Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:41, реферат
Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его внезапным страхом, кто-то неудачно выступил публично, так как не сумел преодолеть волнения.
.1 Эмоциональные процессы и
Анализируя причины своих
Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли
в процессе эволюции как средство,
при помощи которого живые существа
устанавливают значимость тех или
иных условий для удовлетворения
своих потребностей. При этом самая
старая по происхождению, простейшая и
наиболее распространенная у живых
существ форма эмоциональных
переживаний — это
Эмоции являются специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде.В связи с этим выделилим три основных компонента эмоционального процесса:
Первый — это компонент
Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъекта — позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.
Третий компонент эмоции связан
со специфическими качественными особенностями
события, имеющего значение для субъекта,
и соответственно может быть охарактеризован
как содержание (или качество) эмоции.
В зависимости от этого компонента
эмоциональные реакции или
Рейковский Я. подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его как внутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психические явление.
Аффект — это наиболее мощная эмоциональная реакция; проявляется как сильное, бурное и относительно эмоциональное кратковременное переживание. Аффект полностью захватывает всю психику человека и предопределяет реакцию на ситуацию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуправляемости этим состоянием).
При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся в обратной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Собственно эмоции, в отличие
от аффектов, — более длительные
состояния. Они — реакция не только
на события совершившиеся, но и на
вероятные или вспоминаемые. Если
аффекты возникают к концу
действия и отражают суммарную итоговую
оценку ситуации, то эмоции смещаются
к началу действия и предвосхищают
результат. Большинство из них, например,
страх, носят опережающий характер,
при этом человек отражает события
в форме обобщенной субъективной
оценки определенной ситуации, связанной
с удовлетворением
Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым — приводит к отрицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отечественным психологом C. Самыгиным.
Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает.
Однажды пережитый страх может
закрепиться и стать
1.2 Воля в процессе управления
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Воля — это способность
С. Д Резник выделяет следующие основные функции воли:
1. выбор мотивов и целей;
2. регуляция побуждения к
3. организация психических
4. мобилизация физических и
Для возникновения волевой
Волевые усилия необходимы:
1. при восполнении дефицита
2. при выборе мотивов, целей,
видов действий при их
3. при произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.
Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения не осознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем — самоконтроля личности.
В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:
1. в легком мире, где любое
желание выполнимо, воля
2. в трудном мире, где существуют
разнообразные препятствия,
3. в легком внешнем мире и
при сложном внутреннем мире
человека требуются волевые
4. в трудном внешнем мире и
при сложном внутреннем мире
человека требуются
Необходимость сильной воли возрастает при наличии:
1. трудных ситуаций «трудного мира»;
2. сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.
В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:
1. обеспечивать условия для
2. активизировать
3. объяснять, в чем заключается
целесообразность тех
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
Основной и наиболее общей особенностью
эмоционально-волевой
Наконец, именно управленческая деятельность
требует максимального
2. Влияние стресса на здоровье человека
2.1 Причины стресса
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Информация о работе Эмоциональные процессы и управление эмоциями