Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления — повышенной тревожности выпускников школ и заключается в необходимости разработки рекомендаций по эмоциональной подготовке учеников к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Повышенные требования к подготовке к экзаменам, факт окончания школы, что неминуемо влечёт за собой смену обстановки, окружения, людей вокруг себя, приводит учеников к мысли что мир для них изменится навсегда без возможности возвращения. А факт окончания старого, привычного мира детства и переход в мир взрослых приводит к одному из страхов — страху неизвестности. А это вызывает заметные изменения в эмоциональном состоянии учеников.
Введение …………………………………………………………..……………..... 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности и тревоги… 6
1.1 «Тревога» и «тревожность», история возникновения понятий, исследование тревожности……………………………………………………….. 6
1.2 Классификация видов тревожности……………..……………..……………. .9
1.3 Причины появления и развития тревожности……………..……………..…….. 13
Выводы по главе 1 ………………………………………………………………….. 16
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности у старшеклассников ………………………………………………………………………………………. 17
2.1. Программа и методики исследования …………………………………………. 17
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………………… 18
Выводы по главе 2 …………..…………………………………………….. ………. 22
Заключение …………………………………………………………..………...…… 23
Литература …………………………………………………………...………… 24
Приложение ……………………………………………………………………. 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.Г. Петровского»
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Кафедра общей и профессиональной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Общая и экспериментальная
Тема: Изучение уровня тревожности старшеклассников в период подготовки к сдаче ЕГЭ
Специальность 050706.65 – Педагогика и психология
Выполнил студент:
1ПП1 ПРиСО
Салимов Роман Раисович
__________________ подпись
Научный руководитель:
к. псих. н., доцент
Карнеев Р.К.
_________________ подпись
Брянск 2012
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Глава
1. Теоретические аспекты
1.1 «Тревога» и «тревожность»,
история возникновения понятий,
1.2 Классификация видов
1.3 Причины появления
и развития тревожности……………..…
Выводы по главе 1 ………………………………………………………………….. 16
Глава
2. Эмпирическое исследование уровня тревожности
у старшеклассников ………………………………………………………………………………
2.1.
Программа и методики исследова
2.2.
Анализ и интерпретация
Выводы по главе 2 …………..…………………………………………….. ………. 22
Заключение
…………………………………………………………..………...
Литература …………………………………………………
Приложение ……………………………………………………………………. 26
Введение
Тревожность, тревога — понятия, которые были введены не так давно, около ста лет назад, но тем не менее, они крайне важны. Для большинства людей понятие «тревога» схоже или синонимично слову «стресс». Но это в большой степени заблуждение.
Влияние тревожности
на личность огромная. Тревожность
влияет на деятельность человека, на то
как человек ведёт себя с определёнными
людьми, в определённых ситуациях. Спокоен
ли человек в нестандартной
Значение тревожности для человека тоже велико. Как и стресс, тревожность тоже имеет большую важность для человека, пока не переходит определённые границы. А чтобы не дать тревожности уйти в отклонение от нормы, удержать её в умеренных рамках, нужно знать, когда и как развивается тревожность, что на неё влияет, на каких жизненных этапах тревожность наиболее пластична, легка для изменения. Необходимо также и знать, что же на самом деле подразумевается под словом «тревожность» и в чём его отличие от «тревоги». Нужно знать, какие бывают уровни тревожности, находящиеся за гранью нормы, к каким последствиям они приводят и возможно ли это исправить.
В современном мире, полным волнения и переживаний, знание о тревожности необходимо. Ибо только уверенный в себе человек, чьи особенности личности, свойства психики находятся в пределах нормы, способен добиться многого. А такие вещи как повышенная или пониженная тревожность способны принести человеку много неудобств и даже проблем.
Актуальность исследования
Актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления — повышенной тревожности выпускников школ и заключается в необходимости разработки рекомендаций по эмоциональной подготовке учеников к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Повышенные требования к подготовке к экзаменам, факт окончания школы, что неминуемо влечёт за собой смену обстановки, окружения, людей вокруг себя, приводит учеников к мысли что мир для них изменится навсегда без возможности возвращения. А факт окончания старого, привычного мира детства и переход в мир взрослых приводит к одному из страхов — страху неизвестности. А это вызывает заметные изменения в эмоциональном состоянии учеников.
