Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:41, реферат

Описание работы

Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его внезапным страхом, кто-то неудачно выступил публично, так как не сумел преодолеть волнения.

Файлы: 1 файл

1 Эмоциональные процессы и управление эмоциями.docx

— 45.92 Кб (Скачать файл)

Тот тип стресса, который мы будем  рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое  или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим  признакам стресса относятся  язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию  и пониженный интерес к меж  личным и сексуальным отношениям и др.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как  на их заработке и результатах  работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью  организации или событиями личной жизни человека.

Причины стрессов, или стрессоры, условно  делят на две группы : физические и психические (сигнальные), подобно  этому различают стрессы физиологические  и психоэмоциональные.

К физиологическим стрессам можно  отнести реакции организма на:

·  шум;

·  охлаждение;

·  недостаток кислорода;

·  кровопотерю;

·  травму;

·  интоксикацию;

·  физическую нагрузку;

·  лишение пищи.

К психоэмоциональным стрессам относят  реакции на сигнал опасности:

·  неожиданное прикосновение;

·  неустойчивость опоры;

·  быстрое увеличение в размерах нечетко различимого предмета;

·  одиночество или перенаселение.

У человека, кроме таких факторов, причиной стресса могут быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода.

В последние годы обращают внимание на производственные стрессы:

·  неопределенность трудового  задания;

·  недогрузка или перегрузка;

·  ответственность за людей;

·  несправедливая оценка труда;

·  "трудное начальство"

·  плохие условия труда.

2.2 Организационные факторы стресса

Рассмотрим те факторы, действующие  внутри организации, которые вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком малая  рабочая нагрузка, т.е. задание,  которое следует завершить за  конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация ( чувство крушения ), а также чувство  безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать  точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей  его возможностям, обычно чувствует  фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в  социальной структуре организации  и ощущает себя явно не вознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют  противоречивые требования. Например, продавец может получить задание  немедленно реагировать на просьбы  клиентов, но, когда его видят  разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять  полки товаром.

Конфликт ролей может также  произойти в результате нарушения  принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику  противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник  отдела технического контроля требует  соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может также  возникнуть в результате различий между  нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать  напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать  требования руководства - с другой.

3. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей возникает  тогда, когда работник не уверен в  том, что от него ожидают. В отличие  от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы  и неопределенны. Люди должны иметь  правильное представление об ожиданиях  руководства - что они должны делать, как они должны делать и как  их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более  интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и другие  факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного  шума. Неправильные соотношения между  полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации  и необоснованные требования сотрудников  друг к другу тоже могут вызвать  стресс.

2.3 Проявления стресса

Итак, стресс - это напряженное состояние  организма, т.е. неспецифический ответ  организма на предъявленное ему  требование (стрессовую ситуацию). Под  воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые  могут сигнализировать о наличии  в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести  эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать  нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения:

1. Невозможность сосредоточиться  на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в  работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство  усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются  боли ( голова, спина, область желудка  ).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет прежней  радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество  выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным  напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Пропадает аппетит - вообще  потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя закончить  работу.

В одних и тех же условиях у  разных людей стрессы могут протекать  по-разному; основной "удар" может  падать на разные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную или иммунную, что  зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностей организма, определяемых, в частности, наследственностью. Возможно, по-видимому, и влияние особенностей самой стрессорной ситуации. Наиболее общими для любого стресса являются три его стадии, описанные Селье.

 

1-я из них получила название  стадии беспокойства, боевой тревоги  и представляет собой как бы "встряску организма", призыв "к  оружию, к мобилизации нейро-эндокринных  механизмов, обеспечивающих значительное  преобладание реакций, дающих  энергию для борьбы или бегства.  В этой стадии повышаются восходящие  влияния ратикулярной формации  мозга, активность лимбической  системы больших полушарий и  новой коры. Обычно это приводит  к возбуждению симпато-адреналовой  системы, которая, в свою очередь,  может способствовать мобилизации  другой: "гипоталамус - гипофиз  - кора надпочечников", в результате  повышается секреция гормонов - АКТГ, адреналина, глюкокортикоидов.

Еще Селье описал характерную для  гиперпродукции глюкокортикоидов триаду:

1. увеличение коры надпочечников  и исчезновение секреторных гранул  из ее клеток.

2. острую инволяцию (обратное  развитие) тимуса и др. лимфоидных  органов.

3. развитие кровоточащих язв  в желудке.

2-я стадия стресса - стадия  резистентности или адаптации  - характеризуется восстановлением  равновесия между ката - и анаболическими  реакциями, т.е. распадом и синтезом. Это обеспечивается повышением  секреции таких анаболических  гормонов, как соматотропный гормон (гормон роста), инсулин. Устойчивость  организма к действию стрессора  при этом увеличивается, возрастает  резистентность и к другим  неблагоприятным воздействиям, улучшается  общее самочувствие, растет уровень  здоровья. Такое явление Селье  назвал "эустрессом", т.е. "хорошим  стрессом".

3-я стадия - называется стадией  истощения, или "дистресса": она развивается при исчерпании  адаптивных резервов. Исходом этой  стадии может быть срыв адаптивных  механизмов, развитие болезни или  смерть.

