Эмоциональные процессы и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время проблема эмоций стала достаточно популярной. Она относится к числу весьма актуальных и весьма сложных проблем современной психологии. Как теоретический, так и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, ем разрешенных.

Содержание работы

Введение.
1 Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
2 Настроение, собственно эмоции и чувства
3 Методы изучения эмоциональных процессов и состояний
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

психология - копия.docx

— 37.78 Кб (Скачать файл)

Негосударственное частное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Южный институт менеджмента

 

Факультет заочного обучения

Кафедра Философии и истории

 

 

 

Контрольная работа

По дисцеплине «Психология и педагогика»

На тему: «Эмоциональные процессы и их характеристика»

 

 

Вариант № 21

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

1-го курса

Группы 13-З-Э2

________________

 

Проверила

________________

Содержание

Введение.

1 Основные виды эмоциональных  процессов и их характеристика. Аффект и стресс

2 Настроение, собственно эмоции  и чувства

3 Методы изучения эмоциональных  процессов и состояний

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема эмоций стала достаточно популярной. Она  относится к числу весьма актуальных и весьма сложных проблем современной  психологии. Как теоретический, так  и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке. Проблема эмоций в современной  общей психологии разработана существенно  меньше, чем другие области психологического знания. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, ем разрешенных. Причины надо искать не столько в  субъективных факторах – в нежелании  или неумении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а в объективной  сложности самой проблемы, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем. И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции – отражения  и регуляции, - эмоциональные явления  осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, - ощущения, восприятие, память, мышление и др.  Совершенно очевидно, что успешное продвижение в изучении проблемы эмоций возможно лишь при совместном усилии различных направлений психологической науки. Как более древняя форма отражения эмоции несут на себе печать глубинных связей со сферой потребностей и желаний человека. И эта тесная связь с потребностями – важнейшая характеристика эмоций.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и  лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Многие эмоциональные  состояния присущи человеку с  рождения. Уже новорожденный способен испытывать страх при сильном  звуке или внезапной потере опоры, неудовольствие при ограничении  движений и удовольствие, возникающее  в ответ на покачивание, поглаживание. Постепенно из этих «зародышей» и  вырастает все богатство эмоций человека.

В каждом обществе существуют нормы  выражения эмоций, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Но даже люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого  лица, определять по нему такие эмоциональные  состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Без эмоций ни одни человек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые эти потребности направлены, и мотивов, которые непосредственно побуждают к деятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того, каких теорий они придерживались. По характеристике эмоциональных процессов, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Каждый человек рождается с  определенным набором эмоциональных  реакций, более того, эмоции есть и  у животных. Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся страх и тревога как выражение потребности в самосохранении, радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребностей в движении.

В более позднем возрасте в результате общения с людьми и вследствие формирования собственного «Я» возникают  вторичные эмоции. Они не связаны  с жизненно важными потребностями, но от этого не становятся менее  значимыми, напротив, именно они доставляют наибольшие страдания и радость.

1. Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс

Эмоциональные процессы (явления) делятся  на аффекты, стрессовые состояния, настроения, собственно эмоции и чувства.

В начале ХХ века среди различных  «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Аффекты  почти всегда возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. По В.Витвицкому, аффект – это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни» (1946). К аффектам он относил такие эмоциональные реакции, как страх, ужас, гнев и т.п. К.Штумпф считал чувства разновидностью ощущений, выделял аффекты как особый вид психических явлений. Постепенно утвердилось представление о некоторой самостоятельности аффекта как вида эмоциональных явлений и при классификации этих явлений его стали выделять наряду с эмоциональным тоном, настроением и собственно эмоциями. А.Н.Леонтьев писал, что аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом.

Аффект как разновидность эмоций характеризуется:

1) быстрым возникновением;

2) очень большой интенсивностью  переживания;

3) кратковременностью;

4) бурным выражением (экспрессией);

5) безотчетностью, т.е. снижением  сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек не способен держать себя в руках. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он находится в беспамятстве;

6) диффузностью; сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект («гнев застилает глаза», «ярость ослепляет»).

Аффективные проявления положительных  эмоций – это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ безудержного веселья, смеха, а аффективные проявления отрицательных эмоций – это ярость, гнев, ужас, отчаяние, сопровождающиеся нередко ступором (застыванием в  неподвижной позе). После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, то есть так называемый аффективный шок.

Частое проявление аффекта в  нормальной обстановке свидетельствует  либо о невоспитанности человека (человек позволяет себе прийти в  аффективное состояние), либо об имеющемся  у него нервно-психическом заболевании.