К сожалению, сдвиги в
эмоциональном состоянии у
Чаще всего тревога мешает ученикам сосредоточиться на учёбе, полностью вникнуть в процесс подготовки к экзаменам. За этим могут следовать бессонница, отсутствие аппетита, стрессовое состояние. А это отрицательно влияет на общее самочувствие и здоровье учеников.
И изучение данного явления способствует нахождению методик, с помощью которых можно будет уменьшить тревожность учеников, тем самым оберегая из здоровье.
Цель исследования: Изучить уровень тревожность учеников 11 класса
Объект исследования: Уровень тревожности во время подготовки к ЕГЭ
Предмет исследования: Ученики 11 класса МОУ СОШ №5 г.Сельцо
Гипотеза исследования: Мы предполагаем что у учеников 11 класса общий уровень тревожности будет высоким.
Задачи исследования:
Методы исследования:
а) теоретические – анализ литературы и документов по изучаемой проблеме; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; обобщение
б) практические – тестирование, анализ результатов тестирования
Методики исследования:
База исследования: сравнительный и анализирующий подходы
Практическая значимость исследования: Подтверждение или опровержение влияния подготовки ЕГЭ на психическое состояние, а именно тревожность, учеников 11 класса.
Структура курсовой работы: Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются общие теоретические основы тревожности, определения, история понятия «тревожность».
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности и тревоги
Проблемы, связанные с психическими состояниями, занимают особое место среди наиболее актуальным проблем, возникающих в практической деятельности человека. Среди прочих психических состояний, которые являются предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, которое в английском языке обозначается «anxiety». Аналог в русском языке - «беспокойство», «тревога».
Проблемой тревожности занимались такие видные учёные как Б. Д. Миллер, Габдреева Г. Ш. (1990), Джойнс В. (1996), Л. М. Костина (2006), Савина Е. А. (2003), К. Хорни (2008) и многие другие.
Первым учёным,
который выделил тревожность
как отдельное психическое
В настоящее
время изучению состояния тревоги
посвящено большое количество работ.
Для достаточно полного их анализа
принципиальное значение имеет уточнение
некоторых теоретических и
Многозначность
в понимании тревоги как
Свои определения понятию «тревога» давали Астапов В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядом расположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.
Одним из следствий
неоднозначности трактовки
Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Тревога как состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих предвосхищение негативных результатов. Данное состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда. Например, ученый, ожидая возможных возражений, критики, переживает данное состояние тем острее, чем больше он видит недостаточность своего материала и слабость своей аргументации.
Являясь психическим состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики. Осуществляя такой подход к состоянию тревоги, мы, тем самым, разделяем точку зрения А. Е. Ольшанниковой и И. В. Пацявичуса на психические состояния, которые имеют адаптивное значение как внутреннее психологическое условие, обеспечивающее формирование оптимальных способов саморегуляции деятельности. И. В. Пацявичус определяет тревогу: «Это состояние, являющееся уникальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту необходимость тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего дела, способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта. Иными словами, побуждая активность, направленную на приобретение информации, относящейся к предстоящей деятельности, эмоциональные состояния тревоги способны повысить уровень эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности» (Е.П.Ильин, Эмоции и чувства, Санкт-Петербург, 2001, стр. 215)
Однако чаще
всего тревогу рассматривают
как негативное состояние, связывая
ее с переживаниями стресса. Так,
Ю. Л. Ханин отмечает, что тревога
как состояние – это реакция
на различные (чаще всего социально-
Г. Ш. Габдреева, рассматривая проблему с позиции системного исследования, выделяет несколько теоретических подходов к изучению тревоги. Системно-структурный подход, раскрытый в работах Н. А. Аминова, К. Е. Изарда, Н. Д. Левитова и других, предполагает рассмотрение тревоги как цельного, интегрального явления. Системно-функциональный подход рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношения между предметным миром и человеком или между людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявления активности, играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную. Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологическом и физиологическом аспектах.
Информация о работе Изучение уровня тревожности старшеклассников в период подготовки к сдаче ЕГЭ