1-я ст. стадия стресса обычно  сопровождается повышенной психической  активностью, характерной для  воодушевления, радости, восторга, наслаждения, счастья, экстаза,  волнения, страха, негодования, возмущения, гнева, ярости, агрессии, ужаса, паники. Одним из интимных и постоянных  признаков психоэмоционального  стресса является - тревога. Тревога  сопоставима с болью, но, в отличие  от боли, тревога представляет  собой сигнал об опасности,  которая еще не реализована.

При стрессе обычно повышается и  мышечная активность. Напрягаются мышцы  шеи, спины, лба. Интенсивное мышечное сокращение может быть причиной накопления продуктов обмена веществ и болей  в области головы, шеи, спины, поясницы.

Внешние признаки стресса могут  выражаться по типу не только психомоторного возбуждения, но и запредельного  торможения, выражающегося в растерянности, бездеятельности или внезапном  сне. Наиболее общей для первой фазы всех видов стресса реакцией внутренних органов является активация сердечно-сосудистой системы. Повышаются частота и интенсивность  сердечных сокращений, артериальное давление, повышается кровоток в миокарде, мозге, скелетных мышцах. Повышаются глубина, частота дыхания, расширяются  бронхи, зрачки.

2.4 Жизненно важная роль стрессов

Селье считал, что полная свобода  от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и - при  ее повторении или длительном действии - способствует эффективному запуску  специфических, как правило, более  экономных адаптивных реакций. Стрессы  формируются у ребенка еще  во внутриутробном периоде. Их причиной могут быть движения матери, создающие  умеренный дефицит О2, в борьбе за который ребенок развивает  двигательную активность, а это ускоряет формирование многих систем его организма. Если мать переедает и ее кровь  содержит избыток питательных веществ, двигательная активность плода, напротив, снижается, и его развитие тормозится.

Роды формируют стресс не только у матери, но и у новорожденного. Умеренные стрессы детства, возникающие  при игровом общении детей, положительные  и отрицательные эмоции, формирующиеся  в процессе знакомства ребенка с  окружающим миром, двигательная активность и периодические охлаждения могут  способствовать физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию. Регулярно  плавающие дети начинают ходить на 3 месяца раньше обычного; они болеют в 3 раза реже, а их словарный запас  в 3-4 раза больше, чем у детей, не занимающихся плаванием.

Умеренные стрессы могут способствовать повышению настроения и работоспособности, обеспечивают обезболивающий эффект, что представляется важным в периоды  повышенных требований к организму  человека: на экзаменах, в момент выполнения хирургом сложных операций, при публичных  выступлениях. Отсюда можно предположить, что недостаточная выраженность стрессовых реакций может быть фактором, неблагоприятным для здоровья.

2.5 Опасность стрессов для здоровья

Неблагоприятному влиянию стресса  на здоровье могут способствовать:

1. безысходность или неопределенность  ситуации, к которой трудно приспособиться (стихийные бедствия и войны,  потеря близких людей);

2. высокая интенсивность или  продолжительность стресс-реакции,  завершающейся истощением адаптивных  резервов;

3. личностные или биологические  особенности, определяющие слабость  антистрессорной защиты;

4. использование для защиты от  стресса опасных для здоровья  и жизни приемов.

Неблагоприятное влияние на здоровье человека присуще физическим и еще  чаще психоэмоциональным стрессам. Так, шум, сам по себе не связанный с  какой-либо опасностью для человека, тем не менее может вызвать  состояние тревоги и, как другие стрессоры, тормозить деятельность желудка, нарушать пищеварение в  целом и вызывать неврозы.

К эмоциональным признакам хронического стресса относят:

·  смены настроения;

·  повышение тревожности и  антипатию к людям;

·  появление раздражительности, усталости и рассеянности;

К поведенческим проявлениям хронического стресса отнесены:

·  появление нерешительности;

·  нарушение сна;

·  переедание или потеря аппетита;

·  снижение качества работы и повышение  числа не выходов;

·  учащение несчастных случаев;

·  более частые курение и  прием алкоголя.

К соматическим признакам стресса  относятся:

·  аритмии сердца и сердцебиение;

·  боль и чувство сжатия грудной  клетки;

·  затрудненное дыхание;

·  вздутие живота;

·  боли в животе и понос;

·  частые мочеиспускания;

·  снижение полового влечения и  импотенция;

·  нарушение менструального цикла;

·  покалывание в руках и  ногах;

·  боли в области головы, шеи, спины, поясницы;

·  ощущение "комка" в горле;

·  двоение в глазах;

·  ухудшение зрения, кожные сыпи.

Оценивая диагностическую роль этих явлений, отмечается, что - усталость, безнадежность, депрессия - более часто, чем боль в груди, являются прогностическими симптомами внезапной смерти. Вышеуказанные  явления, однако, чаще всего формируют  картину неврозов. Женщины, обычно, легче мужчин переживают острые стрессы; они адаптируются к стрессорным  факторам более экономно физиологически, но при этом испытывают больший психический  дискомфорт, чем мужчины. Женщины  чаще мужчин страдают неврозами. Имеют  значение и некоторые приобретаемые  свойства личности. Личностный "тип  А" , характеризующийся в 3-7 раз  большей склонностью к стрессам и развитию в связи с этим ИБС  по сравнению с параметрами "типа Б". Людей типа А характеризуют  высокий жизненный темп, соревновательность, настойчивое желание признания  у окружающих, агрессивность, лидерские  качества.

Информация о работе Эмоциональные процессы и управление эмоциями