Изучение уровня тревожности старшеклассников в период подготовки к сдаче ЕГЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления — повышенной тревожности выпускников школ и заключается в необходимости разработки рекомендаций по эмоциональной подготовке учеников к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Повышенные требования к подготовке к экзаменам, факт окончания школы, что неминуемо влечёт за собой смену обстановки, окружения, людей вокруг себя, приводит учеников к мысли что мир для них изменится навсегда без возможности возвращения. А факт окончания старого, привычного мира детства и переход в мир взрослых приводит к одному из страхов — страху неизвестности. А это вызывает заметные изменения в эмоциональном состоянии учеников.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..……………..... 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности и тревоги… 6
1.1 «Тревога» и «тревожность», история возникновения понятий, исследование тревожности……………………………………………………….. 6
1.2 Классификация видов тревожности……………..……………..……………. .9
1.3 Причины появления и развития тревожности……………..……………..…….. 13
Выводы по главе 1 ………………………………………………………………….. 16
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности у старшеклассников ………………………………………………………………………………………. 17
2.1. Программа и методики исследования …………………………………………. 17
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………………… 18
Выводы по главе 2 …………..…………………………………………….. ………. 22
Заключение …………………………………………………………..………...…… 23
Литература …………………………………………………………...………… 24
Приложение ……………………………………………………………………. 26

Файлы: 1 файл

Kursovaya_1.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени И.Г. Петровского»

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

Кафедра общей  и профессиональной психологии

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общая и экспериментальная психология»

Тема: Изучение уровня тревожности старшеклассников в период подготовки к сдаче ЕГЭ

 

Специальность 050706.65 – Педагогика и психология

 

 

         Выполнил студент:

1ПП1 ПРиСО

Салимов Роман Раисович

                          __________________  подпись

 

Научный руководитель:

                        к. псих. н., доцент 

                                                    Карнеев Р.К.

           _________________ подпись                                                                                                                    

 

 

 

Брянск 2012

Оглавление

 

 

 

Введение …………………………………………………………..…………….....   3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности и тревоги… 6

1.1 «Тревога» и «тревожность»,  история возникновения понятий,  исследование тревожности………………………………………………………..  6

1.2 Классификация видов тревожности……………..……………..……………. .9

1.3  Причины появления  и развития тревожности……………..……………..……..  13

Выводы  по главе 1 …………………………………………………………………..  16

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности  у старшеклассников ………………………………………………………………………………………. 17

2.1. Программа и методики исследования ………………………………………….  17

2.2. Анализ и интерпретация результатов  исследования ……………………………  18

Выводы  по главе 2 …………..…………………………………………….. ……….   22

Заключение  …………………………………………………………..………...……  23

Литература …………………………………………………………...…………  24

Приложение …………………………………………………………………….  26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Тревожность, тревога  — понятия, которые были введены  не так давно, около ста лет  назад, но тем не менее, они крайне важны. Для большинства людей  понятие «тревога» схоже или  синонимично слову «стресс». Но это в большой степени заблуждение.

Влияние тревожности  на личность огромная. Тревожность  влияет на деятельность человека, на то как человек ведёт себя с определёнными  людьми, в определённых ситуациях. Спокоен  ли человек в нестандартной ситуации, или же он теряется? Готовится ли студент спокойно к сессии, или он настольно волнуется что не может сосредоточиться на учёбе? Действует ли человек в опасной ситуации или теряет самообладание? Всё это зависит от тревожности.

Значение тревожности  для человека тоже велико. Как и стресс, тревожность тоже имеет большую важность для человека, пока не переходит определённые границы. А чтобы не дать тревожности уйти в отклонение от нормы, удержать её в умеренных рамках, нужно знать, когда и как развивается тревожность, что на неё влияет, на каких жизненных этапах тревожность наиболее пластична, легка для изменения. Необходимо также и знать, что же на самом деле подразумевается под словом «тревожность» и в чём его отличие от «тревоги». Нужно знать, какие бывают уровни тревожности, находящиеся за гранью нормы, к каким последствиям они приводят и возможно ли это исправить.

В современном  мире, полным волнения и переживаний, знание о тревожности необходимо. Ибо только уверенный в себе человек, чьи особенности личности, свойства психики находятся в пределах нормы, способен добиться многого. А такие вещи как повышенная или пониженная тревожность способны принести человеку много неудобств и даже проблем.

Актуальность исследования

Актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления — повышенной тревожности выпускников школ и заключается в необходимости разработки рекомендаций по эмоциональной подготовке учеников к сдаче Единого Государственного Экзамена.

Повышенные требования к подготовке к экзаменам, факт окончания школы, что неминуемо влечёт за собой смену обстановки, окружения, людей вокруг себя, приводит учеников к мысли что мир для них изменится навсегда без возможности возвращения. А факт окончания старого, привычного мира детства и переход в мир взрослых приводит к одному из страхов — страху неизвестности. А это вызывает заметные изменения в эмоциональном состоянии учеников.

