Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 00:46, реферат

Описание работы

В процессе экспериментального исследования мы использовали следующие методы: наблюдение, беседа с учителем, изучение документации: заключение ПМПК, характеристики, дневники наблюдений; методики «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».
Исследование проводилось в течение учебного года. На уроках использовались индивидуальные, групповые, фронтальные методы работы. Предпочтение отдавалось индивидуальной форме работы.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

Анализ результатов свидетельствует, что 5 учащихся с нарушением интеллекта (41,7% школьников от всего количества испытуемых) отмечается средний уровень  развития мелкой моторики. У данных учащихся при работе с пластилином  были выявлены следующие особенности: они не могут отделять от общего куска нужное количество пластилина, поэтому нарушается пропорция, и  соразмерность деталей и колбаски получаются то слишком тонкие, то слишком  толстые.

Низкий уровень развития мелкой моторики показали 4 ребенка (33, 3% школьников). У учащихся движения рук неловки, слабы, отсутствует  координированность действий обеих  рук, у них не сформированы операции раскатывания и вдавливания, поэтому  теряется форма образца, они испытывают трудности при склеивании деталей.

1 ученик, что составило  8,3% от всего количества испытуемых, отказался от выполнения работы. Данный ребенок находится на  очень низком уровне.

Методика «Рисование по замыслу». Первоклассникам было предложено работать по своему замыслу. Перед уроком рекомендуется детские работы, выполненные на предыдущем уроке («Замороженные окна», «Узоры на стекле»), прикрепить к мольберту, имитируя окно с открывающимися ставнями.

Учитель. Как, ребята, поживаем? Вроде, кажется скучаем? И развеять, чтобы скуку позовем-ка мы Ауку.

Кукла Аука. Ой, ребята как  я рад. К вам явился на урок. Я  что было сил бежал, как ау вдруг  услыхал. Рассматривает окно – А  я окна так люблю изредка и  пошалю: загляну в окошко, посмеюсь немножко. Но в лесу, где окна взятии? Может быть нарисовать. То, что видно  за окном: лес, трамвай, а может дом? Все-все, что хотите вы изобразите.

Дети рисуют на свободную  тему материалом по выбору.

Показания выполнения данного  задания представлены в таблицах 3. «Уровень развития мелкой моторики на уроке рисования младших школьников с нарушением интеллекта».

 

Таблица 3. Уровень развития мелкой моторики на уроке рисования младших школьников с нарушением интеллекта

 

Всего учащихся

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

очень низкий

кол-во учащихся

%

кол-во учащихся

%

кол-во учащихся

%

кол-во учащихся

%

12

3

25

4

33,3

4

33,3

1

8,3


 

3 ученика (25%) выполнили  задание на высоком уровне.

Данные, представленные в  таблице свидетельствуют, что у 4 школьников (33,3% учащихся) средний уровень  развития мелкой моторики.

Низкий уровень наблюдается  у 4 ребят (33, 3% учащихся). Результаты показали, что школьники не могут держать  карандаш, кисть, не регулируют силу нажима, не справлялись с ритмичными повторениями однородных движений.

От работы отказался 1 ребенок, что составило 8, 4% от количества испытуемых. Данный ученик отражен нами в таблице  с очень низким уровнем.

Методика «Деревья из бумажных лент» развивает аналитическое мышление т.е. анализировать способы выполнения работы, навык самоконтроля в процессе работы. А также развитию согласованности в работе глаз и рук совершенствованию координации движений, гибкость, точность в действиях.

Инструкция:

Необходимо нарезать перед  уроком бумажные полосы шириной от 5 мм до 1,5 см и длиной до 25 см в количестве 15 – 20 штук для одного ребёнка.

Бумажные полосы собираются в плотный пучок с одного конца. Одной из полосок (приклеивая её) обматывают по спирали будущий ствол дерева. Полоса должна плотно облегать ствол. Обмотав 5–6 см снизу, от основного пучка отделяют 3–5 полосок, собирают их в отдельный пучок, отводят в сторону и продолжают накручивать до сведущего ответвления. Концы полосок пока оставляют в свободном провисании. Число ответвлений делают на своё усмотрение, но каждую ветвь «лепят» в нужном направлении до полного высыхания клея.

Одну из нарезанных полосок  бумаги шириной 0,5–1,5 см произвольной длины накручивают на карандаш. Витки должны быть плотными. После окончательного скручивания карандаш вынимают. Ажурность спиралей зависит от диаметра стержня и ширины полоски бумаги.

Данная методика позволяет  развить навык соотношения силы нажима с качеством бумаги; соотношение  амплитуды движений с длиной полосы.

Показания выполнения данного  задания представлены в таблице 4. «Уровень развития мелкой моторики на уроке бумагопластика младших школьников с нарушением интеллекта»

 

Таблица 4. Уровень развития мелкой моторики на уроке бумагопластика младших школьников с нарушением интеллекта

 

Всего учащихся

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

кол-во учащихся

%

кол-во учащихся

%

кол-во учащихся

%

12

1

8,3

5

41,7

6

50


 

Данные представленные в  таблице 4 показали, что на высоком  уровне развития находится 1 учащийся, что составляет 8,3%.

Средний уровень показали 5 школьников (41,7%). Дети с трудом закручивают  бумажную полосу, тяжело дается создание рельефа.

Низкий уровень развития у 6 школьников (50%). Ребята совершенно не соотносят силу нажима с качеством  бумаги, соотношением амплитуды движений с длиной полосы, не сгибают бумагу в разных направлениях. Причины таких  результатов кроются в несовершенстве мелкой моторики рук, точных движений пальцев, в слабости, некоординированности мелких движений. Почти все учащиеся с нарушением интеллекта испытывают трудности при окончании работы, т. к. понижается работоспособность, устают пальцы рук, становятся напряженными, неловкими, «не слушаются» ребенка.

Таким образом, на основании  полученных данных можно сделать  вывод, что у умственно отсталые учащиеся на уроках по изобразительной  деятельности испытывают трудности  при разметке шаблона на бумаге, при работе с ножницами, с пластилином, нет или слабо развиты навыки держания карандаша, кисти. Нет навыка повторения однородных движений, удержания  направления движения, совсем плохо  развит навык работы с бумагой. Причины  этих трудностей заключаются в недостаточном  уровне развития мелкой моторики рук, точной пластичности, силы движения пальцев, в слабости, напряженности, некоординированности мелких движений.

Для того чтобы сделать  все задания доступными и легко  выполнимыми, необходимо проведение специально организованной работы по коррекции  и развитию мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.

Для преодоления всех указанных  выше нарушений в развитии мелкой моторики у учащихся необходимо проведение специально организованной коррекционной  работы, направленной на совершенствование  моторной сферы детей: системы зрительно-двигательных координаций, мелкой моторики обеих  рук, дифференцированности, силы, точности, сочетаемости движений.

Таким образом, мы видим, что  на констатирующем этапе экспериментального исследования большинство учащихся показали средний уровень развития мелкой моторики. Из этого следует, что у младших школьников с нарушением интеллекта страдает мелкая моторика. Нарушены все свойства развития мелкой моторики, но не у всех учащихся одинаково.

Как уже отмечалось ранее, развитию мелкой моторики у младших  школьников с нарушением интеллекта будет способствовать изобразительная  деятельность. Для этого на формирующем  этапе экспериментального исследования мы уделим внимание методам и приемам  по развитию мелкой моторики рук на уроках изобразительной деятельности.

 

2.2 Коррекционное  значение изобразительной деятельности  в развитии мелкой моторики  младших школьников с нарушением  интеллекта

 

Цель формирующего этапа  экспериментального исследования –  коррекция и развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта посредством изобразительной  деятельности.

Прежде чем приступить к эксперименту была проведена предварительная  работа: В сентябре было проведено  родительское собрание на тему: «Развитие  мелкой моторики у учащихся начальных  классов на уроках по изобразительной  деятельности». Даны советы родителям  по развитию мелкой моторики дома (см. приложение), оформлены папка для  родителей «Пальчиковые игры». Проходила  выставка с разнообразным дидактическим  материалом для того, чтобы показать родителям, как в домашних условиях можно развивать и совершенствовать мелкую моторику у учащихся: разнообразные  пирамидки, башни, мозаики, разъемные  цепочки и специально изготовленные  вкладки, шнуровки, застежки, раскладывание  и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашек, кубиков), составление  предметных разрезных картинок (сначала  даются картинки, разрезанные на две  части, потом на три и на четыре, первоначально складывают по образцу, в дальнейшем по памяти).

Огромное значение в развитии мелкой моторики у младшего школьника  с нарушением интеллекта имеет изобразительная  деятельность, которую предпочитают учащиеся с интеллектуальной недостаточностью как наиболее интересную и занимательную  среди различных видов деятельности. Как учебный предмет изобразительная  деятельность часто неправомерно и  ошибочно считается в школе второстепенной, но между тем влияние изобразительной  деятельности на ученика ничем не заменимо и не восполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны  личности, которые не могут формироваться  в других видах деятельности.

После отобранной и изученной  методической литературы, был продуман и составлен перспективный план.

Для лучшей эффективности  уроков по изобразительной деятельности мы придерживались следующих требований:

– каждый урок должен иметь четко сформулированную тему, цели, задачи. Почти каждый урок должен включать новый материал, повторение изученного, готовить учащихся к внимательному восприятию нового материала.

– содержание учебного материала должно отвечать теме, задачам, быть доступным учащимся, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с трудом и жизнью.

– методы и приемы работы на уроке должны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способность анализировать, синтезировать, обобщать.

– на каждом этапе урока ведется систематический контроль за качеством усвоенных знаний, формирование новых знаний, умений и навыков.

– урок должен быть оснащен наглядными пособиями и дидактическим материалом, техническими средствами.

– каждый урок должен отличаться организованной четкостью, правильным распределением времени между каждой структурной частью урока.

– на уроке должны соблюдаться все требования охранительно – педагогического режима.

В процессе уроков мы старились  на всех этапах урока использовать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики учащихся с нарушением интеллекта.

Например, тема: Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка) (1 класс, III четверть).

Перед изучением данной темы нами была проведена вводная беседа, для повторения знаний учащихся о временах года и подвести учащихся к теме урока:

– Ребята, какое сейчас время года? (Зима.) Какая погода зимой? (Холодная. Дует ветер. Идет снег.) Посмотрите на эти картинки. Что здесь изображено? (Зима. Идет снег…) Кто еще изображен на этих картинках? (Люди, дяди, тети, дети.) Что одето на них? (Сапоги, валенки, шуба, шапка, шарф, варежки.) Зимой очень холодно, поэтому люди носят теплую одежду. Сегодня мы с вами будем рисовать зимние вещи: (показ) шарф и вязаную шапочку.

Перед началом деятельности учащихся на каждом уроке нами проводился анализ объекта изображения:

– А сейчас посмотрите внимательно на эти предметы. На какую фигуру похож шарф. (Прямоугольник.) Какой шарф по размеру: длинный или короткий? Узкий или широкий? (Длинный, узкий.) Какого цвета шарф? (Синего.)

Посмотрите внимательно  на шапочку. На какую фигуру похожа она? (На половинку круга.) Давайте, сравним  ее с шарфом. В высоту она больше или меньше шарфа? (Больше шарфа.) Шарф длинный, а шапочка, какая? (Шапочка  короткая.) Какого цвета шапочка? (Синего.)

Немаловажную помощь при  работе учащихся играют указания к началу работы:

– А теперь послушайте внимательно. Альбомный лист мы располагаем по длине. В центре листа мы нарисуем шапочку. Она похожа на половинку круга. А под ней на всю длину листа мы нарисуем шарф. Он похож на длинный узкий прямоугольник. Сначала мы нарисуем карандашом, а потом раскрасим цветным карандашом. Помните: рисуя простым карандашом, нельзя сильно давить на лист бумаги, чтобы не остались глубокие следы. Раскрашивая шапочку и шарфик, не спешите, не нажимайте сильно на карандаш, штрихи должны быть в одном направлении вплотную друг к другу. Держите карандаш подальше от заточенного конца. Раскрашивайте медленнее и аккуратнее.

Информация о работе Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта