Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования: выявить наличие или отсутствие связи между мотивацией личности к учебе и самооценкой личности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие мотивации личности;
2. Проанализировать особенности учебной мотивации студентов;
3. Раскрыть понятие самооценки;
4. Описать особенности формирования самооценки в юношеском возрасте;
5. Проанализировать связь между мотивацией к учебе и самооценкой личности студентов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы учебной мотивации и самооценки личности 6
1.1. Понятие самооценки личности 6
1.2. Мотивация как фактор формирования самооценки и уровня притязаний 12
Глава 2. Исследование связей самооценки и мотивации к учебе студентов вуза
2.1. Исследование учебной мотивации и самооценки личности студентов
2.2. Анализ наличия взаимосвязи учебной мотивации и самооценки личности опрошенных студентов
Список литературы:
У человека
существует несколько сменяющих
друг друга образов «Я». Представление
индивида о себе в текущий момент,
в момент самого переживания обозначается
как «Я-реальное». Помимо этого у
человека существует представление
о том, каким он должен быть, чтобы
соответствовать собственным
Помимо этого, выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Неустойчивость общей самооценки может проистекать из того, что формирующие ее частные оценки находятся на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными.
Рассматривают
самооценку как адекватную/неадекватную
- соответствующую/
Если
человек недооценивает себя по сравнению
с тем, что он в действительности
есть, то у него самооценка заниженная.
В тех же случаях, когда он переоценивает
свои возможности, результаты деятельности,
личностные качества, наружность, характерной
для него является завышенная самооценка.
Неадекватная самооценка осложняет
жизнь не только тех, кому она свойственна,
но и окружающих, тех людей, которые,
в разных ситуациях - производственных,
бытовых и других - общаются с
ними. Конфликтные ситуации, в которых
оказывается человек, очень часто
являются следствием его неправильной
самооценки[16].
В практике встречаются
два типа низких самооценок: низкая самооценка
в сочетании с низким уровнем притязания
(тотально низкая самооценка) и сочетание
низкой самооценки с высоким уровнем притязания.
В первом случае человек склонен преувеличивать
свои недостатки, а соответственно достижения
расценивать как заслугу других людей
или относить за счет простого везения.
Второй случай, называемый «аффектом неадекватности»,
может свидетельствовать о развитии комплекса
неполноценности, о внутренней тревожности
личности. Такие люди стремятся во всем
быть первыми, поэтому любая ситуация
проверки их компетентности оценивается
ими как угрожающая и часто оказывается
очень сложной в эмоциональном плане.
Человек, имеющий второй тип низкой самооценки,
как правило, характеризуется низкой оценкой
окружающих[22].
Слишком высокая самооценка
приводит к тому, что человек переоценивает
себя и свои возможности. В результате
этого у него возникают необоснованные
претензии, зачастую не поддерживаемые
окружающими. Имея опыт подобного «отвержения»,
индивид может замкнуться в себе, разрушая
межличностные отношения[20].
Знать самооценку
человека очень важно для установления
отношений с ним, для нормального общения,
в которое люди, как социальные существа,
неизбежно включаются. Психологические
исследования убедительно доказывают,
что «особенности самооценки влияют и
на эмоциональное состояние, и на степень
удовлетворенности своей работой, учебой,
жизнью, и на отношения с окружающими.
Вместе с тем, сама самооценка также зависит
от вышеописанных факторов. Становление
личности индивида и ее отдельных структурных
компонентов, в частности самооценки как
составляющей образа «я» не может рассматриваться
в отрыве от общества, в котором он живет,
от системы отношений, в которые он включается»[26,
c. 74].
Таким образом, самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка коррелирует с позитивным отношением к другим людям, а также способностью к самораскрытию, установлению глубоких межличностных контактов.
Можно заключить, что самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит – уровню притязаний. Существенные изменения в самооценке появляются тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека.
Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей.
Понятие мотивации включает в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом[25]. Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Слово «мотивация» выступает в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии. Наблюдаемая целенаправленность поведения, начало и завершение более крупных фрагментов поведения, его возобновление после прерывания, переход к какому-то новому фрагменту поведения, конфликт между различными целями и его разрешение - все это относится к проблемной области, называемой «мотивация».
Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Все то, в чем нашла свое воплощение потребность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?» Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков[28].
Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов поведения: 1) внешней мотивации и соответственно внешне мотивированного поведения и 2) внутренней мотивации и соответственно внутренне мотивированного поведения.
Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне «Я» личности или вне поведения.
