Экзистенциальная психология как теоретическая основа тренингов личностного роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Мотивом выбора автором данной темы курсовой работы стал неподдельный
интерес автора к трансформационным тренингам личностного роста, в
частности программы «Созидания» компании ООО «Открытый Мир» (в
дальнейшем «Тренинг»), которую автор проходил сам и в дальнейшем работал
в этом направлении

Содержание работы

I. Ведение
II. Основная часть
1. Экзистенциальная психология
1.1Краткий обзор экзистенциальной психологии, ее практических
направлений и философии
1.2Основные понятия экзистенциальной психологии
1.2.1 Экзистенция и бытие
1.2.2 Бытие-в-мире и три формы мира
1.2.3 Трансцендентность
1.2.4 Время
1.2.5 Смысл жизни и ценности
1.2.6 Ответственность, свобода и выбор
2. Программа «Созидания»
2.1Структура и описание программы
2.2Основные понятия и принципы
2.3Сравнительные анализ основных положений программы
«Созидание» с понятиями в экзистенциальной психологии.
III. Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Экзистенциальная психология.docx

— 117.27 Кб (Скачать файл)

Содержание.

    1. Ведение
    2. Основная часть
      1. Экзистенциальная психология
      1. Краткий обзор экзистенциальной психологии, ее практических направлений и философии
      2. Основные понятия экзистенциальной психологии
        1. Экзистенция и бытие
        2. Бытие-в-мире и три формы мира
        3. Трансцендентность
        4. Время
        5. Смысл жизни и ценности
        6. Ответственность, свобода и выбор
      1. Программа «Созидания»
      1. Структура и описание программы
      1. Основные понятия и принципы
      2. Сравнительные анализ основных положений программы «Созидание» с понятиями в экзистенциальной психологии.                                 
    1. Заключение

 

 

 

 

 

 

    1. ВВЕДЕНИЕ.

Мотивом выбора автором данной темы курсовой работы стал неподдельный интерес автора к трансформационным тренингам личностного роста, в частности программы «Созидания» компании ООО «Открытый Мир» (в дальнейшем «Тренинг»),  которую автор проходил сам и в дальнейшем работал в этом направлении. Автор считает, что данный Тренинг на сегодняшний день является одним из самых эффективных инструментов для работы человека над собой в направлении раскрытия своего личностного потенциала и успешного достижения целей в различных областях жизни. Подобные тренинги, возможно с некоторой модификацией, проходят во многих городах России и за рубежом. Известно лишь, что им более 40 лет и страна происхождения их является США. Попытавшись определить фундаментальную научную основу данного Тренинга, у автора появилась идея, что данной основой может быть экзистенциальная психология. Проверка данной гипотезы посредством более глубокого изучения сути экзистенциальной психологии и проведения сравнительного анализа с принципами Тренинга является целью данной курсовой работы. Дополнительно целью данной работы стоит показать актуальность экзистенциальной психологии в современном мире, возможность ее успешного практического применения.

 Задачами данной работы являются:

- изучение основных принципов экзистенциальной психологии и связанных с ней направлений;

- рассмотрение ее основных  положений с точек зрения разных ее авторов;

-  описание основных положений Тренинга с целью провести параллели с экзистенциальной психологией и определить его научную основу.

Объектом исследования является взаимосвязь  экзистенциальной  психологии  и  Тренинга.

Предмет исследования: экзистенциальная  психология  как  теоретическая  основа  одного из направлений современной практической психологии - тренингов личностного роста.

Методы исследования: метод изыскания  теоретических источников  по теме 

исследования, метод анализа и комментирования отобранных источников в аспекте задач исследования.

Актуальность данного исследования состоит в том, что в современном мире определение человека с точки зрения экзистенциалистов является одним из наиболее эффективных  и рабочих. Как сказал Виктор Франкл : «Ныне мы живем в эру разрушающихся и исчезающих традиций. Поэтому, вместо того чтобы новые ценности создавались посредством обнаружения уникальных смыслов, происходит обратное. Универсальные ценности приходят в упадок. Поэтому все большее число людей охватывается чувством бесцельности и пустоты, или, как я это называю, экзистенциальным вакуумом… Конечно, чтобы человек мог найти смыслы даже в эру отсутствия ценностей, он должен быть наделен в полной мере способностью совести. Можно, следовательно, утверждать, что в такие времена, как наши, во времена, так сказать, экзистенциального вакуума, основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы.… Взяв в руки доклад американского Совета по вопросам образования, в котором приведены данные опроса 189733 студентов в 360 университетах. Главный интерес у 73,7 процента опрошенных выражается в цели "прийти к мировоззрению, которое сделало бы жизнь осмысленной". Или возьмем доклад Национального института психического здоровья: из 7948 студентов в 48 вузах наибольшее число (78 процентов) выразили желание "найти в своей жизни смысл". (1)

