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

НИР.docx

— 54.45 Кб (Скачать файл)

Другая точка зрения на генез ценностных ориентации изложена в работах Э.А. Орловой. Усваиваемые  в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым  он постоянно сопоставляет свои собственные  интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение. На уровне повседневной жизни обыденные  представления являются своеобразными  единицами социального знания. Представления  формируются на личностном уровне и  являются продуктом непосредственных контактов людей с окружающим миром.

Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является интернализация.

Интернализация - процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также  активное воспроизводство принятых норм и ценностей в деятельности. Кроме того, интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию  значимых событий как результат  своей собственной деятельности.

По мнению В. Грулиха интернализация ценностей образует определенную структуру.

 

Отдельные этапы интернализации ценностей  реализуются следующим образом:

  1. информация (о существовании ценностей и условиях их реализации);
  2. трансформация ("перевод" информации на собственный, индивидуальный язык);
  3. активная деятельность (познанная ценность принимается или отвергается);

4) инклюзия (инициирование,  включение в лично признанную  систему ценностей);

5) динамизм - изменения личности

По словам В. Г. Алексеевой, ценностные ориентации могут использоваться в качестве главного критерия построения типологии личности [1, 65]. Первой типологией личности, является классификационная модель Э. Шпрангера.

Он выделяет шесть идеальных  типов личности:

  • теоретический человек (основная ценность —поиск истины);
  • экономический человек (основной акцент делается на полезных и практических ценностях);
  • эстетический человек (наивысшей ценностью считаются стиль и гармония);
  • социальный человек (главная ценность—любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству);
  • политический человек (основная ценностная направленность — личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики);
  • религиозный человек (ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы)

 

Глава 2.

Для исследования ценностных ориентаций у студентов мы использовали следующие  методики:

  • методика ценностных ориентации М. Рокича;
  • тест СЖО Д.А. Леонтьева;

2.1 Методика ценностных ориентаций М. Рокича (Приложение1.)

Методика основана на приеме прямого ранжирования терминальных (ценностей - целей) и инструментальных ценностей (ценностей - средств). Испытуемому  предъявлялись два списка  ценностей , отпечатанные на листах бумаги в алфавитном порядке, и предлагалось поставить  против каждого обозначения соответствующее  ранговое число по степени их субъективной важности.

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена  на три равные группы: предпочитаемые, значимые, индифферентные, безразличные и отвергаемые, незначимые.

Для получения групповых  результатов для каждой из ценностей  подсчитывается среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные  ранги всех ценностей ранжируются  в порядке возрастания. Результатом  этой процедуры является групповая  иерархия ценностных ориентации, представленная в той же форме, что и индивидуальные результаты.

К качественным результатам (непараметрическим), полученным по методике Рокича (ценностные ориентации), невозможно применять статистические методы, которые  используются к количественным (числовым) показателям. Для непараметрических  данных использовался типологический анализ: процедура кластерного анализа. Данный метод анализа позволяет  разбить изучаемую совокупность объектов на группы «схожих» объектов, которые и будут кластерами.

 

2.2. Тест СЖО Д.А. Леонтьева (Приложение 2.)

Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал, состоящих из пары целостных альтернативных предложений  с одинаковым началом. Показатели теста  включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) и пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные  ориентации и два аспекта локуса контроля:

- субшкала 1 («Цели в жизни») - характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие у исследуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;

- субшкала 2 («Процесс жизни или  интерес и эмоциональная насыщенность  жизни») - определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом; содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить;

- субшкала 3 («Результативность жизни  или удовлетворенность самореализацией») - измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько прожитая ее часть была продуктивна и осмысленна;

- субшкала 4 («Локус контроля — Я, Я - хозяин жизни») - характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле, контролировать события своей жизни;

- субшкала 5 («Локус контроля - жизнь  или управляемость жизни») -показатель убежденности в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

    1. Интерпретация результатов исследования.

После проведения исследования по определению  ценностных ориентаций студентов  полученные результаты всех испытуемых (10 молодых людей и 10 девушек в возрасте от 18 до 21 года) были сведены в таблицы. Были получены групповые данные, отображающие средний уровень значимости тех или иных жизненных ценностей (Таблица 2), а так же три основные смысложизненные ориентации и два основных аспекта локуса контроля (Таблица 3), что даёт нам общую картину, по которой можно делать выводы. 

