Различают
также идеальный и реальный эксперимент.
Понятие «идеальный эксперимент» ввел
в употребление Д. Кэмпбелл. Идеальный
эксперимент предполагает изменение экспериментатором
только независимой переменной, зависимая
переменная контролируется. Другие условия
эксперимента остаются неизменными. Идеальный
эксперимент предполагает эквивалентность
испытуемых, неизменность их характеристик
во времени, отсутствие самого физического
времени (как это ни парадоксально звучит),
возможность проводить эксперимент бесконечно.
Следствием этого является проведение
всех экспериментальных воздействий одновременно.
Идеальный эксперимент противостоит реальному,
в котором изменяются не только интересующие
исследователя переменные, но и ряд других
условий. Соответствие идеального эксперимента
реальному выражается в такой его характеристике,
как внутренняя валидность (validity) – достоверность
результатов, которую обеспечивает реальный
эксперимент по сравнению с идеальным.
Внутренняя валидность характеризует
меру влияния на изменение зависимой переменной
тех условий (независимой переменной),
которые варьирует экспериментатор.
Приведем
основные этапы психологического экспериментального
исследования и кратко рассмотрим их
содержание.
1.
Любое исследование начинается
с определения его темы. Тема
ограничивает область исследований,
круг проблем, выбор предмета,
объекта и метода. Однако первым
этапом собственно исследования
является первичная постановка
проблемы. Исследователь должен
уяснить себе, чем он неудовлетворен
в современном психологическом знании,
где он ощущает пробелы, какие теории дают
противоречащие друг другу объяснения
поведения человека и т.д.
Эмпирическое
исследование проводится в трех основных
случаях:
• проверка
гипотезы о существовании явления;
• проверка
гипотезы о существовании связи явлений;
• проверка
гипотезы о причинной зависимости явления
А от явления В.
Собственно
эксперимент применяется только
для обнаружения причинной связи
явлений.
2.
После первичной постановки проблемы
наступает этап работы с научной
литературой. Исследователь должен
ознакомиться с экспериментальными
данными, полученными другими
психологами, и попытками объяснения
причин заинтересовавшего его
явления. (6)
К
услугам современного исследователя
компьютерные базы данных, сети Internet или
Relcom и др., библиотеки, специализированные
журналы.
Первичная
работа начинается с поиска определений
базовых понятий, которые содержатся
в психологических словарях, а
также в словарях и энциклопедиях
по смежным дисциплинам. Там же имеются
и ссылки на основные публикации по
проблеме. Следующий шаг – составление
библиографии по тематике исследования
с помощью библиотечных систематических
каталогов. Предварительное знакомство
с публикациями на тему исследования
можно получить из реферативных журналов.
В нашей стране единственный журнал
такого рода, издаваемый ВИНИТИ, – «0.4.
Биология. Раздел 0.4.II. Психология». Из
зарубежных изданий наиболее авторитетным
является Psychological Abstract, выпускаемый Американской
психологической ассоциацией. В нем содержатся
краткие аннотации на большинство работ,
выходящих в англоязычных психологических
журналах. Более подробную информацию
об исследованиях, относящихся к выделенной
проблеме, следует искать в самих публикациях:
статьях научных журналов, сборниках и
монографиях. Наиболее авторитетные психологические
российские научные журналы: «Психологический
журнал», издаваемый Российской академией
наук; «Вопросы психологии» – орган Российской
академии образования; «Вестник МГУ, серия
Психология», выпускаемый издательством
МГУ; «Психологическое обозрение» – орган
Российского психологического общества;
«Школа здоровья», издаваемый Центром
«Диагностика, адаптация, развитие» им.
Л.С. Выготского; «Иностранная психология»,
издаваемый Институтом психологии РАН.
Результат
работы над литературным обзором
– это уточнение проблемы, возникновение
новой гипотезы и идеи плана экспериментального
исследования. Возможно, что психолог
и откажется от исследования, так как проблема
может показаться неразрешимой или, наоборот,
настолько исследованной, что ничего нового
к имеющимся результатам добавить уже
нельзя.
3.
На следующем этапе происходит
уточнение гипотезы и определение
переменных. Первичная постановка
проблемы уже скрыто предполагает
варианты ответа на нее. Экспериментальная
гипотеза, в отличие от теоретической,
должна быть сформулирована в виде импликативного
высказывания: «Если... то...». Кроме того,
она должна быть конкретизирована и операционализирована.