Слова Франкла задевают до глубины души, ведь именно, прочувствовав на себе разницу между ощущением жизни в отсутствии понимания куда ты движется, и жизнью, наполненную глубоким смыслом, можно получить тот уникальный опыт счастья трансформации себя как человека, вышедшего из пучины предопределенности и безысходности к ясному осознанию ответственности, силе выбора и возможности влиять на мир. Когда автор был ребенком он жил с ощущением некой своей уникальности, с тем, что он пришел с какой-то задачей в эту жизнь. Где-то к 20 годам это ощущение пропало. Вроде бы и работа достойная, есть высшее образование, много друзей… Но не оставляло чувство постоянной тревоги и пустоты в связи с тем, что было общее понимание может быть на ближайшие пару лет своей жизни, а далее лишь вакуум…. Для чего все это? куда мы двигаемся? – оставалось большим вопросом.  И наоборот, благодаря осознанию автором четкой картины своего будущего, своей мечты, целей и смысла своей жизни, жизнь приобрела яркие краски, ощущение наполненности и вдохновения. Именно в экзистенциальной психологии видится эта парадигма человека сильного, ответственного, трансцендирование которого является уникальной отличительной чертой от других живых существ.

Еще хотелось ба добавить следующее. Обрисовывая атмосферу современного общества, Фромм отмечает, что в крупных городах людьми манипулируют, как вещами, человеческие отношения подчиняются законам обращения вещей, человек не чувствует себя больше хозяином собственных сил и способностей, а те, кто сохранил индивидуальность, тот зачастую встречает сопротивление толпы. Актуальность этого подтверждает наш современный российский историк А.Д.Фурсов, который доказательно говорит об управлении горсткой людей, имеющими в своих закромах основные запасы мирового капитала, целыми странами с помощью различных техник управления толпой посредством управления информационными потоками. (11) И все это в нашей современности,  в соединении с пресловутым биологическим детерминизмом, рождает поколение за поколением «потерянных роботоподобных людей», сознание которых затуманено городской кутерьмой, алкоголем и гамбургерами.

Еще Р.Мэй с своем сборнике «Экзистенция» писал: «Проблему потери собственного мира нельзя связывать только с недостатком общения, с трудностями в межличностном общении. Ее корни идут дальше социального уровня, они тянутся к отчуждению от природного мира. Это особое переживание изоляции получило название эпистемологического одиночества . Глубинной причиной экономических, социологических и психологических аспектов отчуждения является последовательное отделение человека как субъекта от объективного мира. Это отделение продолжалось в течение четырех веков. На протяжении нескольких столетий оно выражалось в стремлении западного человека получить власть над природой, а также в смутном, неясном, наполовину подавленном чувстве отчаяния. Человек отчаялся установить хоть какие-нибудь отношения с природным миром, даже с собственным телом.»

 В такой ситуации, чтобы  выжить в таком мире, становится  крайне актуальным учение экзистенциальной  психологии о смысле жизни, ответственности, силе выбора и бытии человека  и его неразрывной связью с  миром, и его практическое применение.

 

 

 

 

 

    1. Основная часть
      1. Экзистенциальная психология
      1. Краткий обзор экзистенциальной психологии, ее практических направлений и философии

Феноменология – это первая стадия в экзистенциально-психологическом движении. Основателем направления был немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938), который решительно повлиял на философов и психиаторов экзистенциального направления. К непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа, непосредственного учителя Гуссерля. Феноменология началась с тезиса  Гуссерля  «Назад,  к самим вещам!», что предполагает обращение к первичному опыту. Феноменология пытается принимать феномен как данное и Гуссерль представляет ее  в качестве строгой науки о предметах как они даны в опыте. В основе своей она являет собой методологический принцип, некую дисциплинирующую попытку очистить мысли наблюдателя от предположений, применить беспристрастный подход без всяких оценок, суждений, интерпретаций и причинно-следственных объяснений и взамен этого испытать феномен в своей реальной целостности. Причем феноменология отказывается от рассмотрения «чистого мышления», как в неокантианстве, предполагая, что оно всегда интенциально, то есть всегда на что-то направлено, и от рассмотрения предметов самих по себе.

  Хадеггер был учеником Гуссерля, у которого перенял принципы феноменологии и трасформировал в свое философское учение экзистенционализма.  Отличие феноменологии Хайдеггера состоит в том, что он применил категорию интенциональности не к сознанию, а к бытию, то есть бытие всегда обращено на какое-то иное бытие. Интенциональность сознания трансформировалась в системе Хайдеггера в понятие «заботы». «В свете этого главным предметом философствования ("фундаментальной онтологии") становится человеческое существование - экзистенция. Интенциональность бытия человека выражается в его экзистенциалах, к которым относятся страх, надежда, забота и т.п. Это значит, что нельзя просто существовать, но существование всегда есть забота о чем-то, страх чего-то, надежда на что-то и т.п. Бытие, таким образом, всегда выступает как включенность в некое иное бытие, как присутствие, "вот-бытие", "здесь-бытие", "бытие-в-мире" - Daseln. To же, что понималось под бытием в западной философии, есть не подлинное бытие, а сущее, то есть разрозненное, атомарное "прозябание" предметов, лишенных своего места в бытии».(3)

