Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:41, реферат

Описание работы

Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его внезапным страхом, кто-то неудачно выступил публично, так как не сумел преодолеть волнения.

Файлы: 1 файл

1 Эмоциональные процессы и управление эмоциями.docx

— 45.92 Кб (Скачать файл)

.1 Эмоциональные процессы и управление  эмоциями.

Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко  приходит к выводу, что именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как  был совершенно парализован охватившим его внезапным страхом, кто-то неудачно выступил публично, так как не сумел  преодолеть волнения.

Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или  иных условий для удовлетворения своих потребностей. При этом самая  старая по происхождению, простейшая и  наиболее распространенная у живых  существ форма эмоциональных  переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное  с невозможностью это сделать  при обострении соответствующей  потребности.

Эмоции являются специфической  реакцией организма на изменения  во внутренней или внешней среде.В связи с этим выделилим три основных компонента эмоционального процесса:

Первый — это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные  сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее  значение для субъекта, это приводит к возникновению (или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. Однако в отдельных случаях под  влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное  событие имеет для субъекта —  позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие  оценивается как позитивное, отрицательная  — когда оно оценивается как  негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается  в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного — в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями  события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован  как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные  эмоциями особые формы поведения  приобретают специфический характер. Эмоциональные состояния, возникшие  в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность  человека. Первые называют стеническими, вторые — астеническими. Возникновение  и проявление эмоций, чувств психологи  связывают со сложной комплексной  работой коры, подкорки мозга и  вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с  деятельностью сердца, дыхания, с  изменениями в деятельности скелетных  мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в  так называемой лимбической системе, существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания».

Рейковский Я. подчеркивает, что  три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его как  внутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий акт  или субъективно переживаемое психические  явление.

Аффект — это наиболее мощная эмоциональная реакция; проявляется  как сильное, бурное и относительно эмоциональное кратковременное  переживание. Аффект полностью захватывает  всю психику человека и предопределяет реакцию на ситуацию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуправляемости этим состоянием).

При анализе аффекта учитывают  соответствие силы стимула и результата, находящихся в обратной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и  чем больше усилий пришлось затратить  на то, чтобы его реализовать, чем  меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий  аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными  органическими изменениями и  двигательными реакциями.

Собственно эмоции, в отличие  от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу  действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются  к началу действия и предвосхищают  результат. Большинство из них, например, страх, носят опережающий характер, при этом человек отражает события  в форме обобщенной субъективной оценки определенной ситуации, связанной  с удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и завершающими аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом  способствует целенаправленному поведению.

Положительные эмоции возникают, когда  реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает  ожидаемый полезный результат, и  наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым — приводит к отрицательным эмоциям. Потребностный  подход к определению знака эмоции был предложен отечественным  психологом C. Самыгиным.

Эмоция может рассматриваться  как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой  силы, что нервная система не выдерживает  и человек умирает.

Однажды пережитый страх может  закрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствие работнику в  присутствии других людей, что настолько  сильно повлияло на сотрудника, что  он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Такое состояние  называется фобией.

1.2 Воля в процессе управления

Воля — это сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля — это способность человека, проявляющаяся в само детерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может  по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять  действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной  силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно  сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

С. Д Резник выделяет следующие  основные функции воли:

1. выбор мотивов и целей;

2. регуляция побуждения к действиям  при недостаточной или избыточной  их мотивации;

3. организация психических процессов  в адекватную выполняемой человеком  деятельности систему;

4. мобилизация физических и психических  возможностей при преодолении  препятствий в достижении поставленной  цели.

Для возникновения волевой регуляции  необходимы определенные условия —  наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия  внешние — время, пространство, противодействия  людей, физические свойства предметов  и т. д.; препятствия внутренние —  отношения и установки, болезненные  состояния, усталость и т. д. Все  эти препятствия, отражаясь в  сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый  тонус для преодоления трудностей.

Волевые усилия необходимы:

1. при восполнении дефицита побуждения  к действиям при отсутствии  их достаточной мотивации;

2. при выборе мотивов, целей,  видов действий при их конфликте;

3. при произвольной регуляции  внешних и внутренних действий  и психических процессов.

Воля неразрывно связана с познавательными  мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две  категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются  в результате возникновения не осознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и  т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет  четкой цели и усилий субъекта для  ее достижения. Примером непроизводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное  представление тех операций, которые  могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется  как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Волевая регуляция поведения человека формируется и развивается под  воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем —  самоконтроля личности.

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего  мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:

1. в легком мире, где любое  желание выполнимо, воля практически  не требуется (желания человека  просты, однозначны, любое желание  осуществимо в легком мире);

2. в трудном мире, где существуют  разнообразные препятствия, требуются  волевые усилия по преодолению  препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек  внутренне спокоен, уверен в  своей правоте в силу однозначности  своих желаний и целей (простой  внутренний мир человека);

3. в легком внешнем мире и  при сложном внутреннем мире  человека требуются волевые усилия  по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей,  человек мучается при принятии  решения;

4. в трудном внешнем мире и  при сложном внутреннем мире  человека требуются интенсивные  волевые усилия для преодоления  внутренних сомнений для выбора  решения и осуществления действий  в условиях объективных помех  и трудностей. Волевое действие  здесь выступает как принятое  к осуществлению по собственному  решению, осознанное, намеренное, целенаправленное  действие на основе внешней  и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

1. трудных ситуаций «трудного  мира»;

2. сложного, противоречивого внутреннего  мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние  и внутренние препятствия, человек  вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:

1. обеспечивать условия для успеха  деятельности работника, но не  облегчать существенно ему задания;

2. активизировать самостоятельную  деятельность работника, вызвать  у него чувство радости от  достигнутого, повышать его веру  в свои способность преодолевать  трудности;

3. объяснять, в чем заключается  целесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководитель  предъявляет работнику, и предоставлять  возможность работнику самостоятельно  принимать решения в разумных  пределах.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что  человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие  уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции  состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется  предельно высокой эмоциогенностью  и стрессогенностью, содержит огромное количество причин для возникновения  негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет  и наиболее высокие требования к  эффективности и жесткости эмоционально-волевой  регуляции состояний, что связано  с ее ответственностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содержит столь обширного спектра причин и факторов, порождающих эмоциональные  реакции, как управленческая.

Наконец, именно управленческая деятельность требует максимального включения  волевых процессов, а сами понятия  «хороший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Все сказанное  означает, что и «мир эмоций», и  «мир состояний», и весь спектр волевых  процессов и качеств проявляются  в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психологии управленческой деятельности обычно выделяется круг наиболее типичных аспектов, эмоционально-волевой  регуляции, имеющих наибольшее значение для ее организации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема состояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной  резистентности руководителя, особенности  когнитивной регуляции дисфункциональных  состояний, закономерности экспрессивных  процессов в управленческой деятельности.

2. Влияние стресса на здоровье  человека

2.1 Причины стресса

Стресс - обычное и часто встречающееся  явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты  в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как  повышенную раздражительность или  бессонницу во время экзаменационной  сессии. Незначительные стрессы неизбежны  и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать  допустимую степень стресса и  слишком большой стресс. Нулевой  стресс невозможен.

Информация о работе Эмоциональные процессы и управление эмоциями