Это означает, что входящие в высказывание
«если А, то В» переменные А и В должны
контролироваться в эксперименте: А –
управляться экспериментатором, а В –
регистрироваться непосредственно или
с помощью аппаратуры. Определение переменных
в терминах экспериментальной процедуры
и их операционализация завершают этап
уточнения гипотезы. Тем самым уточняется
предмет экспериментального исследования:
та сторона психики, на которую направлено
экспериментальное воздействие и которая
регулирует проведение, регистрируемое
в ходе эксперимента. Психическая реальность
всегда выступает в эксперименте «переменной-модератором»,
или «промежуточной переменной». Психолог
управляет не психической реальностью,
а внешними параметрами ситуации, воздействующими
на психику испытуемого. Регистрируя независимую
переменную, он исходит из того, что между
«переменной-модератором» и параметрами
поведения существует функциональная
(психорегулятивная) связь. Это основная
общая гипотеза – предпосылка любого
психологического эксперимента. Следует
отметить, что встречающиеся в ряде бюрократических
документов требования обязательно описать
актуальность, научную новизну, практическую
значимость исследования, выделить его
«цели», «задачи» и др. к организации и
планированию реальной научной работы
никакого отношения не имеют. Помимо независимой,
зависимой переменных и «переменной-модератора»
должны быть определены и операционализированы
внешние переменные, которые могут влиять
на зависимую переменную.
4.
Исследователь должен выбрать
экспериментальный инструмент, который
позволял бы ему:
а)
управлять независимой переменной;
б)
регистрировать зависимую переменную.
Речь идет о конкретной методике и
аппаратуре психологического эксперимента.
Кроме того, условия эксперимента
(помещение, ситуация, время и др.)
должны либо элиминировать влияние
внешних переменных, либо сохранять
константность величины их воздействия
на зависимую переменную.
Характер
используемой аппаратуры определяется
тем, какую методику выберет или
сконструирует экспериментатор. В
психологическом эксперименте может
применяться самая разнообразная
аппаратура, в том числе психофизиологическая.
Следует лишь избегать перегрузки испытуемого
избыточными для исследования тестами.
К сожалению, в России не налажен выпуск
аппаратуры для проведения психологических
экспериментальных исследований. Нет
стандарта оборудования экспериментальных
лабораторий. Выпуск тестовых методик
также не удовлетворяет потребности исследователей
и практиков. Поэтому основная аппаратура
либо изготавливается самостоятельно,
кустарным способом, либо, если это возможно
(преимущественно в психофизиологических
исследованиях), используется медицинское
оборудование и аппаратура для биофизических
и психофизиологических исследований.
5.
Планирование экспериментального
исследования является центральным
этапом всей процедуры. В первую
очередь речь идет о выделении
внешних переменных, которые могут
влиять на зависимую переменную.
Планирование необходимо для
обеспечения внешней и внутренней валидности
эксперимента. Специалисты рекомендуют
многочисленные техники контроля внешних
переменных. Следующим шагом является
выбор экспериментального плана. Какой
план предпочтительнее? Ответ на этот
вопрос зависит от того, какова экспериментальная
гипотеза, какое число внешних переменных
вы должны контролировать в эксперименте,
какие возможности предоставляет ситуация
для проведения исследований и т.д. При
ограниченности времени и ресурсов (в
том числе финансовых) выбирают максимально
простые экспериментальные планы. Для
проверки сложных гипотез, требующих управления
несколькими независимыми переменными
и/или учета многих дополнительных переменных,
используют соответствующие усложненные
планы.
6.
Отбор и распределение испытуемых
по группам проводится в соответствии
с принятым экспериментальным
планом. Всю совокупность потенциальных
испытуемых, которые могут быть
объектами данного психологического
исследования, обозначают как популяцию,
или генеральную совокупность. Множество
людей или животных, принимающих
участие в исследовании, называют
выборкой. Состав экспериментальной
выборки должен моделировать, представлять
(репрезентировать) генеральную совокупность,
поскольку выводы, получаемые в
эксперименте, распространяются на
всех членов популяции, а не
только на представителей этой
выборки. Одно из требований
к выборке – репрезентативность.
Выборка должна качественно и
количественно представлять генеральную
совокупность, основные типы потенциальных
испытуемых, существующие в популяции.
Испытуемые должны быть правильно распределены
по экспериментальной и контрольным группам,
чтобы все группы были эквивалентными.
Существует множество конкретных приемов
формирования выборки.
7.
Проведение эксперимента является,
очевидно, наиболее ответственной
частью исследования, требующей
от человека не только знаний
и навыков, но и способностей к экспериментированию.
Кратко охарактеризуем основные этапы
проведения эксперимента.
а)
Подготовка эксперимента.
Исследователь
готовит экспериментальное помещение
и оборудование. Если это необходимо,
проводится несколько пробных опытов
для отладки процедуры эксперимента.
Важнейшим моментом является разработка
и уточнение инструкции. Она должна
состоять из кратких предложений, каждое
из которых включает не более 11 слов.
В инструкции с помощью абзацев
выделяются смысловые блоки. Ее проверяют
на понятность и простоту, проводя
предварительный опыт на 5-10 испытуемых.
б)
Инструктирование и мотивирование
испытуемых.
Инструкция
должна включать в себя мотивационные
компоненты. Испытуемый должен знать,
какие возможности предоставляет
ему участие в эксперименте. Это
может быть денежная оплата (характерно
для американской и бывшей советской психологии),
информация о его способностях и личностных
чертах, помощь в решении личных проблем
и т. д. Поскольку ситуация эксперимента
для большинства испытуемых непривычна,
они испытывают тревогу, их внимание может
флуктуировать. Кроме того, скорость понимания
инструкции зависит от индивидуальных
когнитивных способностей, особенностей
темперамента, знания языка и т. д. Поэтому
следует проверить, правильно ли испытуемые
поняли инструкцию, и повторить ее при
необходимости, избегая, однако, дополнительных
развернутых комментариев.
в)
Экспериментирование
Вначале
следует убедиться в дееспособности
испытуемого, в том, что он здоров
и желает участвовать в эксперименте.
Перед экспериментатором должна
лежать инструкция, в которой зафиксирован
порядок его действий в ходе исследования.
Обычно в эксперименте принимает
участие и ассистент. Он берет
на себя вспомогательные задачи. Чаще
всего именно ассистент ведет
протокол, в котором фиксируются
ответы испытуемого. Кроме того, ассистент
ведет общее наблюдение за поведением
испытуемого и его состоянием,
а также за всеми отклонениями
от стандартной процедуры эксперимента.
Он же следит за работой аппаратуры.
Если эксперимент проводится с использованием
компьютера, то внимание ассистента и
экспериментатора освобождается от
ряда рутинных процедур. Эксперимент
в зависимости от целей исследования
может быть частично или полностью
автоматизированным. Проблеме автоматизации
психологического исследования и применению
компьютеров в эксперименте на человеке
посвящено множество монографий
и сборников научных работ. Протоколировать
ответы испытуемого лучше сразу
посредством ввода данных в электронную
таблицу, которая создается в
компьютере (пакет EXCEL). В любом случае
рекомендуется регистрировать дополнительные
признаки поведения испытуемого, его
эмоциональные реакции по ходу эксперимента.
Необходимым завершающим этапом
является постэкспериментальное интервью.
По завершении эксперимента следует провести
беседу с испытуемым и поблагодарить его
за участие в исследовании.
8.
Выбор методов статистической
обработки, ее проведение и
интерпретация результатов –
следующий этап исследования.
Обычно
методы обработки данных выбираются
на стадии планирования эксперимента
или же еще раньше – при выдвижении
экспериментальной гипотезы. Экспериментальная
гипотеза преобразуется в статистическую.
Возможных типов статистических гипотез
в экспериментальном исследовании немного:
а)
о сходстве или различии двух и
более групп;
б)
о взаимодействии независимых переменных;
в)
о статистической связи независимых
и зависимых переменных;
г)
о структуре латентных переменных
(относится к корреляционному
исследованию).
Статистические
оценки дают информацию не о наличии,
а о достоверности сходств
и различий результатов контрольных
и экспериментальных групп.
9.
Выводы и интерпретация результатов
завершают исследовательский цикл.
Итогом экспериментального исследования
является подтверждение или опровержение
гипотезы о причинной зависимости
между переменными: «Если А, то В».
Подтверждение
статистических гипотез (о различиях,
связи и пр.) – решающий, но не
единственный аргумент в пользу принятия
экспериментальной гипотезы. Исследователь
сопоставляет свои выводы с выводами
других авторов, высказывает гипотезы
о причинах сходства или различия
между данными, полученными им самим,
и результатами предшественников. И
наконец, он интерпретирует свои выводы
в терминах теоретической гипотезы.
Он должен ответить на вопрос: можно
ли считать подтверждение или
опровержение эмпирической гипотезы подтверждением
или опровержением той или
иной теории. Возможно, что ни одна теория
не может объяснить полученные в
эксперименте результаты. Тогда экспериментатор,
если он склонен к теоретизированию,
пытается сам теоретически объяснить
полученные в эксперименте результаты.
Кроме того, он высказывает предположения
о возможности обобщения и
переноса полученных им данных на другие
ситуации, популяции и т.д.
10.
Конечным продуктом исследования
являются научный отчет, рукопись
статьи, монография, письмо в редакцию
научного журнала.
В
заключение, приведем пример психологического
эксперимента: исследование Интернет-общения.