С другой стороны Р.Мэй пишет,
что «бытие должно быть определено как
индивидуально-неповторимый рисунок возможностей.
Эти возможности будут частично совпадать
с возможностями других индивидуумов,
но в любом случае они будут частью неповторимой
структуры конкретной личности.» (7)
Босс утверждает, что бытие
представляет собой не что иное, как возможность
отношения к тому, что мы встречаем. При
этом бытие понимается как непосредственно
данное человеческое существование, как
экзистенция, которая непознаваема ни
научными, ни философскими, ни рационалистическими
средствами. Экзистенциалисты рассматривают
его как некую изначальную непосредственную
целостность субъекта и объекта, которое
может быть постигнуто только через само
себя. При этом в качестве изначального,
истинного бытия выступает переживание
субъектом своего "бытия - в - мире".
Центральным в экзистенциальной
психологии является понятие «экзистенции».
Как определил Хайдеггер: «Бытие присутствие
есть экзистенция». То есть экзистенция мыслится как некий мост к бытию,
как специфически человеческая форма самообнаружения и самопроявления
подлинной реальности. Слово "существование"
("existence") пришло от корня ex-sistere, означавшего
буквально "выделяться, появляться".
В статье, опубликованной
в журнале «Экзистенциальные традиции:
философия, психология, психотерапия»,
авторы - Летуновский Вячеслав, Есельсон Семен пишут: « …в общем виде можно
говорить об экзистенции как своего рода
противопоставлении системе. Экзистенция
не объективируема и нередуцируема, она
всегда есть то, что ускользает от понимания
посредством абстракций. Как же можно
если и не определить, то хотя бы уловить
понятие экзистенции? Экзистенция всегда
указывает на конечность существования,
она всегда есть возможность, например
- возможность быть. Экзистенция в этом
смысле не есть сущность; в отличие от
животных и растений человек может быть
тем, кем он решил быть. Его существование
дано как возможность выхода за пределы
самого себя в виде решительного броска
вперед, через свои мечты, через свои стремления,
через свои желания и цели, через свои
решения и действия. Броска, всегда сопряженного
с риском и неопределенностью. Экзистенция
противоположна универсальному миру мертвых,
застывших абстракций.»
Для обозначения особого характера
человеческого существования экзистенциальные
терапевты используют термин Dasein. Это
фундаментальное понятие экзистенциальной
психологии. Вся структура человеческого
существования базируется на этом понятии.
«Бинсвангер, Кун и другие называют свою
школу Daseinsanalyse. Состоящий из sein (бытие)
и da (там), Dasein обозначает, что человек –
это существо, которое находится там, у
него есть "там" в том смысле, что
он может знать, что он там, и может отнестись
к этому факту. "Там" – это гораздо
больше, чем просто место, это конкретное
мое "там", конкретный момент во времени,
так же как и в пространстве, моего существования.»
(2) «Dasein - не принадлежность или свойство
человека, не часть бытия наподобие фрейдовского
Я или юнговской анимы; это человеческое
существование, взятое как исчерпывающая
целостность.» (3)
Таким образом, бытие – это
та потенциальность, та внутренняя сила,
энергия, которая позволяет нам двигаться,
развиваться, это та движущая сила, благодаря
которой «желудь становится дубом или
каждый из нас становится тем, чем он действительно
является»(2). И мы можем понять человеческое
существо только по тому к каким целям
он стремится, что его вдохновляет, как
он проявляется в данный конкретный момент
времени. Ведь невозможно понять, что человек
любит, если он бьет, ругает и не обращает
на тебя внимание…. Мы можем понять любовь
по проявлениям: словам «я тебя люблю»,
нежному взгляду, заботе и т.п. и это бытие
позволяет нам проявлять все это во внешний
мир. И то куда человек движется, тем он
и становится, так он и трансформируется.
Тезис "действие вытекает из бытия"
- это половина правды; вторая ее половина
звучит так: "бытие вытекает из действия".