Изначальная открытость здесь-бытия характеризуется как настроенность, расположенность (Gestimmtheit, Befindlichkeit). «To, что мы онтологически называем расположенностью, онтически есть самое обычное и известное: настроение, настроенность». Настроенность, по Хайдеггеру — основной экзистенциал, или бытийная характеристика тут-бытия. Она имеет экзистенциальную структуру проекта, который есть выражение той специфической черты тут-бытия, что оно есть своя собственная возможность. Истолковывая экзистенциальную структуру тут-бытия как проект, Хайдеггер исходит из первичности эмоционально-практического отношения человека к миру. По Хайдеггеру, бытие сущего непосредственно открыто человеку в отнесённости к его намерениям (возможностям), а не в чистом незаинтересованном созерцании. Теоретическая установка производна от понимания как изначальной открытости тут-бытия. В частности, по Хайдеггеру, экзистенциальное понимание является истоком гуссерлева «созерцания феноменов» (8)

Таким образом можно сказать, что большей частью экзистенциальная психология основана на философии Хайдеггера. Но если посмотреть на первоисточник ее возникновения в целом, то экзистенциальное мышление, центром интереса которого является собственное существование человека, зародилось с незапамятных времен во многих религиозных и философских системах. К генеалогическому древу экзистенциализма принадлежат многие знаменитые философы и писатели. В качестве предшественников можно назвать такие выдающиеся фигуры, как Ницше, Данте, Лермонтов, Достоевский. 
        Однако непосредственно начало экзистенциализма связано с именем Серена Кьеркегора (1813-1855) , так как он был самым первым, кто четко описал основные положения этого направления философской мысли. «Кьеркегор выделил некоторые основные черты структуры человеческого существования. Человек – это не готовое бытие, человек становится тем, кого он из себя делает, не более того. Человек создает себя, выбирая то или иное, потому что он обладает свободой витального выбора, прежде всего он свободен выбрать аутентичную или неаутентичную форму существования. Неаутентичное существование – это модус человека, который живет под тиранией plebs (толпы, безликой массы). Аутентичное существование – это модус, в котором человек принимает ответственность за свое существование. Чтобы перейти от неаутентичного существования к аутентичному, человек должен вынести тяжелое испытание отчаяния и экзистенциальной тревоги, то есть тревоги человека, который столкнулся с границами своего существования со всеми вытекающими последствиями: смерть, ничто. Кьеркегор называет это "болезнью насмерть" или "смертельной болезнью"»(2).

Таким образом Кьеркегор не только рассматривает то, что замыкается рамками собственной уникальной неповторимой человеческой жизни, "экзистенции", но и постулирует возможности трансформации этой экзистенции в течение жизни. Обретение христианской Веры, с его точки зрения, связано с такими изменениями.

Далее экзистенциализм набирает все большую силу – появляется Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер, Лев Шестов, Вильгельм Дильтей, а позднее – Жан-Поль Сартр, Альбер Камю. Этот список можно было бы еще достаточно долго продолжать, а так же изучать взгляды и теоретические положения каждого из этих авторов, однако, в данном контексте это не имеет для нас первостепенной важности, так как предметом нашего рассмотрения все-таки является экзистенциальная психология, а не философия. Но тот вклад, который внесли все без исключения представители философии экзистенциализма в гуманитарное мышление и культуру ХХ века, неоспорим. Теоретическое изучение вопросов бытия, времени, свободы, ответственности, выбора в рамках философии выступило в роли основания, фундамента для становления экзистенциальной «мысли» вообще и психологической «мысли», в частности. Можно сказать, что на общеметодологическом, «идейном» уровне экзистенциальная психология и экзистенциальная философия близки друг другу. 

Таким образом, в общем приближении экзистенциальную психологию можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, методом которой является феноменологический анализ. Это наука, изучающая смысл жизни, в части его проявления, его значения для человека, его данности в опыте человеческой жизни и обусловленности этим опытом. 

Экзистенциальная психология освещает такие темы как: вопрос о времени, жизни и смерти;  вопрос свободы, ответственности и выбора;   вопросы взаимодействия людей, любви и одиночества; вопрос поиска смысла жизни.

Главный предмет экзистенциальной психологии - смысл человеческого существования, возможности для его обретения, изменения и утраты. Фундаментальной характеристикой человека признается обращенность в будущее, свобода. Человек, создавая концепции будущего, сам себя выбирает.

Цель экзистенциальной психологии, как указывает Босс, - проявить связную структуру человеческого существа: "Связность возможна лишь в контексте целого, не подвергавшегося повреждению; связность как таковая происходит из целостности"(6)

Экзистенциальная психология появилась как ответ бихевиоризму и психоанализу на биологическо-механистический подход к человеку. Соответственно, в первую очередь - и это главное - она возражает против переноса из естественных наук в психологию принципа причинности. По мнению психологов-экзистенциалистов, в человеческом существовании нет никаких причинно-следственных отношений, они утверждают, что есть лишь последовательность поведенческих событий, но недопустимо из последовательности выводить причинность.

Информация о работе Экзистенциальная психология как теоретическая основа тренингов личностного роста