Изучение связи самооценки и мотивации личности к учебе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить наличие или отсутствие связи между мотивацией личности к учебе и самооценкой личности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие мотивации личности;
2. Проанализировать особенности учебной мотивации студентов;
3. Раскрыть понятие самооценки;
4. Описать особенности формирования самооценки в юношеском возрасте;
5. Проанализировать связь между мотивацией к учебе и самооценкой личности студентов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы учебной мотивации и самооценки личности 6
1.1. Понятие самооценки личности 6
1.2. Мотивация как фактор формирования самооценки и уровня притязаний 12
Глава 2. Исследование связей самооценки и мотивации к учебе студентов вуза
2.1. Исследование учебной мотивации и самооценки личности студентов
2.2. Анализ наличия взаимосвязи учебной мотивации и самооценки личности опрошенных студентов
Список литературы:

Файлы: 1 файл

курсовая 3.1 печать.docx

— 52.64 Кб (Скачать файл)

Применительно к учебной деятельности студентов  в системе вузовского образования  под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают  и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает  как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так  как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное  развитие профессиональной образованности и культуры личности.

При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов  актуальных потребностей личности (получение  высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса  и т.д.), удовлетворяемых посредством  выполнения учебных задач и побуждающих  его к изучению будущей профессиональной деятельности[25]. Если студент разбирается  в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе  начального профессионального образования  и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.

С помощью  экспериментов на материале различных  российских вузов было установлено, что «больше всего довольны избранной  профессией студенты 1 курса. Но в течение  всех лет учебы этот показатель неуклонно  снижается вплоть до 5 курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в вузе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям.

Ответы  на вопрос «Почему профессия нравится?»  свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление  о творческом содержании будущей  профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. П. Что же касается реального учебного процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения. С одной стороны, перед нами - высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой - желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса. Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации.

Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального  образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение  значения тех или иных общих дисциплин  для конкретной практической деятельности выпускников»[18, с. 11].

Таким образом, формирование положительного отношения  к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное  отношение не может иметь существенного  значения, если оно не подкрепляется  компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо  связано со способами овладения  ею [5]. Очевидно, в круг проблем, связанных  с изучением отношения студентов  к избранной профессии, должен быть включен целый ряд вопросов:

1) удовлетворенность  выбором профессии;

2) динамика  удовлетворенности от курса к  курсу;

3) факторы,  влияющие на формирование удовлетворенности:  социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические,  в том числе и половозрастные;

4) проблемы  профессиональной мотивации, или,  другими словами, система и  иерархия мотивов, определяющих  позитивное или негативное отношение  к избранной профессии[10].

 Эти  отдельные моменты, как и отношение  к профессии в целом, влияют  на эффективность учебной деятельности  студентов. Они, в частности,  сказываются на общем уровне  профессиональной подготовки, и  потому данная проблема входит  в число вопросов педагогической  и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость:  на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы[13].

Другой  важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого  работа по специальности. Исследования показали, что данный фактор более  значим для успевающих, менее значим для неуспевающих учащихся. Формирование творческого отношения к различным  видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному  творчеству - необходимые звенья системы  профессионального обучения и профессионального  воспитания личности[28].

Несмотря  на то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность  такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены  для диагностики интересов и  склонностей личности студента, его  установок, ценностных ориентаций, а  также характерологических особенностей[7].

Таким образом, понятие мотивации включает в  себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Термин «мотивация» используется в  современной психологии в двояком  смысле: как обозначающее систему  факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления), и как характеристика процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию  можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека,  направленность и активность.

 

 


Информация о работе Изучение связи самооценки и мотивации личности к учебе