Экзистенциальная психология как теоретическая основа тренингов личностного роста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 18:58, курсовая работа
Описание работы
Мотивом выбора автором данной темы курсовой работы стал неподдельный интерес автора к трансформационным тренингам личностного роста, в частности программы «Созидания» компании ООО «Открытый Мир» (в дальнейшем «Тренинг»), которую автор проходил сам и в дальнейшем работал в этом направлении
Содержание работы
I. Ведение II. Основная часть 1. Экзистенциальная психология 1.1Краткий обзор экзистенциальной психологии, ее практических направлений и философии 1.2Основные понятия экзистенциальной психологии 1.2.1 Экзистенция и бытие 1.2.2 Бытие-в-мире и три формы мира 1.2.3 Трансцендентность 1.2.4 Время 1.2.5 Смысл жизни и ценности 1.2.6 Ответственность, свобода и выбор 2. Программа «Созидания» 2.1Структура и описание программы 2.2Основные понятия и принципы 2.3Сравнительные анализ основных положений программы «Созидание» с понятиями в экзистенциальной психологии. III. Заключение
Также, по мимо детерминизма,
отвергая казуальность, экзистенциальная
психология отвергает позитивизм
и материализм. Вместо понятия "казуальность"
экзистенциалист работает с понятием
"мотивация". Граница расхождения
экзистенциальной психологии с научной
идет по линии метода исследования. В экспериментировании,
считают экзистенциалисты к человеку
относятся как к предмету или вещи, предназначенной
для передвижения в лаборатории, что унизительно
для него, в прочем как и результаты зачастую
оказываются искусственные и тривиальными.
Все это вступает в противоречие с пониманием
человека как целостности его с миром
на основе феноменологического анализа.
Экзистенциальная психология
утверждает единство индивида-в-мире.
Она провозглашает ошибочность фрагментарного
подхода в изучении личности: сведения
личности к совокупности психомоторных
реакций, факторов или социальных ролей.
Любой взгляд, разрушающий это единство,
является подменой понятий и продуцирует
разрыв на части человеческого существования.
Исходная реальность целостна, она не
делима на субъект и объект, потому что
человеку природа дана изначально, он
существует в мире. И поскольку наука делит
мир на объект и субъект, она не способна
отобразить и изучить существование, которое
постигается в особом интенциональном
акте, название которого экзистенция.
Экзистенция — это не просто переживание,
а переживание индивида в мире, направленность
субъекта вовне, открытость перед иным
и движение к этому иному.
Таким образом, можно обозначить,
что экзистенциальная психология являет
пропасть в соотношении с научным истеблишментом,
тем самым подвергая опасности столь трудно
завоеванный статус психологии.
Также, Тихонравов в своей книге
«Экзистенциальная психология» отмечает:
«Несмотря на частные расхождения, всех
представителей экзистенциальной психологии
объединяет онтологическая трактовка
сознания. Следуя методологии Гуссерля,
они делают попытку найти априорные характеристики
"чистого" сознания, которые понимаются
как врожденные свойства человеческого
бытия; происходит необоснованный отказ
от анализа сознания в генетическом и
социально-историческом аспектах. Сознание,
таким образом, не рассматривается в качестве
высшей формы отражения объективного
мира, а фактически само объективируется.
Дальнейший анализ нацелен на установление
факта, функционирует ли сознание индивида
в соответствии с нормами, как их понимают
экзистенциалисты. Утрата заданных свойств,
пользуясь языком их теории, говорит об
утрате личностью подлинного бытия, ее
овеществлении. Крайние случаи перерождения
расцениваются как психическое заболевание.»
Таким образом, экзистенциальная
психология не случайно считается практической,
все ее видные представители практики,
изучающие в основном патологию личности,
и в отличие от бихевиоризма, гештальтпсихологии
и даже психоанализа, категория личности
находится в центре ее внимания. Причем
она имеет самую мощную философскую базу,
что очень важно методологически. Она
имеет свои собственные методы – это феноменологический
и экзистенциальный анализ.