 

Абстрактные ценности

10,69

Ценности непосредственно-эмоционального мироощущения

10,03

Интеллектуальные ценности

9,40

Ценности межличностного общения

9,28

Ценности профессиональной самореализации

8,93

Альтруистические ценности

8,72

Ценности принятия других

8,72

Активные ценности

8,56

Пассивные ценности

8,55

Ценности личной жизни 

8,48

Индивидуальные ценности

8,32

Конформистские ценности

8,20

Ценности межличностных отношений

7,87

Индивидуалистические ценности

7,83

Конкретные жизненные ценности

7,75

Ценности профессиональной самореализации

7,73

Этические ценности

7,50

Ценности самоутверждения 

7,28


Таблица 2. Общие данные выборки по методике «Ценностные ориентации» .

 

 

Осмысленность жизнь

Цели

Процесс

Результат

Локус-контроль Я

Локус-контроль жизнь

Молодые люди

100,73

30,82

27,18

22,82

21,55

27,36

 

Девушки

100,22

30,11

30,67

25,78

21,11

30,67


Таблица 3. Общие данные выборки по тесту СЖО.

 

Как можно видеть из результатов методики ценностных ориентаций Рокича (Таблица  2) ценностными ориентациями студентов в возрасте от 18 до 21 года являются абстрактные ценности, к которым относятся жизненная мудрость, любовь,  свобода , творчество и прочее, что может свидетельствовать о том, что в большинстве своём, испытуемые всё ещё находятся на стадии определения целей, т.е. доминируют терминальные ценности (ценности-цели), здесь проявляется стремление к творчеству, переживаю ярких эмоциональных событий, духовное, моральное развитие,  межличностное общение несёт большое значение, так же это доказывается результатами теста СЖО (Таблица 3), показатели девушек по шкале «процесс» показывает удовлетворённость эмоциональной насыщенностью жизни, более того, показатель этот немного завышен. Однако, среди молодых людей уровень удовлетворённости «процессом жизни»  немного занижен, что может быть объяснено показателем по шкале «результат»,  можно сделать вывод, что в этом возрасте вопрос самореализации и самоактуализации у молодых людей более актуален, чем у девушек. Возможно, это связано с тем, что для многих студенчество является некоторым переходным моментом к полностью самостоятельной жизни, к примеру, ценности профессиональной самореализации стоят в первой пятёрке приоритетных ценностей. Однако, следует отметить, что у некоторых испытуемых ценностные ориентации представляют собой картину ценностных ориентаций человека в возрасте ранней взрослости.  Здесь же можно отметить развитие культурно-нравственных ценностей, которое прослеживается в кластере альтруистических ценностей. В целом присутствует выраженная противоречивость в определении ценностных ориентаций, что возможно связанно с неоднородностью выборки, с различием ценностных ориентаций молодых людей и девушек, и с разной реализованностью целей и ценностей испытуемых. Но если судить по сводной таблице, прослеживается, некоторая закономерность, в определении ценностных ориентаций.

Заключение.

Таким образом, подводят итог исследованию, можно сказать, что  наша гипотеза была частично опровергнута. При дальнейшем изучении данного вопроса, для того, чтобы гипотеза была полностью доказана, следует сузить возрастной диапазон выборки, и сделать акцент на гендерном различии.

Поставленная цель полностью  достигнута, проведение исследования было довольно трудоёмким, ввиду того, что выбранная методика Рокича даёт большой материал для интерпретации  и развёрнутую картину, но требует  дольно больших временных затрат и большого количества подсчётов.

Что можно сказать, подводя  итог результатам исследования, что  для ещё более полной картины  развития ценностных ориентаций в течение юношества и до ранней взрослости, для того чтобы проследить путь развития, требуется провести исследование среди старшекласников и студентов выпускных курсов.

Тема остаётся актуальной и по сей день,  и будет актуальна, на наш взгляд, всегда, потому ценностные ориентации меняются с течением времени  и в зависимости от культурно-политической ситуации, в которой развивается  молодёжное общество.

 

 

 

 

Список  источников:

  1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 63-70.
  2. Безменова И.К. Ценностные ориентации старшеклассников // http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htm
  3. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 102 - 109.
  4. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. – 2000. – №4. – С.29–37.
  5. Описание методик // http://psihu.net/tests/diag_psy/motiv/need_for_achieving_the_goal/
  6. Определение «Ценностные ориентации» // http://psihu.net/tests/diag_psy/motiv/need_for_achieving_the_goal/
  7. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система.-Кемерово:Кузбасвузиздат, 2000.-204 с.

 

 

 

 

Приложение 1.

Методика «Ценностные ориентации»

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Информация о работе Изучение системы ценностных ориентаций у студентов