Изучение связи самооценки и мотивации личности к учебе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наличие или отсутствие связи между мотивацией личности к учебе и самооценкой личности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие мотивации личности;
2. Проанализировать особенности учебной мотивации студентов;
3. Раскрыть понятие самооценки;
4. Описать особенности формирования самооценки в юношеском возрасте;
5. Проанализировать связь между мотивацией к учебе и самооценкой личности студентов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы учебной мотивации и самооценки личности 6
1.1. Понятие самооценки личности 6
1.2. Мотивация как фактор формирования самооценки и уровня притязаний 12
Глава 2. Исследование связей самооценки и мотивации к учебе студентов вуза
2.1. Исследование учебной мотивации и самооценки личности студентов
2.2. Анализ наличия взаимосвязи учебной мотивации и самооценки личности опрошенных студентов
Список литературы:

Файлы: 1 файл

курсовая 3.1 печать.docx

— 52.64 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный  университет»

Институт социальных технологий

Кафедра общей психологии

 

 

Курсовая  работа

Изучение связи самооценки и  мотивации личности к учебе

 

Исполнитель:

Студентка 723 группы Т. В. Попова

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы учебной мотивации и самооценки личности 6

1.1. Понятие самооценки личности 6

1.2. Мотивация как фактор формирования самооценки и уровня притязаний 12

Глава 2. Исследование связей самооценки и мотивации к учебе студентов вуза

 2.1. Исследование учебной мотивации и самооценки личности студентов

2.2. Анализ наличия взаимосвязи учебной мотивации и самооценки личности опрошенных студентов

Список  литературы: 

 

 

Введение

 

Мотивация относится к наиболее важному  фактору, способствующему учебной  деятельности студентов и определяющему  пути их профессионального становления. В последние годы все чаще учение рассматривают как «активную  деятельность обучающегося по самоизменению, где наиболее важным становится умение учащегося организовать свою самостоятельную  учебную работу, а на плечи преподавателей возлагаются функции введения их в учебную деятельность, направления  и ориентирования в приобретении знаний, оказании консультационной помощи и т.д.»[1, с. 23]. Но, помимо этого, немаловажным остается и учет тех факторов, которые оказывают влияние на эффективность обучения молодежи.

Эффективность обучения молодежи во многом зависит  от изучения факторов, которые, в свою очередь, могут либо положительно, либо отрицательно повлиять на мотивационную  составляющую учебной деятельности. Как показывают исследования, к таким  факторам относятся и особенности  семейного воспитании и его приоритетов, и социальное окружение молодежи, и их социальные контакты, а также  и личностные факторы: самооценка, уверенность  в себе, в своих возможностях, эмоционально-чувственные переживания, уровень притязаний и стремлений, ценностные ориентации. Самооценка, т.е. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или не успеха в деятельности[22].

Период  обучения в университете и то, как  обучающийся справляется с проблемами, возникающими в этом процессе, очень  важны для протекания его дальнейшей жизни.  Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются важнейшими мотивационными факторами, влияющими на результативность обучения. Результативность учебной деятельности обучающегося зависит от приложенных им усилий, их возможностей и характерных личностных особенностей.

Данная  тема является актуальной, поскольку  в современных условиях активность, настойчивость, целеустремленность человека является тем неотъемлемым фактором, позволяющим человеку как субъекту межличностных отношений быть успешным в разных видах деятельности, в  том числе и профессиональной. От того, насколько сильна учебная  и профессиональная мотивация человека, его способности, какова его самооценка, будет зависеть и качество специалиста, его компетентность, профессиональность. Одними из важнейших компонентов профессиональной деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов, обучающихся в вузе. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.

Проблемой мотивации занимались занимались такие  отечественные ученые как А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, В.Г. Асеев, И.А. Баткаева, И.А. Васильев,

 П.В.  Симонов,  П.М. Якобсон; среди  зарубежных ученых, занимавшихся  данной проблемой, можно выделить: X.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, А.Г. Маслоу, и др. Работы в области самооценки: Хорни К., Будасси С. А., Берне Р., Петровский А. В., Столин В.В. и др.

