Изучение уровня тревожности старшеклассников в период подготовки к сдаче ЕГЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления — повышенной тревожности выпускников школ и заключается в необходимости разработки рекомендаций по эмоциональной подготовке учеников к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Повышенные требования к подготовке к экзаменам, факт окончания школы, что неминуемо влечёт за собой смену обстановки, окружения, людей вокруг себя, приводит учеников к мысли что мир для них изменится навсегда без возможности возвращения. А факт окончания старого, привычного мира детства и переход в мир взрослых приводит к одному из страхов — страху неизвестности. А это вызывает заметные изменения в эмоциональном состоянии учеников.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..……………..... 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности и тревоги… 6
1.1 «Тревога» и «тревожность», история возникновения понятий, исследование тревожности……………………………………………………….. 6
1.2 Классификация видов тревожности……………..……………..……………. .9
1.3 Причины появления и развития тревожности……………..……………..…….. 13
Выводы по главе 1 ………………………………………………………………….. 16
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности у старшеклассников ………………………………………………………………………………………. 17
2.1. Программа и методики исследования …………………………………………. 17
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………………………… 18
Выводы по главе 2 …………..…………………………………………….. ………. 22
Заключение …………………………………………………………..………...…… 23
Литература …………………………………………………………...………… 24
Приложение ……………………………………………………………………. 26

Файлы: 1 файл

Kursovaya_1.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Результаты представлены в таблице  I.

Пол1

Возраст

РТ2

ЛТ3

1

1

17

14

35

2

1

18

15

34

3

2

18

11

42

4

2

18

14

33

5

2

17

58

67

6

2

17

8

47

7

2

17

53

61


1 - 1 — женский  пол. 2 — мужской пол

2 - Реактивная тревожность

3 - Личностная  тревожность

Результаты проведения методики Ч.Д. Спилбергера, ЮЛ. Ханина приведены в гистограмме:

На втором этапе исследования с  помощью методики Дж.Тейлора изучен общий уровень тревожности учеников 11 класса.

Результаты представлены в таблице II.

Пол1

Возраст

Уровень тревожности

1

1

17

21

2

1

18

10

3

2

18

21

4

2

18

5

5

2

17

36

6

2

17

7

7

2

17

32


1 - 1 — женский пол. 2 — мужской

Результаты проведения методики Дж. Тейлора приведены в гистограмме:

На третьем этапе исследования с помощью трёх дополнительных вопросов изучено отношение учеников к ЕГЭ и их степень подготовки к ЕГЭ.

Результаты представлены в таблице III.

Пол1

Возраст

Важность хорошей  сдачи ЕГЭ

Время на подготовку

Волнение

1

1

17

1

2

3

2

1

18

1

2

3

3

2

18

1

2

4

4

2

18

3

1

1

5

2

17

1

2

6

6

2

17

1

1

6

7

2

17

1

3

6


1 - 1 — женский пол. 2 - мужской

Результаты приведены в гистограмме:


1 — Меньше часа

2 — От одного до трёх часов

3 — Больше трёх часов

4 — Не беспокоятся

5 — Немного беспокоятся

6 — Беспокоятся

7 — Сильно беспокоятся

Выводы по главе 2.

 

Таким образом, в ходе эмпирического исследования были выявлены следующие закономерности:

      1. Из проанализированных результатов методики  Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина следует вывод, что уровень реактивной тревожности (как  эмоциональное состояние) преимущественно низкий, а уровень личностной тревожности (как устойчивая характеристика, предрасположенность к переживанию тревожности) преимущественно умеренный. Что говорит о том что общего повышенного уровня тревожности не наблюдается.
      2. Из проанализированных результатов методики  Дж.Тейлора следует, что уровень общей тревожности преимущественно высокий.
      3. Из ответов, данных учениками в выборке на дополнительные вопросы, следует вывод, что большинство учащихся в выборке считают важным сдачу ЕГЭ, тратят на подготовку от одного до трёх часов в день и сильно беспокоятся насчёт сдачи ЕГЭ.
      4. Обобщив все имеющиеся данные, можно утверждать, что общий уровень тревожности учеников в представленной выборке достаточно высокий. Но так как из результатов методики Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина следует, что уровень тревожности умеренный, то однозначно говорить об очень высокой тревожности нельзя. Но уровень повышенной тревожности доказан.

Заключение

 

 

 

В настоящее  время тревожность всесторонне изучается психологией. В особенности в трудах таких психологов как Кочубей, Б., Новикова, Е., Прихожан А.М.

Тревожность в современном мире — весьма распространённое явление, встречающееся как среди молодёжи, так и взрослого поколения. Тревожность наряду с депрессией, стрессами, неврозами и более серьёзными психическими состояниями, является неотъемлемой часть жизни современного человека.

Ученики, подготавливающиеся к сдаче государственных экзаменов, как и люди других социальный групп, стоящие на грани между разными этапами жизни, особенно подвержены тревоге и имеют шансы иметь повышенный уровень тревожности. Данное исследование помогло выяснить, насколько повышен уровень тревожности у выпускников школ, насколько они подвержены тревоге.

Но, безусловно, тему тревожности считать закрытой нельзя. Ещё многое остаётся неизученным и, возможно, в будущем нас ждут новые открытия в области этой проблемы, что изменит наше представление о протекании процесса тревожности и методах понижения её уровня и снижения её негативного воздействия на здоровье человека.

Таким образом, цели и задачи курсового исследования достигнуты. Гипотеза исследования, состоящая  в предположении о том, что  у учеников 11 класса тревожность  выше умеренной, подтвердилась частично.