Внутренняя мотивация - конструкт,
описывающий такой тип
Процессы
мотивации охватывают то, что рассматривается
в контексте взаимодействия личности
и ситуации. Наряду с побудительными
аспектами ситуации, раскрывающимися
через восприятие возможностей достижения
определенных целей, на привлекательность
предвосхищаемых последствий
Рассматривая
мотивацию учебной
Учебная мотивация определяется как «частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в - третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в - четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в - пятых, -спецификой учебного предмета»[20, с. 24].
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть «не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к ученику, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними»[16 с. 85].
Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, подчеркивается иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Характеризуя интерес (в общепсихологическом определении - это эмоциональное переживание познавательной потребности) как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации. Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес – это сложное неоднородное явление. Необходимо условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитание устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности[28].
Большую
роль в формировании интереса к учению
играет создание проблемной ситуации,
столкновение учащихся с трудностью,
которую они не могут разрешить
при помощи имеющегося у них запаса
знаний; сталкиваясь с трудностью,
они убеждаются в необходимости
получения новых знаний или применения
старых в новой ситуации. Интересна
только та работа, которая требует
постоянного напряжения. Легкий материал,
не требующий умственного
Руководствуясь
подобными мотивами, не считаясь с
усталостью, временем, противостоя
другим побудителям и другим отвлекающим
факторам, учащийся настойчиво и увлеченно
работает над учебным материалом,
на решением учебной задачи. Здесь выжный
вывод был получен Е.А. Климовым – «наибольшее
влияние на академические успехи оказывает
познавательная потребность в сочетании
с высокойпотребностьювдостижения
Важным
для анализа мотивационной сферы учения
является характеристика их отношения
к нему. Так А.К. Маркова, определяя три
типа отношения: отрицательное, нейтральное,
и положительное, приводит четкую дифференциацию
последнего на основе включенности в учебный
процесс. Очень важно для управления учебной
деятельностью: «а) положительное, неявное,
активное… означающее готовность учащегося
включиться в учение… б) положительное,
активное, познавательное, в) …положительное,
активное, личностно-пристрастное, означающее
включенность учащегося как субъект общения,
как личности и члена общества»[16, с. 69].
Другими словами, мотивационная сфера
субъекта учебной деятельности или его
мотивация не только многокомпонентна,
но и разнородна и разноуровнева, что лишний
раз убеждает в чрезвычайной сложности
ее формирования.
Сначала учебно-познавательный
мотив начинает действовать, затем становится
доминирующим и приобретает самостоятельность
и лишь после осознается, т.е. Первым условием
является организация, становление самой
учебной деятельности. При этом сама действенность
мотивации, лучше формируема при направлении
на способы, чем на «результат» деятельности.
В то же время она по-разному проявляется
для разных возрастных групп в зависимости
как от характера учебной ситуации, так
и от жесткого контроля преподавателя.
Психологическая
устойчивость определяется как способность
поддерживать требуемый уровень психической
активности при широком варьировании
факторов, действующих на человека. Применительно
к учебной мотивации ее устойчивость –
это такая динамическая характеристика,
которая обеспечивает относительную продолжительность
и высокую продуктивность деятельности
как в нормальных, так и в экстремальных
условиях. Основываясь на системном представлении
устойчивости, исследователи рассматривают
ее в комплексе с такими характеристиками
учебной мотивации, как сила, осознанность,
действенность, сформированность смыслообразующего
мотива деятельности, ориентация на процесс.
Связь устойчивости мотивационной структуры
с ее динамичностью состоит в дифференциации
компонентов в структуре, их упорядочивании
с тенденцией к устойчивости структуры.
При этом такие характеристики мотивационных
структур, как ускоренная динамика внутриструктурных
изменений, движение компонентов внутренней
мотивации (процесс – результат) к упорядочиванию,
четко выраженная тенденция к дифференцированности,
являются показателями устойчивости структур
с мотивационной ориентацией на процесс.
Это позволяет предполагать, что абсолютное
доминирование процессуальной мотивации
придает структуре большую устойчивость.
Это свидетельствует о сложности учебной
мотивации как психологического феномена,
управление которой в учебном процессе
требует учета ее структурной организации,
динамичности, возрастной обусловленности.
Учебная мотивация,
представляя собой, особый вид мотивации,
характеризуется сложной структурой,
одной из форм которой является структура
внутренней (на процесс и результат) и
внешний (награда, избегание) мотивации.
Существенны такие характеристики учебной
мотивации, как ее устойчивость, связь
с уровнем интеллектуального развития
и характером учебной деятельности.
Информация о работе Изучение связи самооценки и мотивации личности к учебе