Цель  исследования: выявить наличие или  отсутствие связи между мотивацией личности к учебе и самооценкой  личности.

Объект  исследования: мотивация и самооценка личности как психологическое явление.

Предмет исследования: связь мотивации и  самооценки личности в юношеском  возрасте. 

Гипотеза: Мотивация личности к учебе обусловлена уровнем самооценки: более высокому уровню мотивации соответствует более высокий уровень самооценки.

 Задачи исследования:

1.  Раскрыть понятие мотивации  личности;

2.  Проанализировать особенности  учебной мотивации студентов;

3.  Раскрыть понятие самооценки;

4. Описать особенности формирования  самооценки в юношеском возрасте;

5. Проанализировать связь между  мотивацией к учебе и самооценкой  личности студентов.

Теоретическая значимость состоит в обобщении исследований, посвященных проблеме мотивации учебной деятельности и формированию самооценки в юношеском возрасте.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности психолога при выявлении профессиональных мотивов, интересов и склонностей студентов, что является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.

Методологической основой работы является комплексный подход, опирающийся  на системный анализ и диалектический метод исследования.

Для диагностики взаимосвязи учебной  мотивации и самооценки личности у студентов были применены следующие  методики:

  1. Измерение мотивации достижения (А. Мехрабиан);
  2. Методика исследования  самооценки личности С.А. Будасси;

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы учебной мотивации и самооценки личности

 

    1. Понятие самооценки личности

 

Самооценка  является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным  свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих  действий и личностных качеств[26]. Отношение  человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе  его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место[24]. 
В трудах исследователей советского периода (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,               А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин) в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания и самооценки в контексте развития личности. Данные авторы понимают самооценку как сложный и многогранный компонент самосознания, являющийся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.

В работах  И.И. Чесноковой, В.В. Столина, С.Р. Пантилеева и ряда других авторов самооценка называется центральным звеном сферы самосознания личности, выполняющим, прежде всего, регуляторные функции в поведении. Развитие этой функции исследователи обоснованно связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение[29].

С.Л. Рубинштейн добавляет, что самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность. Из современных разработок, несомненно, представляет интерес теория О.А. Белобрыкиной[5].  Автор выделяет общую самооценку как базовое ядро личности, включающее в себя устойчивую совокупность знаний о себе и частные самооценки, формирующиеся на основе выполнения личностью определенных деятельностей личностью. Также достойна внимания теория  Р. Азимовой, где самооценка понимается как действующая динамичная система, определяющая положительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности[2].

Самооценка  связана с одной из центральных  потребностей человека - потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит - уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится  к достижению таких результатов, которые согласуются с его  самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения  в самооценке появляются тогда, когда  достижения связываются субъектом  деятельности с наличием или отсутствием  у него необходимых способностей[12]. Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни  личности состоят в том, что они  выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

В соответствии с привычным целостным восприятием  человека о единстве его чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма  самооценки. При этом, как отмечает С.А. Будасси, «самооценка в составе  самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции  поведения, но и две другие: психологической  защиты и когнитивную (познавательную) функцию»[4, с. 180].

Самооценка  не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с  большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих.

Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от адекватности и неадекватности оценки всех этих людей. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации. 

Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и  отстаиванию своей жизненной  позиции. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать  в определенной социальной среде  и в соответствии с нормами  данного общества, осваивает мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Но наиболее сензитивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст - завершающий этап первичной  социализации. В качестве основных институтов социализации прежде всего  выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя[29]. 
         Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку[25].

Знания, накопленные человеком о самом  себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное  образование, которое называется Я-концепцией и составляет ядро личности. Я-концепция - это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система  представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию  своего поведения и деятельности. При этом Я-концепция представляет набор описательных представлений  о себе, а самооценка предполагает оценочный компонент. Например, осознание  человеком того, что по темпераменту он является сангвиником составляет часть его Я-концепции, но это  свойство в оценочном плане не рассматривается[3].

Информация о работе Изучение связи самооценки и мотивации личности к учебе