1.2.2 Бытие-в-мире и
три формы мира.
Понятие "бытие-в-мире",
раскрытое экзистенционалистами, в частности
Бисвангером и Мэем, используется для
того, чтобы обозначить неразрывную целостность
субъективного и объективного. Введенная
когда-то Декартом дихотомия "объект
- субъект" признается ошибкой, а картезианская
картина мира является следствием отчужденного
восприятия действительности, порождаемого
техническим прогрессом. Именно это
определило ложное направление позитивное
науки. Мир - это структура значимых отношений,
которую создает сам субъект, при этом
ни субъективное, ни объективное не изначально.
Мир как раз в своем существовании образует
неразрывное единство, универсальную
целостность.
Дополнительно Бисвангер объяснял
понятие бытия-в-мире с другого ракурса,
он подчеркивал тождество бытия-в-мире
и трансцендирования, «так как через это
отождествление мы можем понять, что означает
"бытие-в-мире" и "мир" в их антропологическом
смысле. В немецком языке трансцендирование
выражается словом Ueberstieg (перелезть, переливаться
через край, выходить из берегов). Ueberstieg
требует, во-первых, того, к чему оно направлено,
а во-вторых, того, что ueberstiegen, или трансцендируется.
Первое, то есть то, к чему направлено трансцендирование,
мы называем "миром", а второе, то,
что трансцендируется, бытием (das Seiende selbst),
особенно то, в форме чего существует человеческое
существо. Другими словами, не только "мир"
строит себя в акте трансцендирования,
будь это только заря мира или объективированное
знание, но и само "я" тоже»(2)
Бытие-в-мире, по Бинсвангеру,
имеет три модуса, то есть три параллельно
существующих аспекта мира,:
1) Umwelt - его буквальное значение
"мир вокруг"; это физический мир,
иначе говоря, окружающая среда. Все без
исключения живые существа имеют модус Umwelt.
«Umwelt животных и человеческих организмов
включает в себя биологические потребности,
влечения, инстинкты – это тот мир, в котором
живой организм все-таки будет существовать,
даже не будучи наделен способностью сознавать
себя. Это мир естественных законов и естественных
циклов – сна и бодрствования, рождения
и смерти, желаний и их осуществления;
мир конечности и биологического детерминизма;
мир, в который "мы все оказались заброшены"
самим фактом нашего рождения и к которому
мы все должны тем или иным образом приспосабливаться»
(2). Очевидно присутствие понятий "приспособления"
и "адаптации" в модусе Umwelt . При этом
сама адаптация никоим образом не влияет
на среду и не изменяет ее. Приспособление
происходит между двумя объектами или
человеком и объектом. Бинсвангер утверждает,
что «классический психоанализ имел дело
только с Umwelt. Гениальность и ценность
работы Фрейда заключается в открытии
человека в Umwelt – мире инстинктов, влечений,
случайностей и биологического детерминизма.»
(2)
2) Mitwelt - в буквальном переводе "с
миром"; социум, сфера общения с другими
людьми, четко отделяемая от социального
мира животных. Для обозначения модуса Mitwelt
подойдет слово взаимоотношения в противовес
приспособлению и адаптации. Фундаменталной
особенностью взаимоотношений является
то, что в процессе взаимодействия оба
человека изменяются. Таким образом, не
стоит Mitwelt путать с влиянием коллективного
разума или социальным детерминизмом. И
можно говорить с одной стороны об окружающей
среде в соотношении с животным миром
и с другой стороны о мире применительно
к человеку, по причине того, что понятие
мира гораздо шире, оно включает в себя
структуру смысловых значений, которые
возникают в результате взаимодействия
людей в этом мире.
3) Eigenwelt – в переводе «собственный
мир», это «мир самости (в том числе телесной),
присущий только человеку; это не просто
субъективный мир, а мир Себя настоящего,
основа, на которой строится отношение
к двум другим модусам.» (2) Eigenwelt предполагает
осознание себя самого. И это присуще только
человеку. Однако это не просто субъективные
внутренние переживания. Скорее, это структура,
на основе которой мы воспринимаем информацию;
угол, под которым мы рассматриваем
реальный мир вокруг; направление, согласно
которому мы устанавливаем связи и развиваемся.
В общем говоря, это как раз тот модус,
который в современной психологии и психологии
бессознательного менее всего изучен.
В данном разделении мира на
три модуса содержится мысль о том, что
это отнюдь не три разных мира, а три синхронно
существующих модуса мира, они всегда
взаимосвязаны между собой и всегда влияют
друг на друга. Восприятие социального
мира не сводится к физическому и наоборот,
здесь подчеркивается важнейшая роль
самости человека в оценке действительности.
1.2.3 Трансцендентность.
Одной из фундаментальных
характеристик человеческого существования
(Dasein) является способность к трансценденции,
что в буквальном смысле слова означает
выходить за пределы чего-либо. Она заданна
онтологической структурой и находится
вне рамок причинного объяснения. Это
определено тем фактом, что человеческое
бытие всегда ориентировано вовне на что-то
или на кого-то: на смысл чего-либо или
на другого человека. И этой ориентации
во вне, открытости миру, в служении делу
или любви к другому, человек реализует
сам себя. Чем больше его энергия направлена
во вне, чем больше он отдает себя делу,
своей семье, тем в большей степени он
проявляет свою трансцендентность и тем
больше является человеком, становясь
при этом самим собой. Таким образом, он,
по сути, может реализовать себя лишь в
той мере, насколько он находится в отдавании,
насколько фокус его внимания направлен
во внешний мир. Это то уникальное свойство
человеческого бытия, благодаря которому
гомеостатические модели личности, в которых
представляют человека как существо, интересующееся
исключительно самим собой, поскольку
для него важно лишь сохранение или соответственно
восстановление гомеостаза, признаются
неадекватными и пандетерменизм становится
несостоятельным в том смысле, что, хотя
по большому счету, все человеческое обусловлено.
«Но собственно человеческим оно становится
лишь тогда и постольку, когда и поскольку
оно поднимается над своей собственной
обусловленностью, преодолевая ее, "трансцендируя"
ее, превосходя при этом себя, выходя к
чему-то иному. Говоря словами Августина,
человеческое сердце не находит себе покоя,
пока оно не найдет и не осуществит смысл
и цель жизни.»(1)
Бытие раскрывается в трансцендировании.
Трансцендентным, по Ясперсу, называется
то, что «лежит по ту сторону любой предметности,
это выход из предметного в непредметное,
как если бы человеку была открыта тайна
самого бытия. Бытие трансцендирует человека,
и он в экзистенциальном акте выхода за
свои пределы открывается для возможности
встречи, разумения и понимания с другими
людьми. Это абсолютное в противовес конечному.»
Экзистенциальные аналитики
утверждают, что способность человеческого
существа трансцендировать наличную ситуацию
– это самый центр человеческого существования,
она является основой человеческой свободы.
При этом способность трансцендирования
наличной ситуации является неотделимой
частью самосознания, что подразумевает
способность в любой ситуации отстраниться,
посмотреть на себя со стороны, проанализировать
события, а затем раскрыть свое будущее
бесконечным разнообразием возможностей.
Таким образом, благодаря трансценденции
преодолеваются непосредственные границы
времени способностью переносить прошлое
в настоящее, и вместе со способностью
действовать во временной перспективе
составляет основу разума и личности.
1.2.4 Время .
Следующая заслуга экзистенциальных
аналитиков – это их подход к проблеме
времени. Особую значимость этой проблеме
придает тот факт, что трансцендирование,
как основа человеческого существования,
очень тесно связано с самой природой
времени, в его раскрытие в будущее, прошлое
и настоящее. Эта способность – выходить
за пределы настоящего момента, видеть
свои переживания в далеком прошлом и
нескором будущем, действовать и реагировать
в этих измерениях, учиться у прошлого
и формировать отдаленное будущее – является
уникальной характеристикой человеческого
существования.
Что есть темпоральность существования?
Это не время на часах или календарное
время. Это и не бесконечная последовательность
моментов настоящего, как в физике. Это
непрерывное течение жизни, существующее
само по себе, независимо от последовательности
событий, которые могут происходить одновременно,
переживаемое как спонтанная, живая энергия.
Босс обращает внимание, «…время в мире
для того, чтобы быть использованным человеком.
Время всегда то, чего достаточно (или
недостаточно) для того, чтобы сделать
нечто. Это "время для" - наиважнейшее
для человеческого существования.»(6).
Таким образом экзистенционалисты
определяют наиболее важную черту существования
– оно всегда находится в процессе
развивития во времени, его нельзя определить
статически. Человек – существо
всегда развивающееся, всегда стремящееся
в будущее. Поэтому личность можно
понять только на ее пути к будущему. Человек
может понять себя, только представляя
себя в будущем. "Я" надо увидеть в
его потенциальности и возможности.
«Для нормальных индивидов
будущее открыто. Хотя все неопределенно,
кроме того, что мы умрем, даже дата смерти
неизвестна, но есть большая область, которая
открыта нашим разумным ожиданиям и планам.
Другими словами, более или менее точный
план постоянно проецируется в будущее.
В определенных психических состояниях
такое планирование может быть искажено.
В маниакальной стадии, так же как и в психопатических
состояниях, в будущее ничего не проецируется,
оно пустое. Для страдающих депрессией
оно недостижимо и заблокировано, что
причиняет таким пациентам ужасные страдания.»
(2)
Франкл в своей книги
«Человек в поисках смысла» писал: «…
любая попытка вновь поднять дух людей
в концлагере предполагала, что нам удастся
направить их на какую-то цель в будущем.
Тот же, кто уже не мог больше верить в
будущее, в свое будущее, был потерян. Вместе
с будущим он утрачивал и духовный стержень,
внутренне ломался и деградировал как
телесно, так и душевно.»
Бинсвангер и другие психологи-экзистенциалисты
вслед за Хайдеггером особым образом выделяют
будущее, как основной образец времени
для человека. Они не отвергают прошлое.
Бисвангер утверждает: «Прошлое – это
территория Umwelt, случайных, природно-исторических,
детерминирующих сил, действующих на нас.
Прошлое переживается как что-то, что мы
оставляем позади, как что-то, хотя больше
и несуществующее, но все еще являющееся
для нас живой реальностью с некоторыми
особенными качествами: их можно назвать
доступностью, ценностью и изменчивостью.»(2)
Но обращают экзистенционалисты внимание
на то, что мы живем не только в Umwelt,
прошлый опыт черпается из памяти человека
избирательно, и оно приобретает значение
только в свете проекта будущего. Альфред
Адлер любил говорить, что память – творческий
процесс, мы помним события, значимые для
нашего стиля жизни, а вся форма памяти
– это отражение индивидуального стиля
жизни. То, чем человек хочет стать, определяет
его воспоминания о том, кем он был. Как
говорил Фрейд, мы тревожимся, как бы чего
не случилось в будущем. Таким образом,
отвергается пандетерменизм прошлого,
как считают сторонники ортодоксального
психоанализа..
Хайдеггер считает, что именно
конечность, временность придает смысл
человеческому существованию. Поэтому
время, с его точки зрения, должно рассматриваться
как самая существенная характеристика
бытия. При этом задача экзистенциалистов
заключается в том, чтобы раскрыть связь
между бытием, временем и человеком. Именно
единство времени и бытия служит основой
для того, что только человек и никакое
другое сущее, знает о своей конечности,
а значит только человеку ведома временность,
а с нею и само бытие. Конечность, временный
характер, таким образом, не просто являются
характерными чертами бытия, но и помогают
сделать его осмысленным.