Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления — повышенной тревожности выпускников школ и заключается в необходимости разработки рекомендаций по эмоциональной подготовке учеников к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Повышенные требования к подготовке к экзаменам, факт окончания школы, что неминуемо влечёт за собой смену обстановки, окружения, людей вокруг себя, приводит учеников к мысли что мир для них изменится навсегда без возможности возвращения. А факт окончания старого, привычного мира детства и переход в мир взрослых приводит к одному из страхов — страху неизвестности. А это вызывает заметные изменения в эмоциональном состоянии учеников.
Введение …………………………………………………………..……………..... 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности и тревоги… 6
1.1 «Тревога» и «тревожность», история возникновения понятий, исследование тревожности……………………………………………………….. 6
1.2 Классификация видов тревожности……………..……………..……………. .9
1.3 Причины появления и развития тревожности……………..……………..…….. 13
Выводы по главе 1 ………………………………………………………………….. 16
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности у старшеклассников ………………………………………………………………………………………. 17
2.1. Программа и методики исследования …………………………………………. 17
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………………… 18
Выводы по главе 2 …………..…………………………………………….. ………. 22
Заключение …………………………………………………………..………...…… 23
Литература …………………………………………………………...………… 24
Приложение ……………………………………………………………………. 26
Результаты представлены в таблице I.
№ |
Пол1 |
Возраст |
РТ2 |
ЛТ3 |
1 |
1 |
17 |
14 |
35 |
2 |
1 |
18 |
15 |
34 |
3 |
2 |
18 |
11 |
42 |
4 |
2 |
18 |
14 |
33 |
5 |
2 |
17 |
58 |
67 |
6 |
2 |
17 |
8 |
47 |
7 |
2 |
17 |
53 |
61 |
1 - 1 — женский пол. 2 — мужской пол
2 - Реактивная тревожность
3 - Личностная тревожность
Результаты проведения методики Ч.Д. Спилбергера, ЮЛ. Ханина приведены в гистограмме:
На втором этапе исследования с
помощью методики Дж.Тейлора изучен
общий уровень тревожности
Результаты представлены в таблице II.
№ |
Пол1 |
Возраст |
Уровень тревожности |
1 |
1 |
17 |
21 |
2 |
1 |
18 |
10 |
3 |
2 |
18 |
21 |
4 |
2 |
18 |
5 |
5 |
2 |
17 |
36 |
6 |
2 |
17 |
7 |
7 |
2 |
17 |
32 |
1 - 1 — женский пол. 2 — мужской
Результаты проведения методики Дж. Тейлора приведены в гистограмме:
На третьем этапе исследования с помощью трёх дополнительных вопросов изучено отношение учеников к ЕГЭ и их степень подготовки к ЕГЭ.
Результаты представлены в таблице III.
№ |
Пол1 |
Возраст |
Важность хорошей сдачи ЕГЭ |
Время на подготовку |
Волнение |
1 |
1 |
17 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
18 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
18 |
1 |
2 |
4 |
4 |
2 |
18 |
3 |
1 |
1 |
5 |
2 |
17 |
1 |
2 |
6 |
6 |
2 |
17 |
1 |
1 |
6 |
7 |
2 |
17 |
1 |
3 |
6 |
1 - 1 — женский пол. 2 - мужской
Результаты приведены в гистограмме:
1 — Меньше часа
2 — От одного до трёх часов
3 — Больше трёх часов
4 — Не беспокоятся
5 — Немного беспокоятся
6 — Беспокоятся
7 — Сильно беспокоятся
Выводы по главе 2.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования были выявлены следующие закономерности:
Заключение
В настоящее время тревожность всесторонне изучается психологией. В особенности в трудах таких психологов как Кочубей, Б., Новикова, Е., Прихожан А.М.
Тревожность в современном мире — весьма распространённое явление, встречающееся как среди молодёжи, так и взрослого поколения. Тревожность наряду с депрессией, стрессами, неврозами и более серьёзными психическими состояниями, является неотъемлемой часть жизни современного человека.
Ученики, подготавливающиеся к сдаче государственных экзаменов, как и люди других социальный групп, стоящие на грани между разными этапами жизни, особенно подвержены тревоге и имеют шансы иметь повышенный уровень тревожности. Данное исследование помогло выяснить, насколько повышен уровень тревожности у выпускников школ, насколько они подвержены тревоге.
Но, безусловно, тему тревожности считать закрытой нельзя. Ещё многое остаётся неизученным и, возможно, в будущем нас ждут новые открытия в области этой проблемы, что изменит наше представление о протекании процесса тревожности и методах понижения её уровня и снижения её негативного воздействия на здоровье человека.
Таким образом, цели и задачи курсового исследования достигнуты. Гипотеза исследования, состоящая в предположении о том, что у учеников 11 класса тревожность выше умеренной, подтвердилась частично.
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Методика Ч.Д. Спилбергера, ЮЛ. Ханина
ШКАЛА САМООЦЕНКИ
Цель. Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность). Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.
Порядок исследования. Текст методики зачитывается экспериментатором или предъявляется испытуемому списком на заранее приготовленных бланках. Текст состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность. Испытуемые, отвечая на утверждения первой части опросника (М° 1-20), выбирают один из четырех вариантов ответов: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Напротив номера утверждения записывают число, соответствующее выбранному ответу. Для второй части опросника (утверждения № 21-40) варианты ответов иные: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда.
Инструкция. «Вам будет зачитан ряд утверждений. Внимательно прослушав каждое из них, выберите из четырех возможных ответов один, наиболее подходящий, по вашему мнению. Напротив номера утверждения запишите число, соответствующее выбранному вами ответу. Для утверждений с 1 по 20 варианты ответов таковы: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да.
После того, как будут зачитаны все предложения первой части, предлагаются новые варианты ответов: «Для следующих 20 утверждений, которые будут вам предложены, варианты ответов другие: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда. Вы так же выбираете самый подходящий и записываете соответствующее ему число».
Обработка данных
Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: №№ 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 – (å1), затем сумма остальных чисел: №№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 – (å2). Затем вычисляется показатель уровня реактивной тревожности:
РТ = å1 - å2 + 35.
Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности:
ЛТ = å1 - å2 + 35.
где å1 – сумма чисел-ответов на утверждения №№ 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
å2 – сумма остальных чисел по пунктам №№ 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Если полученная сумма меньше 30 – это показатель низкой тревожности,
31-45 – умеренная тревожность, 46 и более – высокая тревожность.
Текст опросника
Приложение 2
Методика измерения уровня тревожности
(Шкала Дж.Тейлора)
Опросник состоит из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха)
Инструкция: прочтите внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставьте "+" в случае, если утверждение относится к Вам, "-", если вы не согласны. В случае затруднений возможен ответ "не знаю", тогда поставьте "?".
Информация о работе Изучение уровня тревожности старшеклассников в период подготовки к сдаче ЕГЭ