Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 00:46, реферат

Описание работы

В процессе экспериментального исследования мы использовали следующие методы: наблюдение, беседа с учителем, изучение документации: заключение ПМПК, характеристики, дневники наблюдений; методики «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».
Исследование проводилось в течение учебного года. На уроках использовались индивидуальные, групповые, фронтальные методы работы. Предпочтение отдавалось индивидуальной форме работы.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 6. видно, что  на контрольном этапе из 12 учащихся справились с заданием на высоком  уровне 4 школьника. Эти школьники

сосредоточенно и самостоятельно в течение определенного времени  работали и не допустили ни единой ошибки. Так, например, Лера С. (7 лет) улучшила свой результат, она внимательно проверяла сделанное, если допускала ошибки, то замечала их и исправляла самостоятельно. Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапа эксперимента, мы видим, что уровень развития мелкой моторики на высоком уровне увеличился на 16.7%.

На среднем уровне задания  выполнили 4 учеников из 12. При выполнении задания учащиеся работали самостоятельно, по ходу допускали немногочисленные ошибки. Так, например, Люся Б., (7 лет) и Женя Д. (8 лет) улучшили свои результаты. Они, полностью приняв задание, удержали инструкцию до конца его выполнения. Количество допускаемых ими ошибок значительно уменьшилось. Следовательно, сравнивая результаты двух экспериментов, мы видим, что на среднем уровне на –% увеличился уровень устойчивости и концентрации младших школьников с нарушением интеллекта.

Часть учащихся показали низкий уровень: 4 школьника, что составило 33,3% от всего количества испытуемых. Эти учащиеся не проявили интереса к заданиям, в процессе работы допускали  многочисленные ошибки. Так, например, Коля А. (8 лет) и Маша Ж. (9 лет) повысили свои результаты. Они до конца задания сохранили инструкцию, но из-за трудности сконцентрировать внимание на работе, допускали ошибки. Поэтому, сравнивая результаты методики на двух этапах можно сказать, что уровень развития мелкой моторики на данном уровне уменьшился, но незначительно.

Таким образом, на основании  полученных данных можно увидеть, что  уровень развития мелкой моторики у  учащихся с интеллектуальной недостаточностью на контрольном этапе улучшился  на 16.7% и находится в основном на среднем уровне.

Показания выполнения задания  «Рисование по замыслу» представлены в таблицах 7. «Уровень развития мелкой моторики на уроке рисования младших  школьников с нарушением интеллекта».

 

Таблица 7. Уровень развития мелкой моторики на уроке рисования младших школьников с нарушением интеллекта

Всего учащихся

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

очень низкий

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

 

 

12 учеников

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

3

5

25

41.7

4

5

33.3

41.7

4

2

33.3

16.7

1

0

8.3

0


 

Данные методики развивают  аналитическое мышление т.е. анализировать  способы выполнения работы, навык  самоконтроля в процессе работы. А  также развитию согласованности  в работе глаз и рук совершенствованию  координации движений, гибкость, точность в действиях.

Сравнительные данные выполнения задания «Деревья из бумажных лент» представлены в таблице 8. «Уровень развития мелкой моторики на уроке бумагопластика младших школьников с нарушением интеллекта».

 

Таблица 8. Уровень развития мелкой моторики на уроке бумагопластика младших школьников с нарушением интеллекта

Всего учащихся

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

 

 

12 учеников

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

конст.

контр.

1

3

8.3

25

5

5

41.7

41.7

6

4

50

33.3


 

Итак, мы видим, что на контрольном  этапе экспериментального исследования у большинства учащихся с интеллектуальной недостаточностью развитие мелкой моторики находится на среднем уровне и  составляет 41.7%. Полученные данные говорят  нам о наличии некоторых трудностей в развитии тонкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта, проявляющихся в периодических изменениях работоспособности и в быстрой утомляемости учеников. Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения развития мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида.

Таким образом, поиски путей  и методов, способствующих коррекции  дефектов мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются актуальными и поэтому  предлагаемыми нами ряд уроков и  упражнений по изобразительной деятельности окажут существенную помощь при исправлении  недостатков развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта.

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапов экспериментального исследования можно сделать вывод, что у учащихся 1-го класса с диагнозом легкая умственная отсталость во время формирующего этапа экспериментального исследования произошли значительные изменения в развитии мелкой моторики.

На основе результатов  экспериментального исследования нами были разработаны рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта и коррекции его недостатков на уроках изобразительной деятельности:

– Определять заранее, на какие процесс в развитии мелкой моторики будет направлено наибольшее воздействие в ходе урока, и как лучше осуществлять регуляцию этого психического процесса в целях его совершенствования.

– Уделять особое внимание учебно-материальному обеспечению уроков (оснащение материалами и инструментами высоко качества).

– Обеспечить эстетические условия для осуществления коррекционно-воспитательной работы (оснащение учебного процесса наглядным материалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эстетики).

– Соблюдать охранительный режим, что оказывает положительное воздействие на учащихся, предполагает обеспечение на уроках изобразительного искусства спокойной деловой обстановки, четко организованного и привычного хода работы.

– Разговаривать во время урока ровным, спокойным, доброжелательным тоном, а педагогическим тактом, заинтересованным отношением к выполняемому учеником заданию создавать атмосферу творчества и взаимного понимания.

– Строить каждый урок в тесном единстве с дидактическими, воспитательными и коррекционными целями.

– Приучать учащихся с интеллектуальной недостаточностью видеть прекрасное в окружающем, в искусстве педагог должен предполагать организацию наблюдений за окружающей действительностью, посещение музеев, выставок, просмотр кинофильмов и т.д.

– Проводить на заключительном этапе каждого урока рисования оценку работ учащихся.

– Использовать игры и упражнения, формирующие умения воспринимать и различать величину, форму, цвет, положение предметов в пространстве, а так же умение владеть техникой рисования.

– Уделять большое внимание изобразительной деятельности вне занятий. В классе нужно определить место, где во вторую половину дня учащиеся могли бы порисовать.

Таким образом, коррекция  нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с интеллектуальной недостаточностью осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные  функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования  у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и  сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке изобразительной деятельности.

 

 

 

Заключение

 

Анализ теоретических  источников и результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта показали, что проблема является актуальной.

Мелкая моторика в жизни  и деятельности, учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много  разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические  процессы, способствует организованному  и целенаправленному отбору поступающей  в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте  или деятельности.

Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения  мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении  и деятельности, резко снижают  их работоспособность и тем самым  значительно затрудняют организацию  учебно-воспитательного процесса в  коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Проведенная нами исследовательская  работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у учащихся 1 класса с нарушением интеллекта страдает развитие мелкой моторики. По результатам констатирующего  эксперимента мы определили, что у  младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушены все свойства мелкой моторики, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии  активно переключать внимание, и  в большей степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

На формирующем этапе  нами были использованы ряд уроков и специально подобранных упражнений для развития мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.

Основная задача тренировочных  упражнений состояла в том, чтобы  сделать доступными и легко выполнимыми  все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук  на уроках изобразительной деятельности.

Достигнуть этого можно  лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным  для ребенка заданиям по мере овладения  ими. Коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с интеллектуальной недостаточностью осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке изобразительной деятельности.

На контрольном этапе  нашего экспериментального исследования нами были сделаны контрольные срезы  знаний по методикам констатирующего  эксперимента. Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что под влиянием коррекционно-развивающей  работы постепенно расширились возможности  учащихся замечать, интенсивно выполнять  несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они  становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный  и целенаправленный характер.

Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования рабочая  гипотеза нашла свое частичное подтверждение. Цели и задачи дипломной работы выполнены.

Тем не менее, проблема развития мелкой моторики у учащихся младших  классов с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной на сегодняшний день. Поэтому мы считаем, что разработанные нами рекомендации, а так же уроки и подобранные упражнения по изобразительной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики, окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении данных нарушений у младших школьников специального (образовательного) учреждения VIII вида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М.,

1987

2. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2011. 120 с.

3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 2006, -136 с.

4. Богатырева З.Н. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Педагогика, 1987, –184 с.

Информация о работе Экспериментальное изучение развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта