Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:23, курсовая работа
Гипотеза исследования: Уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше, чем студентов технических специальностей.
Объект исследования: Студенты гуманитарных и технических специальностей.
Предмет исследования: Творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему творческих способностей в психологической литературе;
2. Выделить группы студентов разной профессиональной направленности
3. Экспериментально изучить уровень творческих способностей у студентов разных специальностей;
4. Статистически обработать и интерпретировать полученные результаты;
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей
1.1 Понятия творчества, креативности и творческих способностей
1.2 Изучение творческих способностей в психологии
1.3 Творческие способности и специальность
Глава 2. Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей
2.1 Описание выбранных методик
2.2 Описание выборки
2.3 Этапы эмпирического исследования
2.4 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Библиографический список
Таблица 6. Подсчет ранговых сумм по подвыборкам
Гуманитарная подвыборка |
Техническая подвыборка | ||
Баллы |
Ранги |
Баллы |
Ранги |
59 |
5 |
40 |
1 |
67 |
11,5 |
49 |
2 |
68 |
13,5 |
53 |
3 |
71 |
15 |
58 |
4 |
81 |
18,5 |
60 |
6 |
84 |
20 |
62 |
7 |
86 |
21,5 |
63 |
8,5 |
86 |
21,5 |
63 |
8,5 |
88 |
23,5 |
64 |
10 |
90 |
25,5 |
67 |
11,5 |
90 |
25,5 |
68 |
13,5 |
98 |
27 |
73 |
16 |
99 |
28,5 |
75 |
17 |
99 |
28,5 |
81 |
18,5 |
∑ |
315 |
150 |
Общая сумма рангов: 315 + 150 = 465. Расчетная сумма:
Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Определим значение Uэмп:
Uэмп. = .
Uэмп. <Uкрит. При любом уровне значимости.
Ответ: Принимается Н1. Уровень творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей ниже уровня творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей.
Было проведено уточняющее квазиэкспериментальное корреляционное исследование с целью подтвердить гипотезу о том, что уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше, чем студентов технических специальностей.
Проведенное тестирование и
интерпретация результатов
Однако, на результаты исследования могли повлиять указанные в начале главы 2 внешние факторы и условия исследования. Поэтому, в дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными.
Во-первых, объем выборки был небольшим (30 чел.), поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что полученные результаты распространяются на всех людей.
Во-вторых, были опрошены студенты ТТИ ЮФУ. Результаты могут быть другими, если опросить учащихся других ВУЗов, или работающих людей.
В-третьих, невозможно было
исключить влияние таких
Также, было выявлено, что студенты обоих подвыборок в той или иной степени склонны к завышению своих результатов.
Чтобы уточнить результаты, нужно провести лонгитюдное исследование. Предположение, выдвинутое в качестве гипотезы данного исследования, может быть проверено в дальнейших экспериментах.
Заключение
Данная работа была посвящена исследованию уровня творческих способностей студентов. Ее целью было изучить творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей. Цель работы достигнута, реализованы ее основные задачи.
Так, к теоретическим результатам
можно отнести следующие
1. Творчество – довольно сложное и объемное понятие. В науке нет такого определения творчества, с которым были бы согласны все. Однако, ученые и исследователи сходятся в одном – творчество предполагает выход за рамки, создание чего-то нового и ценного для общества.
2. В обществе принято мнение, что люди типа «Человек-Человек» или «Человек-Художественный образ» более способны к творчеству. Можно предположить, что гуманитарная среда обучения дает больше возможностей к проявлению себя как творческой личности.
3. По данной теме были проведены исследования, которые, однако, в основном распространялись на людей школьного возраста, а по вопросу творческих способностей студентов не было получено четких данных.
К эмпирическим результатам работы относится следующее:
1. Для данной выборки преобладает невысокий уровень творческих способностей (ниже среднего);
2. При визуальном анализе графиков и гистограмм можно заметить, что уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше;
3. Статистическая обработка результатов выявила значимые различия и подтвердила гипотезу о том, что уровень творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей выше уровня творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей.
В дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными, так как имелось много факторов, которые могли повлиять на результат.
