Эксперимент в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Эксперимент, где объектом исследования является человек, а предметом — человеческая психика, отличается тем, что его нельзя провести без включения испытуемого в совместную деятельность с экспериментатором. Испытуемый должен знать не только цели и задачи исследования (не обязательно истинные цели), но понимать, что и для чего он должен делать в ходе эксперимента, более того — личностно принимать эту деятельность.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
2. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ……………………4
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ВИДЫ…………….6
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..15
5. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………16

Файлы: 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 44.15 Кб (Скачать файл)

       Целью исследования явилось изучение особенностей общения посредством Интернета.

       Было  проведено первоначальное исследование с использованием наблюдения, анализа  текстов переписки, беседы с пользователями Интернет. Кроме того, был проведен опрос пользователей в возрасте от 21 до 30 лет с высшим и незаконченным высшим образованием, разного пола и профессиональной принадлежности, статистическая обработка результатов опроса.

       В Интернете возможно:

       • Общение между людьми, знакомыми в реальной жизни (Интернет, как правило, используется как средство, более удобное в тех или иных условиях).

       • Общение между незнакомыми людьми:

       а) Поиск знакомств и общение  посредством сети, участники которого желают перехода к общению в реальной жизни. Интернет становится доступным  и крайне облегченным, по сравнению  с реальной жизнью, способом расширения круга общения, образования новых  связей и знакомств. Подобного рода общение особо увлекает людей, испытывающих по тем или иным причинам трудности  при первоначальном контакте в обыденной  действительности.

       б) Общение посредством сети, участники  которого не стремятся или избегают перехода к общению в реальной жизни.

       Существуют  следующие особенности общения  через Интернет:

       • Анонимность.

       Несмотря  на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера, и даже фотографию собеседника, они  не дают реальной картины личности. Кроме того, часто наблюдается  эффект сокрытия или презентации  ложных сведений. Следствием этого  является безответственность и безнаказанность  в сети, то есть пользователь может  проявить большую свободу высказываний (вплоть до оскорблений), передавать ложную информацию, вводить в заблуждение, практически не получая за подобные действия наказания или отрицательной  оценки.

       • Добровольность.

       Пользователь  добровольно завязывает контакты или  уходит от них, а так же может прервать их в любой момент.

       • Затрудненная эмоциональность, которая частично компенсируется специально разработанной знаковой системой передачи эмоций.

       • Ролевостъ.

       Зачастую  пользователь подает себя по-иному, чем  в реальной жизни, и, воспринимая  своего собеседника, домысливает, создает  его образ, отличный от реального. Личный опыт пользователей по переходу от виртуальных контактов к реальным показывает, что, как правило, они испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности.

       Выделены  следующие причины обращения  к Интернету как средству общения:

       • Недостаточное насыщение общением в реальных контактах.

       Большинство опрошенных оценивают общение по Интернет как «суррогатное», «малоценные  контакты», «развлекательная, игровая  деятельность» и предпочитают реальное общение, используя сеть в случае, когда реальные контакты по тем или  иным причинам затруднены. Эта категория  людей легко отказывается от Интернет-общения, испытывает потерю интереса к нему в случае насыщения и удовлетворения потребности в общении в условиях реальных контактов.

       • Реализация качеств личности, ролей, которые не находят воплощения в реальной жизни или скрываются (так как считаются человеком социально неприемлемыми, несоответствующими его социальному статусу и т.д.)

       Например, социальный статус женатого мужчины  не соотносится с активным флиртом  и многочисленными романтическими взаимоотношениями и контактами. Но в Интернете за счет анонимности и безответственности можно проиграть любые флиртовые роли и другие проявления сексуальности (вплоть до порнографических). 50% из опрошенных женщин и мужчин, находящихся в браке, признают, что Интернет является для них возможностью иметь романтические отношения (из не состоящих в браке на это указывают лишь 17%).

       • Интернет-общение позволяет проиграть и реализовать любое фантастическое «Я», то есть самореализоваться в новом качестве, не свойственном привычным социальным ролям в реальной жизни. Появляется качественно новое маскарадное поведение и общение.

       Получение психотерапевтической помощи, поддержки, сочувствия и понимания.

       В отличие от подобного рода контактов  в реальной жизни, терапевтическое  общение в Интернет обладает большей  открытостью, доверительностью, разнообразием  проблем, открытых для обсуждения.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       До  сих пор не решена главная проблема — определение значимости влияния  факторов экспериментальной ситуации, а также "веса" этого влияния: речь идет о создании экологически валидных формализованных моделей  психологического эксперимента. Задачи подобного рода решаются специалистами  многих естественных наук.

       Однако  установлено главное — влияние  фактора ситуации эксперимента нельзя "вынести за скобки". Он является непременным условием проведения психологического эксперимента.

       На  практике исследования организуются и  проводятся так, чтобы влияние известных  социально-психологических факторов было минимальным и им можно было бы пренебречь. Здесь помогает индивидуальное мастерство и интуиция экспериментатора. Но это удается далеко не всегда. Хорошо, если экспериментатор имеет  в качестве испытуемого взрослого  человека в нормальном эмоциональном  состоянии, который сходен с ним  по социальному статусу, культурной, национальной и расовой принадлежности. Хорошо, если условия эксперимента не задевают чести и достоинства  испытуемого и к экспериментатору он не испытывает никаких чувств.

       Во  всех остальных случаях можно  рекомендовать использовать искусственные  приемы проведения эксперимента, изложенные в этой главе, а если это невозможно — подробно описать в публикации ситуацию эксперимента и все предполагаемые социально-психологические факторы, т.е. причины артефактов.

       Осуществление исследования предполагает осознание  и фиксацию цели исследования, средств  исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата. Исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Выделяют также поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие исследования. В отечественной и зарубежной психологии существует много способов классификации методов психологического исследования. В частности выделяют экспериментальные и неэкспериментальные методы. К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение, беседа, и «архивный» метод.

       Эксперименты  бывают исследовательские, подтверждающие и поисковые. Различие их обусловлено  уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой  и независимой переменных. Используются также понятия «критический эксперимент», «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование», или «естественный эксперимент». Различают также идеальный и реальный эксперимент. 
 

    1. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Методология и методы социальной психологии/Под ред.Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1977.
  2. Материалы 1-й Московской конференции студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы», часть 1, – М.: Издательство СГИ, 1999.
  3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М, 1980.
  4. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск, 1988
  5. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. М, 1946.

Информация о работе Эксперимент в социальной психологии