 

Список  литературы

 

 

  1. Айзенк, Х. Психологические теории тревожности/Х.Айзенк //Тревога и тревожность: Хрестоматия. — СПб., 2001.
  2. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В.М.Астапов. — СПб., 2004.
  3. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2003.
  4. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002.
  5. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности / Б.Кочубей, Е.Новикова //Семья и школа. - 2002. - №9.
  6. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших пед. учебных заведений в 3 кн.- Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  7. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М.Прихожан. – М.,2007.
  8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000.
  9. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990.
  10. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности/А.М. Прихожан //Ж. "Психологическая наука и образование" 2001, №2
  11. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. – Казань, 1991.
  12. Психологический словарь, 1997.
  13. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
  14. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  15. "Хрестоматия по психологии" под редакцией А.И. Копытина. – изд. "Питер". – 2001.
  16. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.
  17. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. - №4 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

Приложение 1

 

Методика Ч.Д. Спилбергера, ЮЛ. Ханина

ШКАЛА САМООЦЕНКИ

Цель. Исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность). Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.

Порядок исследования. Текст методики зачитывается экспериментатором или предъявляется испытуемому списком на заранее приготовленных бланках. Текст состоит из двух шкал, по 20 утверждений в каждой, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность. Испытуемые, отвечая на утверждения первой части опросника (М° 1-20), выбирают один из четырех вариантов ответов: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Напротив номера утверждения записывают число, соответствующее выбранному ответу. Для второй части опросника (утверждения № 21-40) варианты ответов иные: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда.

Инструкция. «Вам будет зачитан ряд утверждений. Внимательно прослушав каждое из них, выберите из четырех возможных ответов один, наиболее подходящий, по вашему мнению. Напротив номера утверждения запишите число, соответствующее выбранному вами ответу. Для утверждений с 1 по 20 варианты ответов таковы: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да.

После того, как будут зачитаны все предложения первой части, предлагаются новые варианты ответов: «Для следующих 20 утверждений, которые будут вам  предложены, варианты ответов другие: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда. Вы так же выбираете самый подходящий и записываете соответствующее ему число».

Обработка данных

Подсчитывается  сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: №№ 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 – (å1), затем сумма остальных чисел: №№ 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 – (å2). Затем вычисляется показатель уровня реактивной тревожности:

РТ = å1 - å2 + 35.

 Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности:

ЛТ = å1 - å2 + 35.

где å1 – сумма чисел-ответов на утверждения №№ 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

å2 – сумма остальных чисел по пунктам №№ 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Если полученная сумма  меньше 30 – это показатель низкой тревожности,

31-45 – умеренная тревожность,  46 и более – высокая тревожность.

Текст опросника

  1. Я спокоен.
  2. Мне ничего не угрожает.
  3. Я нахожусь в напряжении.
  4. Я испытываю сожаление.
  5. Я чувствую себя свободно.
  6. Я расстроен.
  7. Меня волнуют возможные неудачи.
  8. Я чувствую себя отдохнувшим.
  9. Я встревожен.
  10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
  11. Я уверен в себе.
  12. Я нервничаю.
  13. Я не нахожу себе места.
  14. Я взвинчен.
  15. Я не чувствую скованности, напряженности.
  16. Я доволен.
  17. Я озабочен.
  18. Я слишком возбужден, и мне не по себе.
  19. Мне радостно.
  20. Мне приятно.
  21. Я испытываю удовольствие.
  22. Я очень быстро устаю.
  23. Я легко могу заплакать.
  24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.
  25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.
  26. Обычно я чувствую себя бодрым.
  27. Я спокоен, хладнокровен и собран.
  28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.
  29. Я слишком переживаю из-за пустяков.
  30. Я вполне счастлив.
  31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
  32. Мне не хватает уверенности в себе.
  33. Обычно я чувствую себя в безопасности.
  34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.
  35. У меня бывает хандра.
  36. Я доволен.
  37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
  38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
  39. Я уравновешенный человек.
  40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Приложение 2

 

Методика измерения уровня тревожности

(Шкала Дж.Тейлора)

Опросник состоит  из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха)

Инструкция: прочтите внимательно каждое из приведенных  ниже утверждений и поставьте "+" в случае, если утверждение относится к Вам, "-", если вы не согласны. В случае затруднений возможен ответ "не знаю", тогда поставьте "?".

      1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
      2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
      3. У меня редко бывают запоры.
      4. У меня редко бывают головные боли.
      5. Я редко устаю.
      6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
      7. Я уверен в себе.
      8. Практически я никогда не краснею.
      9. По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
      10. Я краснею не чаще, чем другие.
      11. У меня редко бывают сердцебиение и одышка.
      12. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые.
      13. Я застенчив не более, чем другие.
      14. Мне не хватает уверенности в себе.
      15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
      16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
      17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
      18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
      19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
      20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
      21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
      22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
      23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
      24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
      25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.
      26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
      27. Я работаю с большим напряжением.
      28. Я легко прихожу в замешательство.
      29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или чего-нибудь.
      30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
      31. Я часто плачу, у меня глаза "на мокром месте".
      32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
      33. Раз в месяц у меня бывает расстройство стула (или чаще).
      34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
      35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
      36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
      37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
      38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
      39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость и это чрезвычайно смущает меня.
      40. Даже в холодные дни я легко потею.
      41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что ме трудно заснуть.
      42. Я - человек легко возбудимый.
      43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
      44. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана и я вот-вот выйду из себя.
      45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
      46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей.
      47. Я почти все время испытываю чувство голода.
      48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
      49. Жизнь для меня всегда связана с необычным напряжением.
      50. Ожидание всегда нервирует меня.

Информация о работе Изучение уровня тревожности старшеклассников в период подготовки к сдаче ЕГЭ