В современных условиях развитие способности к творчеству считается одной из целей образования. Тем не менее, выделяют профессии гуманитарные и технические. В первых есть больше возможностей проявить себя как творческого человека, выходя за существующие рамки и создавая что-то новое и ценное. Можно предположить, что молодые люди, в частности, студенты, выбравшие гуманитарные профессии (типа Ч-Ч и Ч-Х), имеют больший уровень креативности, чем студенты-«технари». Данное исследование проводилось с целью попытки найти ответ на вопрос – действительно ли у студентов гуманитарных специальностей уровень творческих способностей выше? В этом заключается его практическая значимость.
Библиографический список
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
3. Боно Э.Серьёзное творческое мышление / Э. Боно // Пер. с англ. Д. Я. Онацкая.— Мн.: ООО ≪Попурри≫, 2005.
4. Гальцова Е.В. Психология профессиональной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.
5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 2003.
6. Диагностика творческого мышления : креативные тесты // Елена Туник. -М. : Чистые пруды, 2006
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - Издательство “Наука”, 1994 г.
8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: «Питер», 2000.
9. Ильницкая И.А. О готовности учителя к работе по выявлению и развитию творческого потенциала учащегося // Образование Омской области № 01 (08) 2006, январь.
10. Краткий психологический словарь // Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
11. Лук А. Н. Творчество //"Наука и жизнь" 1973, № 1, С. 76 - 80; № 2, С. 79 - 83.
12. Лук А. Н., Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976.
13. Никитин Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1990.
14. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.
15. Попов О.А. Содержание и характеристика научного исследования // Статистика в психологии и педагогике: каталог статей. – 2008.
16. Психологические исследования творческой деятельности // Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: Наука, 1975. - 256 с.
17. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Художественное творчество. Сборник. - Л., 1983, с.105-122.
18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994.
19. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории.// Вопросы психологии. М., 1960. N 3.
20. Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества.
21. Старенченко Ю.Л. Психология массовой коммуникации. Часть 1
22. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. − СПб: Речь, 2003.
23. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей, М.: Наука, 1991.
24. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии.
Приложения
Приложение А. Инструкции и стимульный материал методик
Тест дивергентного мышления
Здравствуйте!
Инициалы ______________________________
Группа _______________
Этот тест поможет узнать,
насколько вы способны к творческому
самовыражению с помощью
Вам предлагается 12 квадратов. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Работайте в квадратах по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины.
Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными.
После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл.
Спасибо за участие в исследовании!
Тест творческих характеристик личности
Здравствуйте!
Инициалы ______________________________
Группа _______________
Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно пометить знаком «X» в колонке «В основном неверно». Те утверждения, относительно которых вы не можете придти к решению, нужно пометить знаком «X» в колонке «Не могу решить».
Вопросы:
1. Если я не знаю правильного ответа, то я пытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается мне с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу
время на мечты о том, что
когда-нибудь я стану
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось
бы жить и работать на
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы, или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю
спокойствие, когда делаю что-
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие
правила меня обычно не
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел
ответ на вопрос, я буду придерживаться
его, а не искать другие
29. Я не люблю выступать перед классом.
30. Когда я читаю или
смотрю телевизор, я
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя делали все как обычно и не менялись.
35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать
что-то новое, даже если это
невозможно применить на
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно
искать ответы на вопросы,
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый, мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на
большинство вопросов
49. Я люблю задавать
вопросы о таких вещах, о
которых другие люди не
50. У меня есть много интересных дел.
№ |
В основном верно (ДА) |
Отчасти верно (может быть) |
В основном неверно (НЕТ) |
Не могу решить (не знаю) |
№ |
В основном верно (ДА) |
Отчасти верно (может быть) |
В основном неверно (НЕТ) |
Не могу решить (не знаю) |
1 |
26 |
||||||||
2 |
27 |
||||||||
3 |
28 |
||||||||
4 |
29 |
||||||||
5 |
30 |
||||||||
6 |
31 |
||||||||
7 |
32 |
||||||||
8 |
33 |
||||||||
9 |
34 |
||||||||
10 |
35 |
||||||||
11 |
36 |
||||||||
12 |
37 |
||||||||
13 |
38 |
||||||||
14 |
39 |
||||||||
15 |
40 |
||||||||
16 |
41 |
||||||||
17 |
42 |
||||||||
18 |
43 |
||||||||
19 |
44 |
||||||||
20 |
45 |
||||||||
21 |
46 |
||||||||
22 |
47 |
||||||||
23 |
48 |
||||||||
24 |
49 |
||||||||
25 |
50 |