Изучение влияния внимания младших школьников на их успеваемость и самоконтроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 04:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимается больше всего, возможно, потому что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................3
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИ-КОВ………………………….……..5
1.1 Сущность и содержание понятия внима-ние………………………………......5
1.2 Изучение основных свойств внимания младших школьни-ков………..13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗВИ-ТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ САМОКОН-ТРОЛЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ ………………………………………………………....16
2.1 Диагностика методов исследования внимания младших школьни-ков…………………………16
2.2 Результаты уровня развития внимания младших школьни-ков……....20
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ.....................................................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………………………………………...….29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………...…..31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……….....................................................................................................34

Файлы: 1 файл

0788970_F9E26_izuchenie_vliyaniya_vnimaniya_mladshih_shkolnikov_na_ih_uspe.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам тестирования выделяются дети, нуждающиеся в более подробном обследовании внимания. Далее выявляются категории детей, нуждающихся в развивающих занятиях. Существуют приемы и методы снятия утомления и повышения работоспособности учеников (Приложение 1). Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и умственную работоспособность. Ученый установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам зрения и слуха, восстанавливают эмоционально-положительное состояние.

Также существует набор корректурных проб (надо в 5–6 строчках вычеркнуть 2–3 буквы разными способами). Выполнять эти задания надо в течение двух месяцев, желательно не менее 5 дней в неделю, по 3–5 минут в день, с обязательной самопроверкой. В регулярном выполнении этих заданий ребенок заинтересован не меньше родителей, так как по истечении двух месяцев проводится контрольное тестирование, позволяющее оценить эффективность занятий. Также рекомендуется применять общие упражнения по развитию внимания (Приложение 2).

Детям, которые постоянно отвлекаются  на уроке, не могут усидеть на месте, с трудом включаются в работу, рекомендуется  посещать индивидуальные или групповые занятия с психологом. Такие занятия должны проходить не менее двух раз в неделю.

Можно использовать упражнения на развитие переключаемости (например, подчеркивать буквы разным цветом), распределения внимания (например, надо одновременно рисовать последовательность фигур и слушать рассказ, чтобы потом ответить на вопросы), объема памяти (запомнить 7–10 предметов, слов и т.д.) или концентрации внимания (например, игра «Самый сосредоточенный», когда один выполняет какое-то задание, требующее повышенной сосредоточенности, а остальные ему всячески мешают).

Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и  тем больше у него возможностей ее решить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Поэтому и рекомендуется любую учебную информацию давать ребенку в игровой форме. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бетелева, Т. Г. Сенсорные механизмы развивающегося мозга : учеб. пособие для вузов / Т. Г. Бетелева. – М. : Просвещение, 1997. – 176 с.
  2. Ермолаев, О. Ю. Внимание школьника : учеб. пособие для вузов / О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова ; [под общ. ред. О. Ю. Ермолаева]. – М. : Академия, 2002. – 236 с.
  3. Волкова, Е. Н. Использование средств логопедической ритмики при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников / Е. Н. Волкова // Начальная школа. – 2005. – №11. – С. 15-19
  4. Выготский, А. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3 / А. С. Выготский ; [Сост. Г. И. Козырев].  – М. : Педагогика, 1991. – 532с.
  5. Мухина, В. С. Детская психология : учебник для пед. ин-тов / В. С. Мухина ; [под ред. Л. А. Венгера]. – 2-е изд., перераб. – М. : Владос, 1995. – 345 с.
  6. Детская психология : учебник для вузов / Я. Л. Коломинский [и др.] ; [под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько]. – Минск : Университетское, 1988. – 399 с.
  7. Дубровинская, Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания : учеб пособие / Н. В. Дубровинская. – М. : Просвещение, 1995. – 144 с.
  8. Корчемлюк, О. М. Развитие памяти и внимания в начальных классах : учебное пособие для вузов / О. М. Корчемлюк. – М. : Новая школа, 1994. – 120 с.
  9. Кудрявцева, М. Д. Веселые минутки / М. Д. Кудрявцева // Начальная школа. – 2005. – №1 – С. 12
  10. Левченко, И. Ю. Значение дидактических игр в развитии младших школьников : учеб. пособие / И. Ю. Левченко. – М. : Прогресс, 1989. – 287 с.
  11. Лурия, А. Р. Внимание и память : курс лекций / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2001. – 224 с.
  12. Немов, Р. С. Психология : в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1995. – 576 с.
  13. Платонов, К. К. Психологический практикум : учеб. пособие / К. К. Платонов. – М. : Академия, 1995. – 362 с.
  14. Познавательные процессы и способности в обучении : учеб. пособие / В. Д. Шадриков [и др.]. – М. : Просвещение, 1995 – 304 с.
  15. Практикум по общей психологии : учебно-методическое пособие /  А. И. Щербаков. [и др.]. – М. : Просвещение, 1979. – 268 с.
  16. Практикум по психологии : учеб. пособие для вузов / А. Н. Леонтьев [и др.]. – М. : Просвещение, 1997. – 244 с.
  17. Пуни, А.Ц. Практические занятия по психологии : учеб. пособие / А. Ц. Пуни. – М. : Владос, 1997. – 164 с.
  18. Практическая психология : учебно-методическое пособие / С. В. Кондратьева [и др.]. – Минск : Университетское, 1997. – 212 с.
  19. Лаврентьева, Т. В. Психолог в детском дошкольном учреждении : методич. рекомендации к практической деятельности / Т. В. Лаврентьева. – М. : Новая школа, 1996. – 144 с.
  20. Сосновский, Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии : учеб. пособие для вузов / Б. А. Сосновский. – М. : Просвещение, 1999. – 220 с.
  21. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учебник для пед. ин-тов / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999. – 414 с.
  22. Ярошевский, М. Г. Теоретическая психология : учеб. пособие для вузов / М. Г. Ярошевский, А. В. Петровский ; [под ред. М. Г. Ярошевского]. – М. : Академия, 2001. – 496 с.