Переходя к рассмотрению позиций
экзистенциальной психотерапии, нужно
начать прежде всего с такой выдающейся
личности, как Людвиг Бисвангер. Его вполне
заслуженно считают первым экзистенциальным
врачом-психотерапевтом, именно он первый
начал претворять теорию в практику. В своей философской
антропологии он пытался описать человеческое
существование в его целостности, преодолевая
биологизм Фрейда. В идее интенциональности
сознания он видит ключ к построению психологии,
способной уловить мир субъективных смыслов.
Объектом изучения психологии должны
стать конституирующие предмет интенциональные
акты: именно они формируют мир индивида.
Концепция Бинсвангера получила
название "экзистенциальный анализ"
(Daseinsanalyse) и стала в дальнейшем настольной
книгой для многочисленных последователей
в Западной Европе и Америке. Она представляет
собой симбиоз психоанализа, феноменологии
и экзистенциальных идей, преобразованных
с иной точки зрения. Некоторые идеи аналитики
Dasein, развитые Хайдеггером в "Бытии
и времени", Бинсвангер попытался приложить
в своей практике. Это означает, прежде
всего, отказ от представления человека
в качестве некого биоробота, лишь механически
взаимодействующего с миром вокруг, а
в антагонизм этому Бисвангер постулирует
рассмотрения человека в единстве с миром
самого человека. Именно Бинсвангер дал
практическое применение центральным
понятиям "Бытия и времени" Хайдеггера
в психологии создал первую формулировку
экзистенциального анализа как философского
фундамента психоаналитической терапии.
Таким образом, экзистенциальный
анализ Бисвангера - это феноменологический
анализ актуального человеческого бытия.
Его цель - переформатирование внутреннего
мира опыта индивида. Согласно такому
методу, истинная экзистенция личности
обнаруживается благодаря углублению
ее в себя с целью выбрать автономный "жизненный
план".
Дополнительно Бисвангер вводит
такое понятие как миро-проект, характеризующееся
всеобъемлющим паттерном индивидуального
модуса бытия-в-мире. Именно структура
мировоззрения человека определяется
его миро-проектом: как он будет проявляться
в конкретной ситуации и какие у него характерные
черты и симптомы. Границы проекта могут
быть суженными, зашоренными и размытыми,
а могут быть широкими и четким. Миро-проект,
по мнению Бинсвангера, представляет собой
некий базис, с помощью которого мы можем
интерпретировать каждое действие личности.
Один из известных экзистенциальных
психотерапевтов является американский
экзистенциалист Ролло Мэй. Его позиция
также формировалась под воздействием
взглядов Бинсвангера. У Мэя можно обнаружить
структуры, очень близкие к экзистенциальным
априорным структурам Бинсвангера, и
Мэй особо акцентирует свое внимание на
их интенциональном аспекте. Его мнения
о целях и задачах психотерапии схожи
с Бисвангером и Мэй отмечает, что каждая
личность творит собственный мир, имея
в виду не только то, что человек, действуя,
способен влиять мир. Мир, по мнению Мэя,
меняется с трансформацией собственной
точки зрения индивида.
В своем труде «Клиническое
введение в психиатрическую феноменологию
и экзистенциальный анализ», Генри Элленбергер
пишет: «Экзистенциальная психотерапия
– это простое приложение некоторых экзистенциальных
понятий к психотерапии, безотносительно
к феноменологии и психоанализу. Ее не
следует путать с экзистенциальным анализом
Бинсвангера. В экзистенциальной психотерапии
нет стандартной системы или метода, но
три ее понятия заслуживают особого внимания.
Понятие экзистенциального
невроза, то есть болезни, возникающей
не столько из-за вытесненной травмы, слабого
эго или жизненного стресса, сколько из-за
неспособности индивида увидеть смысл
жизни, поэтому он продолжает жить в неаутентичном
экзистенциальном модусе. Человек должен
найти смысл жизни и перейти в аутентичный
модус существования.
Экзистенциальный психотерапевт
предпочитает психоаналитическому переносу
другое межличностное переживание – встречу.
Встреча – это не случайное свидание
или первое знакомство двух индивидов,
а решающее внутреннее переживание, имеющее
значение для одного из двух индивидов
(иногда для обоих). Встреча может принести
неожиданную свободу от равнодушия или
иллюзии, расширить духовные горизонты
и придать жизни новый смысл.
Некоторые психотерапевты используют
такое экзистенциальное понятие – kairos.
Это греческое слово в медицинской системе
Гиппократа означало характерный момент,
когда в ходе тяжелой болезни ожидалось
изменение к лучшему или худшему; на короткое
время проявлялись "критические"
симптомы, обозначая новое направление.
Хорошие психотерапевты всегда знали,
что есть особое время, когда конкретный
пациент внутренне готов к данному виду
вмешательства, и такое вмешательство
в этот момент будет успешным, тогда как
до этого момента оно было бы преждевременным,
а после – бесперспективным. Такие критические
моменты, если ими управлять надлежащим
образом, позволяют опытному психотерапевту
удивительно быстро вылечить пациента,
случай которого считался тяжелым или
даже безнадежным.»
Также одним из основоположников
европейского экзистенциального анализа
является ученик Хадеггера - М.Босс. В отличие
от Бинсвангера, Босс не ведет разговор
мирвоззренческом контесте, используя
понятие миро-проекта, но обсуждает бытие
в терминах открытости или закрытости,
откровенного или сокровенного, светлого
и темного, широкого и узкого. Психологическое
или соматическое состояние может быть
фактором, ограничивающим "воплощение
того или иного возможного отношения с
миром, из которых состоит человеческое
существование"'.
«Фундаментальным принципом,
лежащим в основе психотерапии, должна
быть, по Боссу, полная открытость пациента.
Главную задачу экзистенциального
анализа Босс видит в излечении от неврозов
и психозов посредством преодоления всех
предвзятых понятий и "субъективистских"
интерпретаций, заслонивших бытие от человека.»
(3)
В своих убеждениях Босс был
ортодоксальным противником современного
методологического подхода в науке и ставит
перед собой задачу ликвидировать картезианство
в психологии и медицине. В своей книге
«Экзистенциальные основания медицины
и психологии» он не стесняясь характеризует
что все науки о человеке, естественные
и социальные, лживыми. На место традиционных
понятий биологии и физиологии Босс ставит
экзистенциалы. Босс не говорит о модусах
бытия-в-мире в том же смысле, что и Бинсвангер,
предпочитая говорить о тех характеристиках,
которые присущи любому человеческому
существованию. Именно эти характеристики
он, вслед за Хайдеггером, называет экзистенциалами.
Среди наиболее важных из обсуждаемых
Боссом экзистенциалов - телесность, пространственность,
темпоральность, существование в разделенном
мире и настроение или настроенность.
«Кроме того, в этой же работе
Босс пытается прописать основные направления
трансформации психологии как науки о
человеке, продвижение в которых может
сделать ее подлинно экзистенциальной:
Первый вектор - движение от понимания
тела в качестве физического организма
к идее телесности.
Второй вектор - от понятия психики
к человеческому бытию-в-мире.
Третий вектор - от концепта
сознания к фундаментальной открытости
человеческого существования.
Четвертый вектор - от психического
бессознательного к фундаментальной "сокрытости".
Пятый вектор - от понятия влечения
к человеческой возможности специфическим
образом относиться к окружающему миру.
Шестой вектор - от психических
инстанций (агентов) к экзистенциальному
пониманию человеческих способов поведения.
Седьмой вектор - от эмпатии
к постижению того, как люди непосредственно
понимают друг друга.
Последний, восьмой, вектор
- от психических причин и психодинамики
к пониманию мотивационных контекстов»
(4)
Среди различных направлений
психотерапии экзистенциального направления
наиболее влиятельной является так называемая
«Третья венская школа», основателем которой
является Виктор Франкл (род. в 1905 г.). Во
время Второй мировой войны Франкл находился
в качестве заключенного в немецком концлагере.
Именно содрогающийся духовный опыт этого
события в корне изменил его взгляды на
смысл человеческой жизни. Именно там
он обратил внимание, что выживают люди,
у которых есть зачем жить. Как сказал
Ницше: «Если есть зачем, можно вынести
любое как». Франкл основал свою теорию,
в которой говорится, что «основной движущей
силой жизни личности является поиски
смысла собственного существования; что
само человеческое существование может
считаться человеческим лишь в той мере,
в которой в нем присутствует смысл»(1).
При отсутствии этого смысла возникает
экзистенциальный вакуум, проявляющийся
в виде невроза, который он назвал ноогенным.
Признавая, что наследственность и внешние
обстоятельства задают определенные границы
возможностей поведения, он подчеркивает
наличие трех уровней существования человека:
биологического, психологического и поэтического,
или духовного, уровня. Именно в духовном
существовании и находятся те смыслы и
ценности, которые играют определяющую
по отношению к нижележащим уровням роль.
Таким образом он формулирует идею о возможности
самодетерминации, которая связана с существованием
человека в духовном мире.
Именно эти идеи легли в основу
разработанного им комплекса психотерапевтических
мероприятий, названных им логотерапией.
«Первоначально он называл его также «экзистенциальным
анализом» (Existenzanalyse), но в последние годы
он употребляет это название редко, чтобы
подчеркнуть отличия от Daseinsanalyse. Дело
в том, что на английский язык и тот и другой
термин переводятся одинаково — «экзистенциальный
анализ», а больше всего последователей
и сторонников у Франкла в США. Наименование
«Третья венская школа» было выбрано для
того, чтобы противопоставить логотерапию
фрейдизму и «индивидуальной психологии»
А. Адлера.» (6)
Логотерапия стремится обратить
человека, его сознание к подлинно духовным
ценностям, и призвана в первую очередь
привести его к осознанию собственной
ответственности и уникальности, как основы
основ человеческого существования. Поэтому
цель экзистенциального анализа и логотерапии
состоит в том, чтобы помочь человеку достичь
максимальной сосредоточенности на жизненной
задаче, стоящей перед ним, считает Франкл.
Таким образом, мы произвели
краткий обзор направлений экзистенциальной
психотерапии по самым интересным, по
нашему мнению, авторам. Можно подытожить
основную характеристику данного направления
словами Л.С.Выготского: «…наша психология
– вершинная психология (определяет не
«глубины», а «вершины» личности)».
Экзистенциальная психология имеет явную
глубокую связь с философией и феноменологией,
где революционным является понятие бытие
и его целостность с миром. В следующем
параграфе будут описаны различные точки
зрения на фундаментальные понятия экзистенциальной
психологии.
Основные понятия
экзистенциальной психологии
1.2.1 Экзистенция и
бытие
Экзистенциализм как учение
строится на совершенно новой категории
понятий – «бытие». Единого определения
их нет и подходы к трактовке этих понятий
у разных авторов различаются. "Что
касается определения слова "бытие",
– продолжает Марсель, – давайте признаем,
что это крайне трудно. Я бы просто предложил
подход к этому вопросу: бытие – это то,
что противостоит или противостояло бы
исчерпывающему анализу, имеющему отношение
к опытным данным, целью которого является
сведение этих данных шаг за шагом к элементам,
лишенным сущностной внутренней ценности.»(5)
Высказывание Марселя можно
трактовать следующим образом: когда благодаря
фрейдовскому анализу, бихевиоризму мы
знаем все о мотивах, инстинктах и механизмах,
то у нас есть все, кроме существования.
Существование – это то, что имеем в сухом
остатке. Это та невидимая свободная часть
человека, которая вопреки бесконечному
множеству детерминирующих факторов,
имеет возможность осознавать их действие
на него. Это та область, в которой у него
есть возможность свободного выбора в
моменте между стимулом и реакцией, миг,
в котором есть потенциальная способность
принять решение о том, какая именно последует
реакция. Следовательно, это та часть,
где человек становится именно человеком,
где он никогда не будет просто совокупностью
инстинктов и влечений.