К сожалению, сдвиги в  эмоциональном состоянии у учеников происходят в негативную сторону  — появляется тревога. Но влияние тревоги на личность предсказать невозможно — для одних это пройдёт незаметно, а другим грозит тяжёлое переживание данного эмоционального состояния.

Чаще всего тревога  мешает ученикам сосредоточиться на учёбе, полностью вникнуть в процесс подготовки к экзаменам. За этим могут следовать бессонница, отсутствие аппетита, стрессовое состояние. А это отрицательно влияет на общее самочувствие и здоровье учеников.

И изучение данного явления  способствует нахождению методик, с  помощью которых можно будет уменьшить тревожность учеников, тем самым оберегая из здоровье.

Цель исследования: Изучить уровень тревожность учеников 11 класса

Объект исследования: Уровень тревожности во время подготовки к ЕГЭ

Предмет исследования: Ученики 11 класса МОУ СОШ №5 г.Сельцо

Гипотеза исследования: Мы предполагаем что у учеников 11 класса общий уровень тревожности будет высоким.

Задачи исследования:

      1. Теоретический анализ проблемы тревожности в научной литературе.
      2. Подбор методик для проведения эмпирического исследования.
      3. Проведение исследования тревожности учеников 11 класса.
      4. Анализ полученных результатов

Методы исследования:

а) теоретические – анализ литературы и документов по изучаемой проблеме; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; обобщение

б) практические – тестирование, анализ результатов тестирования

Методики исследования:

  • Методика Ч.Д. Спилбергера, ЮЛ. Ханина
  • Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)

База исследования: сравнительный и анализирующий подходы

Практическая значимость исследования: Подтверждение или опровержение влияния подготовки ЕГЭ на психическое состояние, а именно тревожность, учеников 11 класса.

Структура курсовой работы: Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет,  цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются  общие теоретические основы тревожности, определения, история понятия «тревожность».

Вторая глава посвящена  эмпирическому исследованию.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются  окончательные выводы по рассматриваемой  теме.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности и тревоги

    1. «Тревога» и «тревожность», история возникновения понятий, исследование тревожности

Проблемы, связанные  с психическими состояниями, занимают особое место среди наиболее актуальным проблем, возникающих в практической деятельности человека. Среди прочих психических состояний, которые  являются предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, которое в английском языке обозначается «anxiety». Аналог в русском языке - «беспокойство», «тревога».

Проблемой тревожности  занимались такие видные учёные как  Б. Д. Миллер, Габдреева Г. Ш. (1990), Джойнс В. (1996), Л. М. Костина (2006), Савина Е. А. (2003), К. Хорни (2008) и многие другие.

Первым учёным, который выделил тревожность  как отдельное психическое состояние  и дал ему описание, являлся  известный австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы Зигмунд Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

В настоящее  время изучению состояния тревоги  посвящено большое количество работ. Для достаточно полного их анализа  принципиальное значение имеет уточнение  некоторых теоретических и методологических положений. Как показано многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности.

Многозначность  в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу.

Свои определения  понятию «тревога» давали Астапов  В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядом расположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.

Одним из следствий  неоднозначности трактовки понятия  «тревога», отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними представлениями является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое – психическая напряженность. По мнению Н. И. Наенко, это удобно, поскольку данный термин свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях. Поэтому Спилбергер подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют совершенно различные термины в своих работах. Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности.

Чаще всего  термин «тревога» используется для  описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Тревога как состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих предвосхищение негативных результатов. Данное состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда. Например, ученый, ожидая возможных возражений, критики, переживает данное состояние тем острее, чем больше он видит недостаточность своего материала и слабость своей аргументации.

Являясь психическим  состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики. Осуществляя такой подход к состоянию тревоги, мы, тем самым, разделяем точку зрения А. Е. Ольшанниковой и И. В. Пацявичуса на психические состояния, которые имеют адаптивное значение как внутреннее психологическое условие, обеспечивающее формирование оптимальных способов саморегуляции деятельности. И. В. Пацявичус определяет тревогу: «Это состояние, являющееся уникальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту необходимость тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего дела, способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта. Иными словами, побуждая активность, направленную на приобретение информации, относящейся к предстоящей деятельности, эмоциональные состояния тревоги способны повысить уровень эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности» (Е.П.Ильин, Эмоции и чувства, Санкт-Петербург, 2001, стр. 215)

Однако чаще всего тревогу рассматривают  как негативное состояние, связывая ее с переживаниями стресса. Так, Ю. Л. Ханин отмечает, что тревога  как состояние – это реакция  на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Г. Ш. Габдреева, рассматривая проблему с позиции  системного исследования, выделяет несколько теоретических подходов к изучению тревоги. Системно-структурный подход, раскрытый в работах Н. А. Аминова, К. Е. Изарда, Н. Д. Левитова и других, предполагает рассмотрение тревоги как цельного, интегрального явления. Системно-функциональный подход рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношения между предметным миром и человеком или между людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявления активности, играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную. Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологическом и физиологическом аспектах.

Информация о работе Изучение уровня тревожности старшеклассников в период подготовки к сдаче ЕГЭ