Однако такое понимание аффекта  не согласуется с использованием термина «аффект» для обозначения  любых эмоциональных реакций, что  характерно для западной психологии.

Согласно С.Л.Рубинштейну, аффект –  это стремительно и бурно протекающий  эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками – потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.

Аффект возникает как реакция  на уже произошедшее событие и  является как бы сдвинутым к его  концу. Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость  при успехе – все этого переживается как бы после того, что уже случилось.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Если эмоция может быть названа «душевным  волнением», то аффект – это шквал, буря. Аффект говорит об очень большой  силе переживания.

Различают два вида аффекта:

1) Патологический

2) Физиологический.

Патологический аффект является следствием психического заболевания, протекает  при отсутствии сознания.

Физиологический аффект возникает  у нормального человека. Протекает  физиологический аффект при сохранном  сознании.

Выделяют два типа патологического  аффекта:

1) голотимный

2) кататимный.

Феноменологическое сходство этих патологических аффектов обусловлено  нарушением произвольности и неразряжаемостью, а их различие определяется двумя моментами: степенью предметности эмоционального переживания и характером связи с объектом. Понятие «кататимия» отражает влияние эмоциональных факторов на мыслительную деятельность человека. В случае кататимного аффекта речь идет о патологически гипертрофированном значении объекта, обусловленном спецификой потребностей. Связь с предметом, хотя не всегда осознана и не всегда истинна, - избыточно жестка.

Другой вариант – «псевдосвязи» - демонстрирует голотимный аффект.

Аффект, обознчаемый как голотимный – это «беспредметное» эмоциональное явление, возникающее в результате физиологических событий, которое опредмечивается во внешнем мире. Его феноменологической характеристикой является психологическая невыводимость из личностной истории.

Итак, феноменологически  кататимный аффект представляет собой эмоциональное явление, связанное со значимыми областями существования человека, с его ценностями и мотивами. Структурно этот аффект сходен с нормальной эмоцией. Кататимный аффект также неразряжаем.

В генетическом плане голотимный аффект связан с расстройствами на биологическом уровне.

Правильное понимание  аффектов имеет большое значение для педагогики и особенно для практики судебной психиатрии. Нарушения психической деятельности при аффектах показывают, насколько внутренне и взаимно обусловлены все психические процессы.

Среди эмоциональных состояний  выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем  активации.

В настоящее время стало  модным вместо термина «эмоциональная напряженность» употреблять термин «стресс».

Слово «стресс», также как  «успех», «неудача» и «счастье»  имеет разное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Как отмечает Ю.Г.Чирков, стресс противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений. Его слабость – в неопределенности, расплывчатости границ.

Г.Селье полагает, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс», затем первый слог исчез из-за смазывания или «проглатывания». Имеется точка зрения, что слово «стресс» произошло от латинского «затягивать». Новым был тот смысл, который в него вложил Селье.

В законченном виде учение о стрессе как об общем адаптационном  синдроме при действии повреждающих агентов было сформулировано Г.Селье, хотя и до него сходные явления наблюдали некоторые физиологи и клиницисты.

Г.Селье трактует понятие «стресс» по-разному. Если в его первых работах под стрессом понимались совокупность всех неспецифичных изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных сил организма, то в более поздних работах под стрессом понимается неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, то есть произошло упрощение этого феномена и понятия.

Постепенно по мере изучения стресса  Селье пришел к пониманию в его развитии роли психологического фактора. В публикациях чаще стали появляться такие понятия, как «психический стресс», «эмоциональный стресс». Это привело к размыванию понятия стресс, так как в их содержание стали включать и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических психологических воздействиях и эмоционально-психические синдромы, порождаемые телесными повреждениями. Это привело к смещению психофизиологического и физиологического подходов к изучению стресса.

Первым попытался разграничить физиологической и психологическое понимание стресса Г.Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной.

На финальной стадии разработки своего умения Г.Селье говорит о двух видах стресса – дистресс, связанный с отрицательными эмоциональными реакциями, эустресс, связанный с положительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу понятий вошли все физиологические явления, включая и сон.

То есть стресс (от англ. слова stress – напряжение) – эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, то есть в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения и пр. Экстремальные жизненные переживания – обиды, угрозы, разочарования, измены, неожиданная опасность, катастрофы – требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, то есть стресс.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход  его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают  отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и  на физическое здоровье человека.

В настоящее время в зависимости  от результатов стресса ученые различают  эустресс (положительный стресс, который сочетается в желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом).

Информация о работе Эмоциональные процессы и их характеристика