Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 05:23, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. изучить состояние теоретической разработанности проблемы особенностей подросткового возраста в психологии.
2. эмпирически изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
3. сформулировать выводы.
Общая характеристика работы………………………………………………...3
1. Особенности подросткового возраста………………………………….......5
1.1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка…....5
1.2. Подростковый возраст как этап психического развития……………8
1.3. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка……16
1.4. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста ……………………………………………………...20
1.5. Общение подростка со сверстниками……………………………….24
Выводы по главе 1……………………………………………………………..36
2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………………………………37
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования…………………...37
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………38
Выводы по главе 2……………………………………………………………..43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика работы………………………………………………...3
1. Особенности подросткового возраста………………………………….......5
1.1. Место и значение
подросткового периода в
1.2. Подростковый возраст как этап психического развития……………8
1.3. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка……16
1.4. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста ……………………………………………………...20
1.5. Общение подростка со сверстниками……………………………….24
Выводы по главе 1……………………………………………………………..36
2. Эмпирическое исследование
межличностных отношений в
2.1. Этапы
проведения эмпирического
2.2. Анализ
результатов эмпирического
Выводы по главе 2……………………………………………………………..43
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………46
Приложение …………………………………………………
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема изучения межличностных отношений в подростковом возрасте на современном этапе является актуальной.
В психологии существует ряд авторов, занимающихся изучением особенностей подросткового возраста Л.С. Выготский, Ж.Пиаже, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И Фельдштейн.
Можно отметить, что среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с межличностными отношениями.
Таким образом, проблема межличностных отношений в подростковом возрасте является актуальной.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте существуют различия в межличностных отношениях у мальчиков и девочек.
Методологической основой исследования являются принцип детерминизма, единства психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития, принцип системности и принцип логичности.
Методы исследования:
Практическая значимость полученных результатов: результаты данного исследования могут использоваться педагогами и школьными психологами для налаживания общения у учащихся.
Научная новизна: результаты данного исследования подтверждают имеющиеся в психологии данные.
Эмпирическая база исследования: данное психологическое исследование проводилось на базе СШ №15 г. Борисова.
Обследовалось 30 человек (учащиеся 10 класса) подросткового возраста (от 15 до 16 лет).
53,4% из общей численности составляют мальчики (16 человек).
46,6% из общей численности составляют девочки (14 человек).
Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из стр. и включает в себя:
2. Главу 1, где описывается проблема изучения особенностей подросткового возраста в психологии.
3. Главу 2, где описывается эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте.
4. Заключение.
5. Список использованных источников.
1. Особенности подросткового возраста
1.1. Место и значение
подросткового периода в
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в V--VIII классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати – двенадцати до четырнадцати – пятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже [10, 18].
Особое положение
Первым фактором развития
личности подростка является
его собственная большая
Все это вызывает огромное разнообразие условий, определяющих развитие, а отсюда – пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных сторон взрослости.
Например, в VII классе есть мальчики еще с детским
обликом и
интересами, но есть и очень взрослые ребята,
уже приобщившиеся к некоторым сторонам
взрослой жизни; есть «интеллектуалы»
с устойчивыми содержательными интересами,
но есть подростки и без таких интересов,
не умеющие самостоятельно усваивать
даже учебный материал; есть увлеченные
только общением с товарищами и спортом,
но с неясными планами на будущее, а у других
сознательная подготовка к будущей профессии
уже началась; одни девочки учатся с увлечением,
многим интересуются, много читают, а другие
думают только о модах и мальчиках; одни
ребята стали избалованными эгоистами,
а другие сами заняли дома позицию помощника
и опоры матери и т. д.[1.с.99].
Общее направление в развитии взрослости подростков может
быть разным, и каждое направление может
иметь множество вариантов. Например, для одного
«интеллектуала» книги и знания –
главное в жизни, а во многом остальном
он – «дитя»; другой –тоже классный «интеллектуал»
-- дома читает статьи по электронике и
увлечен радиотехникой, но бездельничает
на уроках, чрезвычайно занят вопросом
соответствия синего облика моде и превыше
всего ценит общение с более взрослыми
ребятами, с которыми можно поговорить
обо всем, начиная от смысла жизни и кончая
вопросом о лучшей парикмахерской; третьего
«интеллектуала» особенно не манит взрослость
в ее внешних проявлениях, но он усиленно
воспитывает в себе качества мужественности,
а и отношениях с девочками по их мнению,
как ребенок – дергает за косички, лохматит
прически. В этих трех вариантах, сходных
по одному параметру, развитие взрослости
происходит по-разному,
и при этом формируются различные
по содержанию жизненные ценности. Важность
подросткового периода определяется тем,
что в нем закладываются основы и намечается
общее направление в формировании моральных и социальных
установок личности. В юношеском возрасте
продолжается их развитие [15,86].
Таким образом, подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой — трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность) [12, 41].
На протяжении многих лет ведется теоретический спор о роли биологических и социальных моментов в возникновении явлений критического развития в подростковом периоде.
1.2.Подростковый возраст как этап психического развития
При анализе логики психического развития, связи этого развития с окружающей средой психологи исходят из того, что непосредственно условия жизни не определяют психического развития, поскольку оно зависит от типа взаимоотношений ребенка с его окружением. Специфичное для каждого возрастного этапа отношение внутренних процессов развития и внешних его условий определяет качественно новые психические образования. И именно это сочетание составляет социальную ситуацию развития.
Вот как пишет об этом Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста»: «Одна из величайших помех для теоретического и практического изучения детского развития неправильное решение проблемы среды и ее роли в динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий. Нельзя переносить в учение о детском развитии то понимание среды, которое сложилось в биологии применительно к эволюции животных видов.
Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфичное для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте» [2, 28]. В исследованиях психологов были выявлены те конкретные социальные обстоятельства, прежде всего изменение места ребенка в обществе, смена его позиции, которые, как говорит А. Н. Леонтьев, характеризуют подростковый период развития. Поиски ответа на вопросы: когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, начинает критически воспринимать их систему ценностей? Что формирует такое психологическое новообразование этого возраста как самосознание? -породили различные теоретические концепции подросткового периода развития.
Главной целью исследований, является разработка системы взглядов, позволяющих создать целостную картину ключевых аспектов развития подростков. В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. Данное обстоятельство выдвигает на первый план разработку психологических основ воспитательных воздействий, направленных на формирование всесторонне развитой личности [11, 87].
Рассмотрение подросткового возраста требует четкого выделения его границ. Существует несколько определений рубежей данного возраста. Например, Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом 12—15 лет у девочек и 13—16 лет у мальчиков, а, по Дж. Биррену, этот период охватывает 12—17 лет. В классификации Д. Б. Бромлей данный возраст определяется 11 —15 годами. На эту же продолжительность, с 11 до 15 лет, указывают авторы лонгитюдного исследования Института развития человека Калифорнийского университета. Ж. Пиаже относит к подростковому возраст от 12 до 15 лет [4, 12].
Информация о работе Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте