Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:16, контрольная работа
В настоящее время проблема эмоций стала достаточно популярной. Она относится к числу весьма актуальных и весьма сложных проблем современной психологии. Как теоретический, так и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке. Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, ем разрешенных.
Введение.
1 Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
2 Настроение, собственно эмоции и чувства
3 Методы изучения эмоциональных процессов и состояний
Заключение.
Список использованной литературы.
В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.
Г.Селье выделил в развитии стресса три этапа. Первый этап – реакция тревоги – фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. Второй этап – этап стабилизации, на котором все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап – стадия истощения, сопровождающаяся упадком сил, ухудшением самочувствия и даже смерть.
Таким образом, аффект и стресс – это эмоциональные процессы, которые отличаются друг от друга специфичной для них формой протекания. Но в эмоциональной сфере человека выделяют также и такие эмоциональные процессы, как настроение и собственно эмоции и чувства, о которых пойдет речь дальше.
2. Настроение, собственно эмоции и чувства
Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т.д. Именно так С.И.Ожегов и определяет настроение: как внутреннее душевное состояние, как направление мыслей, чувств.
В большинстве учебников
По Л.С.Рубинштейну «
Прийти к какому-то однозначному определению настроения невозможно. Поэтому необходимо рассмотреть разные характеристики настроения.
В отличие от эмоционального тона ощущений и эмоций настроение в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуется:
1) слабой интенсивностью;
2) значительной длительностью;
настроение может длиться
3) подчас неясностью его причины;
4) влиянии на активность человека; непостоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе.
Говоря о видах настроения, можно сказать, что оно может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, то есть повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, оптимизмом.
Вторым проявлением хорошего настроения является эйфория, которая характеризуется беспечностью, безмятежностью, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сторонам жизни.
Говорят также об общественном настроении как общественном сознании, отражающем преобладание чувства и настроения коллектива, социальной группы.
То есть настроение представляет собой
общее эмоциональное состояние,
окрашивающее в течение значительного
времени все поведение
Люди различаются по внешнему выражению своего настроения. У одних людей их настроение всегда можно прочитать на лице, а другие люди хорошо маскируют свое настроение, что о нем трудно догадаться по внешнему виду человека.
Собственно эмоции представляют собой длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторный характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми. Само выражение эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют этнографические описания и такие факты, как, например, своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты, первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я». вторые – как состояния, происходящие «во мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможно появление эмоции боязни появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом, например, аффектом острого гнева. Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.
Собственно эмоции – это длительное эмоциональное состояние, которое возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.
Более условным и менее общепринятым
является выделение чувств как особого
подкласса эмоциональных
Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиям, образующими содержание нравственного сознания человека.
Чувства носят личностный характер. Это означает, что в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Как правило, предметы, с которыми мы имели дело в радостной, эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у нас положительную реакцию. А неприятные или грустные события и позже вряд ли вызовут радость. В связи с этим чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности.
Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут информацию о них. В этом смысле можно говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства.
Чувства тесно связаны с потребностями
личности. За каждой эмоцией человека
стоит конкретная потребность. То есть
чувства порождаются двумя
Чувства характеризуются
Важной особенностью чувств является
их связь с жизнедеятельностью организма.
Под влиянием чувств изменяется деятельность
внутренних органов человека. Историческая
и социальная обусловленность чувств
является еще одной их особенностью.
Это означает, что они по-своему
проявляются у разных народов, в
разные исторические периоды. Так, выражение
радости в австралийском
3. Методы изучения эмоциональных процессов
Поскольку возникновение эмоций связано с изменением физиологических параметров, естественно стремление исследователей, диагностирующих наличие того или иного эмоционального состояния, опираться на эти «объективные» показатели.
Среди вегетативных показателей наиболее часто используются частота сердечных сокращений, артериальное давление и кожно-гальваническая реакция, реже – газообмен и энерготраты (Мясищев, 1929; Ермолаева-Томина, 1965; Валуева, 1967 и др.).
О.В.Овчинникова и Н.Н.Наенко (1968) для измерения эмоциональной напряженности использовали показатели температуры кожи на пальцах руки. Температура пальцев, с их точки зрения, позволяет дифференцировать эмоциональное напряжение от операционального: при первом температура понижена, при втором – повышена.
Ю.М.Забродиным и др. (1989) разработан метод оценки личностной и ситуативной тревожности с помощью оценки временных интервалов. Высчитываются два показателя: средняя относительная ошибка вычисляется как отношение:
где О – объективная длительность временного интервала, а S – это субъективная оценка.
Стандартное отклонение (G), т.е. разброс
величины ошибки в блоке предъявляемых
интервалов. Знак и величина средней
ошибки, разброс которой лежит
в области минимальных
Разработаны электромиографические методы диагностики эмоций по выражению лица (измерение лицевой экспрессии).
П.Экман и У.Фризен разработали метод, получивший название «FACS - система кодирования активности лицевых мышц». Метод основан на детальном изучении в течение более 10 лет анатомии лицевых мышц. Была выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, вовлеченных, например, в кусание губ.
Применение этой методики показало, что при отрицательных эмоциях (гнев, страх, отвращение, печаль) активизируется около 41% всех мышц лица. При этом степень электрической активности мышц находится в определенном соответствии с глубиной переживания этой эмоции.
В ряде исследований показано, что лицевая экспрессия находится под социальным контролем, определяемым принятыми нормами поведения.
В ряде ситуаций единственным каналом,
по которому может поступать информация
об эмоциональном состоянии
период, средняя частота основного тона речи за любой отрезок высказывания, интервал изменения частоты основного тона, изрезанность кривой основного тона. Эти показатели позволяют определить степень эмоционального возбуждения говорящего.
Однако вопрос о том, можно ли диагностировать качество эмоций по физиологическим показателям, до сих пор дискутируется учеными. Многие из них считают, что качество эмоциональных переживаний не всегда определяется интенсивностью и реактивностью физиологических показателей.
В ряде работ показаны индивидуальные реакции разных людей на одно и то же эмоциональное состояние.
В исследовании А.Е.Ольшанниковой показано, что одни и те же эмоциональные состояния могут у разных людей сопровождаться как увеличением, так и уменьшением исходных значений вегетативных реакций.
Ни поведение, ни различные психологические
и физиологические показатели, взятые
в отдельности, не могут достоверно
дифференцировать одно состояние от
другого, так как, например, увеличение
пульса или укорочение времени реакции
могут наблюдаться при
Реальный путей для диагностики состояний не дается. В.Л.Марищук приводит 49 групп показателей, с помощью которых могут оцениваться состояния.
Выбор показателей должен быть целенаправленным, отражающим реакцию важных блоков целостной функциональной системы. Прежде чем приступить к диагностике эмоционального состояния, нужно знать его структурную модель: что из-за чего возникает и на что направлен фиксируемый сдвиг.
Информация о работе Эмоциональные процессы и их характеристика