Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования: Уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше, чем студентов технических специальностей.
Объект исследования: Студенты гуманитарных и технических специальностей.
Предмет исследования: Творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему творческих способностей в психологической литературе;
2. Выделить группы студентов разной профессиональной направленности
3. Экспериментально изучить уровень творческих способностей у студентов разных специальностей;
4. Статистически обработать и интерпретировать полученные результаты;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей
1.1 Понятия творчества, креативности и творческих способностей
1.2 Изучение творческих способностей в психологии
1.3 Творческие способности и специальность
Глава 2. Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей
2.1 Описание выбранных методик
2.2 Описание выборки
2.3 Этапы эмпирического исследования
2.4 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

К.р. Творчество.docx

— 325.78 Кб (Скачать файл)

2. Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

Четыре возможные категории:

— живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и  т. д.

— механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего  обихода, посуда и т. д.

— символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое  обозначение и т. д.

— видовое, жанровое (В) —  город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько  раз будет меняться категория  картинки, не считая первой.

3. Оригинальность — место (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл — рисуют только  снаружи.

2 балла — рисуют только  внутри.

3 балла — рисуют как  снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому  фактору по всем рисункам. Максимальный балл – 36.

4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов — симметрично  внутреннее и внешнее пространство.

1 балл — асимметрично  вне замкнутого контура.

2 балла — асимметрично  внутри замкнутого контура.

3 балла — асимметрично  полностью: различны внешние детали  с обеих сторон контура и  асимметрично изображение внутри  контура.

Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору  разработанность по всем рисункам. Максимальный балл – 36.

5.  Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов — название  не дано.

1 балл — название, состоящее  из одного слова без определения.

2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают  то, что нарисовано на картинке.

3 балла — образное  название, выражающее больше, чем  показано на картинке, т. е.  скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок. Максимальный балл – 36.

Максимально возможный общий  суммарный показатель (в сырых  баллах) за весь тест — 131.

Тест творческих характеристик личности − это опросник, состоящий из 50 пунктов, помогающих выяснить, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя испытуемые. Материал методики представляет из себя лист с вопросами и таблицу ответов, в которой испытуемый должен выбрать наиболее подходящий по его мнению пункт – «в основном верно (ДА)», «отчасти верно (может быть)», «в основном неверно (НЕТ)», или «не могу решить (не знаю)». Более подробно инструкция и материал представлены в приложении А.

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре сырых показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется шаблон. Отметки на шаблоне показывают ответы, соответствующие оценке 2 балла, также на шаблоне отмечены коды для  четырех факторов, оцениваемых в  тесте. Все ответы, находящиеся на не отмеченных клетках, получают один 1 балл, кроме последней колонки  «Не знаю». Ответы в этой колонке  получают минус один (— 1) балл в сырых  баллах и вычитаются из общей оценки. Использование этой колонки дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Код фактора четвертой  колонки на шаблоне используется, чтобы показать, который из четырех  факторов относится к каждому  отдельному вопросу. Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (с пометкой Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 — к воображению, 13 — к способности идти на риск, 13 утверждений к фактору сложность.

Если все ответы совпадают  с отметками шаблона, то суммарный  сырой балл может быть равен 100 баллам, если не отмечены пункты «Не знаю».

Чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства  по отношению к себе, тем более  творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти  на риск и разобраться в сложных  проблемах он является; все выше вышеописанные личностные факторы  тесно связаны с творческими  способностями [23].

2.2 Описание выборки

В исследовании участвовала  выборка студентов ТТИ ЮФУ, состоящая  из тридцати человек. Для того, чтобы сформировать под выборки разной профессиональной направленности, был взят внешний, формальный ее признак – специальность. Таким образом, в исследовании участвовало 15 студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям и 15 студентов, обучающихся по техническим специальностям. Такие переменные, как половой признак и возраст испытуемых, не учитывались.

Испытуемые принимали  участие в исследовании только в  добровольном порядке и могли  в любой момент отказаться от участия.

2.3 Этапы эмпирического  исследования 

 

Данное исследование включало в себя следующие этапы:

1.  Тестирование испытуемых с помощью теста дивергентного мышления;

2.  Тестирование испытуемых с помощью теста творческих характеристик личности;

3.  Подсчет сырых баллов;

4.  Выявление распределения уровней творческих способностей для каждой из подвыборок;

5.  Выявление различий в результатах между подвыборками по уровню творческих способностей с помощью статистического критерия;

6.  Интерпретация полученных данных. 

 

2.4 Результаты  исследования и их обсуждение  

 

«Сырые» результаты, полученные в ходе данного исследования, приведены  в Приложении Б.

С помощью таблицы 1[23] были определены уровни творческого мышления (ниже среднего, средний и выше среднего) на основе показателей обоих тестов.