 

 

 

 

 

Приложение 1.

  

Упражнения  на снижение утомления:

1. Дерево

И.п. - стоя, ноги вместе. Одновременно со вдохом плавно поднять руки вверх  и сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута. Дыхание свободное.

Упражнение  на расслабление:

1 Поглаживание рук.

И.п. стоя свободно, руки перед грудью. Активно потереть ладонью о ладонь в течение 10-15 секунд

Теплой ладонью одной  руки выполнить  поглаживание тыльной  части другой руки, от пальцев к  запястью (5-7 раз). Поменять руки и выполнить  поглаживание другой рукой (5-7 раз). После этого выполнить поглаживание сначала одного, затем другого предплечья.

2.Фея сна.

И.п.- стоя по кругу. Фея  сна поочередно подходит к детям, касается плеча волшебной палочкой, и те закрывают глаза, расслабляют  мышцы, и «засыпают».

Упражнения  для снятия напряжения глаз. (см упр. для глаз)

Упражнения  на психорегуляцию.

  1. Поглаживание шеи.

И.п. – стоя - правую руку положить на шею ниже затылка и выполнить 8-10 растираний. Менять руки и выполнить то же левой рукой.

Упражнение  на внимание

1.Солнышко и тучка.

Солнце зашло за тучу, стало свеж – сжаться в комок, чтобы согреться(задержать дыхание 3-4 сек.)

Солнце вышло из-за тучки, стал жарко – расслабиться, сделать глубокий выдох.

  1. Сосулька.

«У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет - гвоздь упадет».

Дети поднимают руки над головой, затем роняют расслабленные руки и приседают.

 

  В состав физкультминуток  можно включать комплексы, состоящие  из 4-6 упражнений, 2-3 из них должны  целенаправленно формировать осанку, 2-3 – для плечевого пояса, рук  и туловища и упражнения для  ног. Количество повторений   4-6 раз.

   Физкультминутки могут проводиться  без предметов и с предметами: мячами, шарами, гимнастическими палками  скакалками

Комплекс №1

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко.

  1. 1-4 –ходьба на месте по кругу.
  2. и.п.- о.с. 1-наклон вправо; 2- наклон влево; 3- наклон вперед; 4 – и.п.
  3. и.п.- о.с. 1-4 - ходьба в низком приседе, 5-8 – и.п.
  4. и.п. – о.с.1-4 –полуприседая, «погрозить пальцем»; 5-8- и.п.

 

Комплекс №2 (продолжение)

Лапками гребите, зернышки ищите.

Съели толстого жука, дождевого червяка.

Выпили водицы полное копытце.

  1. И.п.-о.с.1-4- согнуть правую ногу и разогнуть вправо; 5-8 – согнуть левую ногу и разогнуть влево
  2. и.п.-о.с.-1-2- поглаживание живота сверху-вниз;3-4- руки вверх -в стороны.
  3. и.п.-о.с.- 1-2-поворот направо, руки за спиной; 3-4 – поворот налево, руки за спиной.
  4. 1-4 – прыжки на двух норах вперед, назад.

 

 

 

Упражнения  для глаз

На улучшение  циркуляции крови в органе зрения

  1. Сомкните веки обоих глаз на 4-5 секунд; повторите 6-8 раз.
  2. Быстро моргайте глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое в течение 10-

15 секунд, затем повторите то  же самое 3 раза с интервалом 7-10 секунд.

3. Сомкните веки обоих глаз  и указательным пальцем соответствующей руки, массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.

4. Сомкните веки обоих глаз  и тремя пальцами слегка надавливайте  на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд.

5. Прижмите указательными пальцами  брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба.

 

 

 

На укрепление глазодвигательных мышц.

  1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положение головы; повторите 8-10 раз.
  2. Медленно переведите взгляд вправо, влево и обратно: повторите 8-10 раз.
  3. Медленно переведите взгляд вправо-влево, влево - вниз и обратно; повторите 8-10 раз.
  4. Сделайте круговые движение глазами в одном, затем в другом направлении. Повторите 4-6 раз.

На снятие зрительного утомления

(выполнять каждые 20-25 минут зрительной нагрузки)

  1. Совершить 15 колебательных движений глазами по горизонтали.
  2. Совершить 15 круговых вращательных движений глазами слева – направо.
  3. Совершить 15 круговых вращательных движений глазами справа - налево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Упражнение «Мой любимый фрукт»

 

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в  группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

 

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

 

2.   Упражнение «Не собьюсь» 

 

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

 

Психолог предлагает следующие  задания:

 

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

 

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

 

3.   Упражнение «Наблюдательность» 

 

Упражнение на развитие зрительного  внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

 

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

 

4.   Упражнение «Муха 1» 

 

Упражнение на развитие концентрации внимания

 

Для этого упражнения требуется  доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

 

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

 

 

 

5.   Упражнение «Селектор» 

 

Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания

 

Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

 

 

 

6.   Упражнение «Летает – не летает»

 

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

 

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают  руки. Если не летает - руки у детей  опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Информация о работе Изучение влияния внимания младших школьников на их успеваемость и самоконтроль