 

Таблица 1. Оценочная нормативная  таблица

Оцениваемые показатели

Диапазон взвешенных сырых  баллов

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Творческое мышление

Суммарный балл

0 − 69

70 − 79

80 − 89

90 − 99

100 − 110

111 − 120

121 +

Беглость

0 − 7

 

8 − 10

 

11

 

12

Гибкость

0 − 4

5

6 − 7

8

9

10

11

Оригинальность

0 − 18

19 − 21

22 − 25

26 − 27

28 − 30

31 − 32

33 +

Разработанность

0 − 9

10 − 13

14 − 17

18 − 21

22 − 25

26 − 30

31 +

Название

0 − 19

20 − 22

23 − 25

26 − 28

29 − 31

32 − 33

34 +

Творческие черты личности

Суммарный балл

0 − 50

51 − 58

59 − 65

66 − 72

73 − 80

81 − 88

89 +

Любознательность

0 − 12

13 − 14

15 − 17

18 − 19

20 − 21

22 − 23

24

Воображение

0 −12

13 − 14

15 − 17

18 − 19

20 − 21

22

23

Сложность

0 − 10

11 − 12

13 − 15

16 − 18

19 − 20

22

23 +

Рискованность

0 − 11

12 − 13

14 − 15

16 − 18

19 − 20

21 − 22

23


 

 

Ниже приведено графическое  представление полученных результатов:  

 

Рис. 1. Совмещенный график для баллов по тесту дивергентного мышления

 

Рис. 2. Совмещенный график для баллов по тесту творческих характеристик  личности 

 

На рисунках 1 и 2 приведено  отражение суммарных баллов по тестам дивергентного мышления (ТДМ) и творческих характеристик личности (ТТХЛ), так  как в данной работе рассматривается  общий уровень творчества. Баллы  по каждому из критериев могут  быть рассмотрены при индивидуальной интерпретации для каждого из испытуемых, но в рамках данного  исследования они не имеют определяющего  значения.

Из визуального анализа  графиков можно заключить, что диапазон распределения баллов в подвыборке студентов технических специальностей как по одному, так и по другому тесту лежит ниже, чем в подвыборке студентов гуманитарных специальностей. При этом в тесте творческих характеристик личности разница в результатах становится менее выраженной, что может говорить о том, что студенты технической подвыборки более склонны к переоценке собственных творческих способностей. Определим частоту встречаемости различных уровней тестовых баллов для обоих подвыборок.

 

Таблица 2. Частота встречаемости тестовых баллов для гуманитарной подвыборки (сгруппированные данные) [1]

Балл

f

Уровень

f

Балл

абс.

%

абс.

%

0-79

4

26,67

Ниже среднего

1

6,67

0-58

80-89

5

33,33

Средний

3

20,00

59-65

90-136

6

40,00

Выше среднего

11

73,33

66-100

 

15

100,00

15

100,00

 

Рис. 3. Уровень дивергентного  мышления студентов гуманитарных специальностей

Таблица 3. Частота встречаемости  тестовых баллов для технической подвыборки (сгруппированные данные)

ТДМ

 

ТТХЛ

Балл

f

Уровень

f

Балл

абс.

%

абс.

%

0-79

13

86,67

Ниже среднего

5

33,33

0-58

80-89

2

13,33

Средний

2

13,33

59-65

90-136

0

0,00

Выше среднего

8

53,33

66-100

 

15

100,00

15

100,00

 

 

Рис. 4. Уровень дивергентного  мышления студентов технических  специальностей

Как можно видеть из таблиц 2 и 3, студенты обоих подвыборок склонны к завышению уровня своих творческих способностей. Это может быть обусловлено неадекватным восприятием своего уровня творчества, или же фактором социальной желательности. Но, тем не менее, более к этому склонна техническая подвыборка.

Таблица 4. Частота встречаемости  тестовых баллов для всей выборки (сгруппированные  данные)

ТДМ

 

ТТХЛ

Балл

f

Уровень

f

Балл

абс.

%

абс.

%

0-79

17

86,67

Ниже среднего

6

33,33

0-58

80-89

7

13,33

Средний

5

13,33

59-65

90-136

6

0,00

Выше среднего

19

53,33

66-100

 

30

100,00

30

100,00

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Уровень дивергентного  мышления всей выборки

творческий способность дивергентный мышление

Из рисунка 5 видно, что  для данной выборки преобладает  невысокий уровень творческих способностей. Но в целом, исходя из визуального  анализа, можно предположить, что  у студентов гуманитарных специальностей уровень творческих способностей выше, чем у студентов технических. Для дальнейшего анализа возьмем результаты по ТДМ.

Чтобы более точно проверить  распределения результатов для  обеих подвыборок на наличие существенных различий в уровне творческих способностей, воспользуемся критерием U – Манна-Уитни.

Сформулируем  гипотезы:

Н0: Уровень творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей не ниже уровня творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей.

Н1: Уровень творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей ниже уровня творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей.

Основные расчеты представлены ниже:

 

Таблица 5. Индивидуальные значения уровня творческих способностей для обеих подвыборок

Гуманитарная подвыборка

Техническая подвыборка

Балл

Балл

1

59

1

40

2

67

2

49

3

68

3

53

4

71

4

58

5

81

5

60

6

84

6

62

7

86

7

63

8

86

8

63

9

88

9

64

10

90

10

67

11

90

11

68

12

98

12

73

13

99

13

75

14

99

14

81

15

102

15

88

Информация о работе Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей